Форма: заседание «круглого» стола
Тип урока: закрепление изученного материала через защиту проектов.
Цели урока:
- Обобщение исторического материала по ГВ
- Развитие и совершенствование навыков ведения дискуссии
- Развитие навыков создания компьютерной презентации
- Формирование личностной оценки сложных периодов отечественной ист.
- Воспитание патриотизма через осмысление проблем ГВ
Оснащение: проектор, презентации учителя и учащихся (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), тематические картины, ист.карта «Гв и иностранная интервенция в 1918-1920»г
Ход урока
Введение в тему
Ист.
В Праге на Ольшанском кладбище возведён Успенский храм впамять о наших соотечественниках « в междоусобной брани за Россию смерть обретших…» На российской земле пока такого памятника нет…Прошло 90 лет после ГВ, но мы только сейчас начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Пришла пора понять и сказать всю правду о Гражданской . Понять и скорбно склонить голову перед миллионами погибших в братоубийственной войне. Пора отрешится от ненависти, изжить её, чтобы никогда не повторилось кровавое безумие розни. Осмыслению ГВ в нашей истории посвящаем мы сегодняшний наш урок .Форма урока нетрадиционная .Мы с вами проведем заседание « круглого» стола по важнейшим проблемам .В нашей дискуссии примут участие также и ученики 9-а Кл, которые тоже изучили тему «ГВ» Внимание на экран . Основные проблемы, которые мы обсудим. слайды № 1-2 (Приложение 1).
1. Победители и побежденные (ученики подготовили проекты, которые будут представлены для защиты)
2. Террор - как средство достижения цели
3. Составление творческого проекта памятника жертвам ГВ.
Фронтальная беседа
Прежде чем мы перейдём к обсуждению данных проблем, давайте вспомним некоторые моменты событий тех трагических лет. Общие вопросы учащимся 9-а Кл.
1. Когда началась ГВ в России?
2. Кто виновен в развязывании ГВ?
3. Согласны ли вы с утверждением « Не было бы Октябрьской революции, не было бы и ГВ»
4. Кто начал интервенцию против Советской Республики? Чью сторону в Гражданской войне они поддержали?
5. Какие политические партии начнут борьбу с большевиками?
6. Когда завершилась ГВ в центре и на местах
7. Покажите на карте основные районы (фронты) ГВ Кто возглавил движение против большевиков?
С каким утверждением о ГВ вы согласны? (слайд № 3) Дискуссия
Начавшееся весной 1918г.противостояние в обществе, поставило население бывшей царской России к выбору: чью сторону принять?. Этот выбор был очень нелегкий. Ходил по мукам не только известный герой романа А.Толстого, но и вся Россия…
Проблемная задача
В ходе представления проектов подумайте, чья позиция (программа) вам ближе и чью сторону, вы бы приняли в нарастающей стихии Гражданской войны. Сразу хочу вас всех предупредить о том, что не нужно идеализировать « красных» или только «белых». Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костёр братоубийственной войны
Переходим к защите проектов слайд № 4 (эпиграф запела ….)
Вопросы к классу
Слайд№ 5 «красное» движение 5 мин. Вопросы класса к группе
Слайд № 7«белое» движение 5 мин. Вопросы класса к группе
Стихотворение М.Волошина « А я стою …слайд № 6
Ист.
Ученикам 9 класса
Выберите вариант: Кто «красные» и кто «белые» слайд № 8
( дискуссия)
Ист.
Основную массу воюющих армий составляли крестьяне. Чью сторону поддержит русский крестьянин, в конечном итоге, и стало исходным моментом победы противоборствующих сил в ГВ. В годы ГВ активно проявило себя «зелёное» движение. У крестьянской армии и её лидера было своё видение будущего России и роли в нём русского крестьянства.
Слайд № 9 «зелёное» движение 5 мин. Вопросы класса к группе..
Ист.
Давайте подведём итог по 1 проблеме.
Почему « красные» одержали победу, а «белые» проиграли (ученики отмечают)
1. Большевики мобилизовали все ресурсы на победу, показали единство и сплочённость
2. Оснавная часть населения почувствовала, что Советская власть – это их власть
3. На стороне большевиков выступила большая часть крестьянства, это позволило создать массовую армию, обеспечить прочный тыл.
4. «Белое» движение не нашло общего языка с народом и дискредитировало себя сотрудничеством с интервентами.
Победили в схватке за будущее России – большевики. Заплатили они за это очень высокую цену: (Слайд № 10)
В 1917-1922 потери
1. 2,1 млн.(из них 1.3 млн жертвы террора, бандитизм)
2. 5.1 млн умерли от эпидемий.
3. до 2 млн. жертвы изгнаний (эмиграция)
4. 5 млн голодная смерть в 1921-1922г.
5. 1млн не берут на свой счёт ни белые ни красные
По данным Урланиса Россия потеряла до 10% населения ( для сравнения в США-1.6%, Испания -1.8)
Ист.
Вопрос к 9-а и 11-а классу
Чью позицию вы поддержали бы в те годы ( дискуссия)
Переходим к обсуждению 2 проблемы
Особое ожесточение ГВ выразилось в репрессиях (карательных мерах), терроре, направленном против невиновных, часто случайных людей. Террор как политика устрашения, подавления и запугивания политических противников проводился всеми сторонами конфликта.
Л.Троцкий сказал о терроре . Ваше отношение к его т.з.(слайд № 11 )
Работа с документами
Насилие стало главным фоном жизни, оно вошло в повседневность, даже в речь. Об этом писал в 1921 г. М.Волошин в стих « Терминология (слайд № 12)
Работа с историческими документами.
Вывод по 2 проблеме:
ГВ актуализировала самые дикие, архаические пласты человеческого сознания. Черно - белое мышление, признающее лишь « своих» и «чужих», «наших» и «не наших». В известном романе М.Булгакова есть очень яркая фраза о трагедии ГВ. « Все мы в крови повинны. Но ты не карай» Она звучит оценка ГВ как трагедии не «белых» или «красных» а всего народа, каждого человека. слайд «итоги войны»(слайд № 13)
Дискуссия на слова писателя Васильева «ГВ – это..»
Творческий проект
Ист.
Я начала наше заседание с сообщения об Успенском храме в Праге. Сейчас я предлагаю объединится ученикам 2-х Кл. в 3 группы и представить себя специалистами- историками, исследующих тему ГВ. Вас пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам ГВ. Каким бы вы хотели его видеть? Предложите свой вариант памятника.
Работа в группах по проекту создания памятника всем участникам ГВ
Презентация групп
Ист.
Я считаю ваши варианты очень интересными и заслуживающими внимания На ваш такой творческий порыв, хочется верить, повлиял наш « круглый» стол. Тема ГВ не неисчерпаема. Ваши суждения показали мне, что вам небезразличен этот период отечественной истории, боль и скорбь тех дней. Вы все не только теперь ориентируетесь в этом периоде истории, но и через свое сердце пропустили эту трагедию. Я благодарю всех за активную дискуссию и считаю, что заседание «круглого» стола прошло успешно.
Рефлексия
1. Как оцениваете новую форму проведения урока истории?
2. Есть ли целесообразность проведения разно уровневых уроков по общей теме?
3. Как оцениваете свое участие в « круглом» столе.