Оборудование: сводная таблица умножения, таблички «зоркий глаз», «рифмующиеся примеры», «примеры с одинаковыми множителями», «оканчивающиеся 0», «общий ответ»; 2 стихотворения, выученные детьми по теме « Умножения».
Установка: взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, согласованность - эти качества необходимы для успешного исследования.
Я + ТЫ = МЫ |
Прием: деятельностный метод исследования, на котором учебная задача подвергается изучению: исследовать табличные случаи умножения однозначных чисел.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний по теме « СЛОЖЕНИЕ»
- Перед всяким трудным делом следует собраться с мыслями.
Проблема №1. Как получили возможность составить таблицу умножения? Что человека подтолкнуло на это открытие?
а) 2+2+2+2+2+2+2+2=
(на доске)
- Кто нашёл ответ на этот вопрос?
Ответы детей: длинная запись, долгие вычисления заставили человека найти короткий путь вычислений.
- Как можно короче записать длинный пример?
- Что обозначает число 2 в выражении слева? Справа?
- Какое число запишем в пустом окошечке? Почему?
- Что обозначает число 8?
- Кто готов сделать вывод?
Вывод:умножение - это сумма одинаковых слагаемых.
Решите задачу: Таня забыла сколько будет 6 х 7?
- Что ей нужно делать? (Считать шестёрками.)
- Запишем эти первые открытия в «Банк маленьких открытий». (Я записываю с обратной стороны доски, а дети на свои листочки).
Проблема №2. Зачем людям всего мира нужны прочные знания таблицы умножения?
(Умно жить, быстро считать.)
- Совершенно верно: «Умножить – значит, умно жить! А умно жить - умножить».
- Поиграем?
Игра « Зоркий глаз»
На доске:
3+3+3+3 |
6х2 |
- Стрелочкой установи соответствие. (Дети по одному выбегают к доске и устанавливают соответствие.)
II. Содержание деятельности учителя и учеников
Цель: создать атмосферу непринуждённости, в которой таблицу умножения видят все, но каждый думает так, как не думает никто. (Предлагаю детям инсценировать стихотворение Эммы Мошковской « Таблица умножения»)
(Входит ученик в класс, а его отличница сходу начинает проверять: знает ли он таблицу умножения?)
Короткий быстрый путь вычислений требует от учеников знания этой таблицы. Вот что из этого выходит…
«Таблица умножения»
Девочка:
Скажи мне:
Сколько 6х6?
Мальчик:
Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу!
Девочка:
А сколько будет
Пятью пять?
Уж это стыдно бы не знать!
Мальчик:
Ну как мне этого не знать,
я просто не хочу сказать!
Вот не желаю, не хочу,
Вот не хочу
И промолчу.
Девочка: А сколько будет 7х7?
Мальчик:
Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу.
Сейчас я занят, я спешу!
Девочка:
А сколько будет 3х3?
Скажи, да только не соври!
Мальчик:
Я очень болен, я в жару!
В жару я, может быть,
Совру!..
Девочка: А сколько будет 2х2?
Мальчик:
От вас кружится голова
Ну отвяжитесь,
вас прошу!
Пойду, у мамы я
спрошу!..
Другой ученик:
И я с утра учу таблицу.
Я замучился совсем.
Дважды девять - 18.
Трижды девять - 27.Семью девять…40? Мало?
Не могу я дать ответ.
А с утра на кухне мама
Не дала вчера конфет.Мне не купят даже жвачку.
Не прошу компот и сок.
Мама с папой дружно вторят:
«Знай таблицу назубок!»Не смотрю я передачи,
Даже мультики ни-ни!
Всё учу её, таблицу,
Даже в выходные дни!Не катался я на санках,
Телевизор не смотрел,
Но за то - ура! - таблицу
Я, ребята, одолел!
III. Определение темы урока
Открытие научно-исследовательской лаборатории
- Действительно, почему так трудно запоминается таблица умножения?
- Как вы считаете? (Дети высказывают свои мнения.)
СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: - А не попробовать ли нам прямо сейчас провести исследование таблицы умножения? Возможно, она содержит в себе много интересных примеров, на которые вы и не обращали раньше внимания. Тогда уж точно вы большинство примеров запомните сейчас, а оставшиеся примеры потом доучите дома.
Сейчас наш класс на 30 минут превратится в научную лабораторию. Как мы её назовём? «НИИ ЛУч» (научно - исследовательский институт любознательных учеников).
Ваша задача: исследовать таблицу умножения и дать совет на поставленный вопрос.
На доске: «Скучно ли учить таблицу умножения?» Как быстро, прочно и надолго запомнить таблицу умножения?
IV. Совместный поиск быстрого запоминания табличных случаев умножения
а) Классификация числовых выражений по его значению.
- Продолжаем наши наблюдения.
- Почему я заостряю ваше внимание на числе 12? (Есть разные выражения, которые имеют такой же ответ.)
- Логично. Назовите их. (2х6; 3х4; 6х2; 4х3.)
- Продолжайте зорко исследовать таблицу умножения, ищите подобные выражения.
- Есть ли ещё такие выражения? (Да! Их много: 2х9; 9х2; 6х3; 3х6 -18; 16: 2х8; 8х2; 4х4; 24: 6х4; 4х6; 3х8; 8х3; 36:6х6 ; 4х9; 9х4)
- Запишем эти находки в «БАНК МАЛЕНЬКИХ ОТКРЫТИЙ» в порядке возрастания.
б) Поиск примеров- стихотворений.
- Можно ли ещё заметить какую-то общую особенность для некоторых примеров?
Рифмующиеся |
Примеры с одинаковыми |
|
5х5=25 |
2х2=4 |
-Теперь мы готовы дать ответы на Настины вопросы? (Это отличница из стихотворения Эммы Мошковской.)
- А ты, Дима? (Герой этого же стихотворения.) (Настя задаёт вопросы, Дима отвечает.)
Физминутка
Мы считали и устали,
Вместе, дружно, быстро встали,
Ручками похлопали:
1-2-3.
Ножками потопали:
1-2-3.
Сели- встали, сели-встали,
Встали- сели
И друг друга не задели.
Продолжение поиска: исследуем таблицу.
в) поиск примеров, оканчивающихся 0.
- Можно ли ещё выделить группу выражений по общему признаку?
- Да, это произведения чисел, у которых в результате есть 0:
2х5=10; 6х5=30; 4х5=20; 6х8=40
- Много ли таких произведений? (Всего 4)
V. Расширение поля зрения у учащихся. Закрепление знаний на практике
1. Найди недостающий множитель:
х 2 = 6 |
х3 = 15 |
х = 48 |
2. Расположите результаты примеров с одинаковыми ответами в порядке возрастания: 12, 16 18, 24, 36.
- Что вы можете сказать о значении этих чисел?
Ответы:
- это чётные числа, делятся на 2;
- это двузначные числа;
-состоят из двух разрядов: десятков и единиц;
- могу найти половину этих чисел;
- я могу из любого примера на умножение составить два примера на деление, один пример на умножение: например:
4 х 9 = 36
9 х 4 = 36
36: 4 = 9
36: 9 = 4
- числа 12 , 18 , 24 делятся на 3;
- числа 16, 36 делятся на 4;
- числа 18, 36 делятся на 9;
- числа 18, 12, 24, 36 делятся на 6.
3. Исследуйте таблицу умножения и назовите признаки делимости числа на 5. (Числа 10, 15 , 20, 25 , 30, 35, 40 , 45 , 50 оканчиваются 0 или 5 делятся на 5.)
4. Составь как можно больше примеров, используя только эту строчку задание по уровням):
1) 8 х 5 =40
2) 5 х 4 =
3) 6х= 30
(Каждый сам себе выбирает пример по степени трудности.)
5. Работа на микрокалькуляторе:
- Из какой сказки слова: «…а дорога далека, а дорога -нелегка. Сесть бы на пенёк да съесть бы пирожок…»
1. 2----8----16----20----4
2. 3----9----18----20----4
3. 4----8----32----36----4
а) «Три медведя» - 8
б) «Маша и медведь» - 4
в) «Медведь» - 2
Итог: - А что отвечала Маша из короба?
6. Продолжение исследования
- Не только вы старались наблюдать за особенностями таблицы, но и Маша.
- Машеньке интересно, а почему в этой таблице умножения не все примеры?(От перестановки множителей произведение не меняется.)
- Молодцы! Теперь мы готовы сделать вывод: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПОМОГАЕТ НАМ ЗАУЧИТЬ НЕ ВСЕ ПРИМЕРЫ НА УМНОЖЕНИЕ, А ТОЛЬКО ЧАСТЬ.Всего 36 примеров на умножение.
- Приведите примеры, используя переместительный закон умножения. Я начну, вы продолжайте: 3 х 6=.., 7 х 3 =.., 8 х 9 * 9 х 8.
VI. Итог
- Много открытий вы сегодня сделали, а нашли ли ответ на самый важный вопрос: как быстро и прочно запомнить таблицу умножения?
- Дайте советы. С чего лучше всего начинать заучивать таблицу умножения?
Дети дают совет:
а) с примеров , у которых одинаковые множители; (они начинают новый столбик);
б) запомнить примеры - стихотворения (рифмующиеся примеры);
в) запомнить примеры с одинаковыми ответами;
г) запомнить примеры, оканчивающимися на 0;
д) выучить оставшиеся примеры.
- Обратите внимание на доску, какая запись на ней?
Скучно ли учить таблицу умножения?
Вывод: если быть очень наблюдательными, то можно заметить, что учить таблицу умножения совсем не скучное занятие, а очень интересное. Здесь есть всё: и примеры, живущие по главному математическому закону; рифмующиеся примеры; и
числа, оканчивающиеся нулём; и числа, полученные от перемножения одинаковых чисел.
- Молодцы! Вы доказали ,что можете стать настоящими исследователями. А что нам мешает? Ведь этим можно заниматься на каждом уроке.
- О чём расскажите дома? Начните свой ответ с любого из этих предложений:
- Я знаю, что…
- Я хорошо запомнил (а)…
- Я должен (должна) знать, что…
(Выставляются оценки за «исследовательскую» работу на уроке.)
НАГРАЖДЕНИЕ ЗА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ МЕДАЛЬКОЙ «УМНИК», «УМНИЦА».