Урок математики в 6-м классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по темам «Координаты на прямой», «Противоположные числа», «Модуль числа», «Сравнение чисел», «Изменение величин».

Форма урока: игра «Умники и умницы».

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель сообщает цель и задачи урока, рассказывает условия игры, класс делится на две команды. На доске, или на экране заготавливается таблица:

Координатная прямая
Целые числа
Противоположные числа Модуль  числа Сравнение чисел Изменение величин
10 10 10 10 10
20 20 20 20 20
30 30 30 30 30
40 40 40 40 40
50 50 50 50 50

Каждая команда по очереди выбирает тему задания и количество балов.

Номинация 1: «Координатная прямая. Целые числа»

10 б: Сформулировать определение целых чисел. Назвать целые числа среди данных:

20 б: На координатной прямой отмечены числа -5 и -8. Какая точка какое число изображает?

30 б: Где расположено число 0 на координатной прямой:

а) слева от х;
б) между х и у;
в) справа от у,

если

1) х и у – положительные числа;
2) х и у – отрицательные числа;
3) х и у имеют разные знаки.

40 б: Назовите те числа, которые будут изображаться точками, попадающими на заштрихованную часть координатной прямой:

-4; -6; -9; -5,1; -4,9; -7,9; -8,1

50 б: Расшифруйте имя математика, который впервые ввел систему координат:

Координата точки -3 5,5 0 -1,5 3 -0,5
Буква            

Номинация 2: «Противоположные числа»

10 б: Сформулируйте определение противоположных чисел. Приведите пример таких чисел.

20 б: Заполните таблицу:

х 2 -3,5 0     -(-3) а  
      -72 4,2     в

30 б: Решите уравнения:

-а = 3
-в = -7
-с = 0

40 б: Сравните модули противоположных чисел:

|-з|  и |3|
|5,5|  и |-5,5|
|х| и |-х|

50 б: Зачеркните все пары противоположных чисел и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать, как раньше называли положительные и отрицательные числа.

1,3 5 5,4 3 -5 2,5 1,5 -5,4 8 -1 ½
д с м о к л а е г т

-0,2 5 8 1/5 8/9 64 -32 -65 6 32 1 1,7 0,6
р и м ф у щ ю  е с б т в о

Номинация 3: «Модуль числа»

10 б: Сформулируйте определение модуля.

20 б: Чему равны модули следующих чисел:

30 б: Вычислите:

|-4,8|  +  |5,2|
|-34| : |-17|
|-125|  х  |-8|
|1/2|  х  |-1/3|

40 б: Решите уравнения:

|х| = 301
|х| = -5
|х| = 0

50 б: Укажите числа, удовлетворяющие данным условиям:

x > 0 и |х| = 5
а < 0 и |а| = 3
1 < |х| < 5 и х - целое число

Номинация 4: «Сравнение чисел»

10 б: Сформулируйте правило  целых сравнения чисел.

20 б: Сравните:

-1,2  и -12
-2,99  и 2,3
0  и -6
506 и – 509
-7,2 и -7,8
0 и   0,001

30 б: Укажите,какие цифры можно поставить вместо * , чтобы неравенство было верным:

3,7 < 3,*
8 ½ <   *½ 
1/10 < 1/*
–1/10 < 1/*

40 б: Назовите все х, удовлетворяющие данному неравенству:

1,5 < х <5
-25 <  х < -20

50 б: Сколько целых решений имеет неравенство:

-16 < х < 251?

Номинация 5: «Изменение величин»

10 б: Каким числом можно выразить  уменьшение любой величины?
- а у величение?

20 б: Заполните таблицу:

Цена
8000 р.
Изменение цены
-2000 -2500 -3000 -4000 +500 +1000 +1500
             

30 б: Идет утром Федя в школу, скукожился. Мороз трескучий, -20°. К полудню мороз спал. Всего-то -5°. На сколько градусов изменилась температура, пока Федя в школе учился?

40 б: Прочитайте сказку и заполнтие таблицу:

Капитал лисы Капитал кота
   
   
   

«Когда Алиса и кот Базилио вошли в харчевню «Три пескаря», ни у того, ни у другого за душой гроша ломаного не было.

Лиса купила в кредит за 4 эскудо куриный окорочок, кот, также в долг, купил сметаны на 3 эскудо.

Увидев под столом спящего сурка, бродяги вытащили у него 6 эскудо. Хитрунья так сумела разделить добычу, что коту достался всего один эскудо.»

50 б: Маша, ложась спать, взглянула на наружный термометр:  +5°.
- Эх! Не покататься завтра на коньках!
Проснулась утром, глянула на термометр:
- Ура! Иду кататься! Температура изменилась на -7°.
Но пока Маша – растеряша искала шарф и коньки, температура изменилась на +3°. Что стал показывать термометр?

Итог урока: Подсчитываются  полученные балы, определяется победитель, выставляются оценки.