Важная составная часть деятельности преподавателя – организация самостоятельной работы на уроке. Ее можно организовать на разных этапах процесса обучения: при подготовке учащихся к восприятию нового материала, при изучении нового материала, а также при совершенствовании знаний и повторении пройденного.
Каждая самостоятельная работа, являясь элементом единой системы, тесно и органично связана с другими. Такая связь обусловлена едиными принципами создания заданий. Главный из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий географии в процессе обучения. Другой важный принцип – подчиненность всех заданий целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, при их проведении задания последовательно усложняются как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом. Их взаимосвязь ведет к формированию системы знаний.
Все самостоятельные работы должны содержать конкретный материал, изучаемый студентами, соответствовать целям и задачам урока, способствовать развитию знаний и умений студентов, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.
Ниже приведены задания, которые можно использовать при организации самостоятельной работы по дисциплине география.
Тема: Сельское хозяйство мира
1. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу, отражающую наличие двух групп сельского хозяйства в мире, отразите в ней их отличительные особенности, состав отраслей.
Группы сельского хозяйства в мира
Показатели |
Товарное сельское хозяйство |
Потребительское сельское хозяйство |
Включает в себя |
||
Отличается |
2. На основе текста учебника, выявить каковы особенности сельского хозяйства экономически развитых стран, развивающихся стран, найдите черты сходства и различия.
3. В тексте учебника найдите определение термина «зеленая революция». Ответьте на вопросы:
а). Определите основные направления «зеленой
революции».
б). Почему «зеленая революция» коснулась
только земель крупных плантаций и
иностранных компаний, но практически
ничего не изменила в бедных хозяйствах?
в). В чем заключается значение «зеленой
революции»?
г). Почему именно на зерновых культурах
используются достижения «зеленой
революции»?
д). В каких странах и регионах «зеленая
революция» дает достаточно высокие
результаты?
4. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу:
Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур
Культура |
Центр происхождения |
Основные районы выращивания |
Какао Кофе Картофель Сахарный тростник Натуральный каучук |
5. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.
Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания
Типы растениеводства |
Основные культуры |
Страны производители |
Зерновые культуры |
Пшеница |
|
Рис |
||
Кукуруза |
||
Кормовые культуры |
Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна, тимофеевка, др.) |
|
Технические культуры |
Волокнистые: а) Хлопчатник |
|
б) Джут |
||
в) Лен |
||
Масличные: а) Соя |
||
б) Арахис |
||
в) Подсолнечник |
||
г) Оливы |
||
Сахароносные: а) Сахарный тростник |
||
б) Сахарная свекла |
||
Тонизирующие: а) Кофе |
||
б) Чай |
||
в) Какао |
||
г) Табак |
||
Каучуконосы (гевея) |
||
Клубнеплоды |
Картофель |
|
Плодовые культуры |
Виноград |
|
Бананы |
6. Составьте схему « Структура животноводства мира» используя карты атласа, текст учебника, включите в нее информацию об отраслях животноводства, странах производителях.
Тема: «География транспорта мира»
1. Пользуясь текстом учебника, составьте схему изображающую структуру транспорта.
2. Познакомьтесь с понятием «мировая транспортная система», определите ее масштабы. Выявите особенности понятия «региональная транспортная система», назовите их.
3. Пользуясь учебником, приведите примеры влияния НТР на транспорт в целом. Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, отразите информацию в виде схемы.
4. Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу «Географические различия в мировой транспортной системе»
Показатели |
Транспортные системы развитых стран |
Транспортные системы развивающихся стран |
Протяженность |
||
Грузооборот |
||
Плотность транспортной сети |
||
Технический уровень |
||
Взаимодействие видов транспорта |
||
Конфигурация транспортной сети |
||
Подвижность населения |
5. Особенности развития транспорта определите на основе использования карт, текста учебника, дополнительного материала по заданиям в инструктивных карточках для каждой группы.
Карточка 1. Автомобильный транспорт.
- Время зарождения.
- Стоимость перевозок.
- Маневренность.
- Место автомобильного транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте.
- Выявите страны, с самой большой протяженностью автомобильных дорог.
- Выявите страны, с самой высокой плотностью автомобильных дорог.
- В какой стране самый высокий уровень автомобилизации? Какие страны лидируют в автомобилизации?
Карточка 2. Железнодорожный транспорт.
- Стоимость перевозок.
- Маневренность.
- Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте.
- Выявите страны, с самой большой протяженностью железных дорог.
- Выявите страны, с самой высокой плотностью железных дорог. Сравните страны, отличающиеся по густоте автомобильных и железнодорожных путей. Какую закономерность вы видите.
- Для каких стран характерен самый высокий уровень грузооборота на этом виде транспорта?
Карточка 3. Морской транспорт.
- Стоимость перевозок.
- Маневренность.
- Определите место морского транспорта в мировом грузообороте, пассажирообороте.
- Выявите страны, являющиеся лидерами по тоннажу морского флота.
- Выявите крупные мировые порты, перечислите специализированные и универсальные.
- Выявите страны, имеющие самый высокий грузооборот на этом виде транспорта.
Карточка 4. Трубопроводный транспорт.
- Когда появились первые трубопроводы?
- Стоимость перевозок.
- Маневренность.
- Место в мировом грузообороте.
- Место в мировом пассажирообороте.
- Выявите страны, с самой большой протяженностью трубопроводов.
- Назовите и покажите на карте самые большие по протяженности трубопроводы.
Карточка 5. Воздушный транспорт.
-
Определите место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте.
-
Выявите, какое место занимает воздушный транспорт в мировом грузообороте.
-
Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспорта.
-
Назовите крупнейшие аэропорты мира.