Проект "В детский сад хожу без слез"

Разделы: Работа с дошкольниками


Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык и семье. А это совсем непросто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические промессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Именно полому целью данного проекта является: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в
  • период адаптации к детскому саду;
  • помощь воспитателям в организации и проведении групповых и индивидуальных занятий и адаптационный период;

Параллельно с решением основных задач решаются задачи развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжении;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Факторы, влияющие на адаптацию.

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети до полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.

Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок пере-

утомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.

Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребенка в детском учреждении.

Меры, облегчающие адаптацию (для родителей).

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Когда вы приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т. п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям.

Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.

Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.

Хорошо, если в первые дни посещения ребенком детского сада мама сможет оставаться с ним в группе. В этот период она может быть "общей" мамой, играя не только со своим малышом, но и с другими детьми. Все сотрудники группы должны быть предупредительны по отношению к новичку, не обращать внимания на его вредные привычки. У ребенка должен сохраняться свободный режим. Можно привести ребенка в детский сад утром, на прогулку или перед обедом.

Рекомендуется укороченный день.

Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Меры, облегчающие адаптацию (для воспитателей).

Воспитатели просят разрешения побывать у ребенка дома (патронаж), знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

  • какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.;
  • как называют ребенка дома;
  • чем больше всего любит заниматься ребенок;
  • какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

Во время визита воспитателя к ребенку домой родителям даются педагогические рекомендации по адаптации ребенка к новым условиям жизни в детском учреждении. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным.

Для того чтобы ребенок еще до прихода в детский сад составил о нем представление и шел туда как в уже знакомое место, воспитатели готовят фотоальбом о жизни дошкольного учреждения.

Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорит: "Наконец-то ты пришел! Мы так давно тебя ждем".

Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течение 2-3 месяцев.

Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу.

Важным условием для успешной адаптации является питание: разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и, главное, их красивое оформление. Если у ребенка хороший аппетит, он весел, редко болеет.

На период адаптации необходим щадящий режим: детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.

В группе следует стремиться создать условия, приближенные к домашним. Особенно важны тепло, уют, наличие удобного шкафчика для одежды, отдельного полотенца, своей расчески, зеркала, а также мягкие ковры на полу, теплая вода в кране, уютные игровые уголки, тихое звучание музыки.

Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками.

Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Занятие 1

При поступлении детей из семьи, следует постепенно знакомить их с помещениями группы и их назначением. Можно начать с раздевальной комнаты, так как это первое помещение, куда приходят дети.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкафчики и задает вопросы:

Как вы думаете, для чего нужны эти шкафчики? (Складывать одежду.)

А почему шкафчиков много? (Потому что детей много.)

Как же узнать, где чей шкафчик? (Если дети не догадываются, воспитатель обращает их внимание на то, что на каждом шкафчике есть картинка.)

После чего воспитатель предлагает:

- Сейчас выберите себе шкафчик и постарайтесь запомнить, какая картинка на нем изображена. Это будет ваш шкафчик, в него вы будете складывать свою одежду. Сейчас ее мало, а вот когда будет холодно, одежды будет много, поэтому надо ее аккуратно складывать, чтобы она поместилась в шкафчик, не мялась, чтобы ее удобно было потом надевать.

Занятие 2

Знакомя детей с группой, воспитатель рассматривает с ними предметы, которые находятся в группе, и задает вопросы:

Что вы видите в нашей группе?

Зачем нам нужны столы и стулья? (Чтобы есть, заниматься.)

Почему столов и стульев так много? (Потому что много детей.)

Какие игрушки есть у нас в группе?

Что еще вы видите в группе? (Различные комнатные растения.)

Затем воспитатель говорит:

- Комнатные растения очень украшают группу, но, чтобы они были такими красивыми, за ними надо ухаживать. Мы с Надеждой Валентиновной (другим воспитателем) научим вас этому.

Занятие 3

Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями группы:

- Самая большая комната называется групповая. Посмотрите, как много всего в ней находится. Что вы видите? (Игрушки, книги, машины, куклы и т. д.) А чтобы всегда найти нужный предмет, надо запомнить, где он лежит. Куклы сидят в кукольном уголке. Когда вы с ними поиграете, их нужно вернуть туда, откуда вы их взяли.

Воспитатель предлагает детям назвать все, что находится в кукольном уголке. Обращает внимание на то, где все предметы располагаются, напоминает, что после игры все нужно поставить на место. Далее он подводит детей к книжному уголку и спрашивает, что там находится. Предлагает детям почитать какую-нибудь книгу. После чтения поручает кому-либо из них отнести книгу в книжный уголок. Обращает внимание остальных на то, что их товарищ правильно положил книгу, потому что запомнил, где она лежала. В конце осмотра воспитатель напоминает, что все предметы в группе должны находиться на своих местах, тогда их легко можно найти и в группе будет порядок.

Занятие 4

Воспитатель продолжает знакомить детей с помещениями группы:

- Ребята, у нас в группе много разных предметов. Найдите, пожалуйста, предметы, которые нужны, когда мы едим, рисуем, лепим. (Столы, стулья.)

Воспитатель предлагает пройти в спальную комнату и назвать то, на чем дети спят. (Кровати.) Затем проходит с детьми в раздевалку и предлагает назвать предметы, которые там есть. (Шкафчики, скамеечки или банкетки.) Вот как много предметов нам нужно для жизни в группе.

Занятие 5

Воспитатель знакомит детей друг с другом, предлагает им назвать свои имя и фамилию, сказать друг другу, как зовут их пап и мам. Поправляет детей, если они на вопрос "Как тебя зовут?" называют не только имя, но и фамилию.

Во время таких бесед-разговоров воспитатель следит за тем, чтобы дети различали такие понятия, как "имя" и "фамилия", не объединяли их. На вопрос "Как тебя зовут?" ребенок должен назвать только свое имя, а не отвечать: "Саша Иванов".

Отвечая на вопрос "Как зовут маму?", ребенок может ответить: "Мама Таня".

Занятие 6

Воспитатель говорит детям, что они умеют дружно играть, помогают друг другу. Предлагает послушать стихотворение М.Ивенсен о таких же дружных детях.

Кто поможет?
Кто упал? Таня.
Кто не плачет? Таня.
Что за умница у нас
Маленькая Таня!

Кто упал? Витя.
Кто заплакал? Витя.
Кто поможет Вите встать?
Оленька и Митя, Коля и Нина,
Толя и Зина.
Все помогут? Да!

После чтения стихотворения можно побеседовать с детьми:

  1. Можно ли сказать о детях из стихотворения, что они дружные? Почему?
  2. Кто запомнил имена детей? А кого так же зовут в нашей группе?
  3. А наши ребята дружные? Они помогают друг другу?