Цели:
- Сформировать систему знаний о частях речи, ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.
- В ходе урока содействовать развитию познавательного интереса, логического и творческого мышления; умений сравнивать, обобщать и делать выводы; умения преодолевать трудности, умения слушать.
- Воспитывать чувство коллективизма, аккуратность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: доска, учебники, тетради, карточки (КСО).
Ход урока
1. Организационный момент и актуализация
– Приветствие.
– Готовность к уроку.
– Запись числа и классной работы в тетрадях.
Ребята, я хочу вам рассказать историю, которую мне рассказал один мальчик – Дима и был очень возмущен и обижен. Послушайте.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним
не виделся. – Как живешь? – Нормально. – У с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел, теперь-то все в порядке? – Нормально? – Хорошо значит? – Ну я же говорю – нормально! – Странно ты говоришь. – Почему? Нормально. – Ты считаешь нормально? – Нормально. – Да, странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком. |
– Ребята, как вы думаете, у ребят состоялся дружеский разговор? (нет)
– Почему?
– А что такое слово?
– Все ли слова одинаковые, или они различаются?
– Что могут обозначать слова?
– Можно сказать, что это группы слов?
– Ну как вы уже догадались о чем мы будем с вами говорить на уроки?
– Скажите тему и постарайтесь на метить цели нашего урока.
– Ребята вот эти группы называются Части речи. Значит мы с вами будем говорить о частях речи. А цель, повторяю, выяснить какие части речи есть в русском языке и как из различать. Нужно быть очень внимательными, уважать своих товарищей и помогать, если нужно.
2. Первичное усвоение нового материала
Итак, мы выяснили, что слов в русском языке очень много, и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Эти группы – это части речи. А слова каких частей речи бывают и как они называются и как их отличать друг от друга вы будете узнавать сами, работая коллективно. Помните, что успех ваших товарищей во многом зависит от вас.
А я хочу напомнить вам схему и план работы.
|
Работа по карточкам (КСО). Приложение 1
Заполнение общей карточки. Приложение 2
Итак, выяснили, какие части речи существуют. Давайте проверим и сверим свои выводы. Будьте очень внимателны.
О каких частях речи мы уже говорили. А о каких вы услышали впервые? (числительные и наречия). Об этих частях вы подробнее познакомитесь в старших классах, мы с вами выяснили только понятия.
Ну а теперь давайте убедимся, что мы не ошиблись, а все сделали правильно. Откройте учебник на стр. 138.
– Ребята, а как правильно определить часть речи. Пошагово.
3. Осознание и осмысление
Ну что же. Выяснили, какие части речи существуют, составили последовательности определения части речи. Пора приступить к закреплению наших знаний.
– Ребята, а слова какой части речи встречаются чаще остальных? (существительные).
– Почему (потому что много предметов и каждый предмет имеет свое название).
– А как мы отличим одушевленный это предмет или нет? (поставим вопрос).
– Так как вы думаете, важно знать об имени существительном?
Прочитайте слова. Распределите слова на два столбика. Подумай по какому признаку будем распределять слова.
Кот, машина, сено, рыба, мышь, кролик, сумка, завод, молоко, белка, мальчик, рука.
Делаем вывод: Слова какой части речи мы записали? Докажите.
– Ребята, какие слова мы больше всего используем, когда хотим описать предмет? (прилагательные).
– Нужны ли слова прилагательные в речи? Это важно? Тогда давайте докажем это.
Прочитайте. О каком зверьке идет речь? Как догадались? Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Вставленные слова подчеркните волнистой линией.
Этот зверек живет в лесу. У него ______ уши, ________ хвостик. Шубка зверёк меняет летом на ________, а зимой на _______. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него __________, а задние ___________. От волка спасается бегством. Он всего боится.
Делаем вывод: Ребята, почему мы быстро определили часть речи у подчеркнутых слов?
– Ребята, а слова какой части речи вы будете чаще использовать, когда захотите, например, прочитать о жизни кого-то, о его делах, как кто-то живет ?
– Значит эти слова тоже играют важную роль в речи? Давайте это докажем.
Выпишите из текста слова глаголы.
Этот зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвостик. Шубка зверёк меняет летом на серую, а зимой на белую. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него короткие, а задние длинные. От волка спасается бегством. Он всего боится.
– Ну что, посмотрите какую работу мы с вами проделали.
– Доказали мы, что все части речи важны?
Все ли уверены в своих силах? А мы сейчас проверим. Вернее вы сами проверите друг у друга.
4. Контроль
Перед вами лежат карточки. Работаем в парах. Внимательно проверяем работу своего товарища.
Предложи своему соседу записать
данные слова под диктовку в три столбика: Сущ.
Прил. Гл. Лиса, зовет, хмурый, ветер, думать, смелый. |
Предложи своему соседу записать
данные слова под диктовку в три столбика: Сущ.
Прил. Гл. Дом, белый, ходит, ловить, рыжий, пень. |
Взаимопроверка. Ставим только пятерки. У кого ошибки – ставим на полях знак вопроса.
– Поднимите руки, кто получил 5. Молодцы ребята. Вам теперь только надо закреплять свои знания.
– Поднимите руки у кого знак вопроса.
– Как вы думаете а что нужно будет сделать вам? Но вы не расстраивайтесь. Мы только начали изучать эту тему. У вас все впереди.
– Ну что, ребята, вот и подошел к концу на урок русского языка.
– Что нового мы сегодня узнали?
– Чему научились?
– Что на уроке для вас было трудным? Над чем надо поработать?
– Но мы ведь только учимся. И все равно вы молодцы. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Об этом говоря такое количество пятерок.
Запишите д/з: с 139 правило. Из словаря выписать 3 любых слова и образовать от них слова разных частей речи.
Урок окончен.