Урок-исследование по математике во 2-м классе. Тема: "Обобщение знаний табличных случаев умножения однозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: сводная таблица умножения, таблички «зоркий глаз», «рифмующиеся примеры», «примеры с одинаковыми множителями», «оканчивающиеся 0», «общий ответ»; 2 стихотворения, выученные детьми по теме « Умножения».

Установка: взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание, согласованность - эти качества необходимы для успешного исследования.

Я + ТЫ = МЫ

Прием: деятельностный метод исследования, на котором учебная задача подвергается изучению: исследовать табличные случаи умножения однозначных чисел.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний по теме « СЛОЖЕНИЕ»

- Перед всяким трудным делом следует собраться с мыслями.

Проблема №1. Как получили возможность составить таблицу умножения? Что человека подтолкнуло на это открытие?

а) 2+2+2+2+2+2+2+2=

(на доске)

- Кто нашёл ответ на этот вопрос?

Ответы детей: длинная запись, долгие вычисления заставили человека найти короткий путь вычислений.

- Как можно короче записать длинный пример?
- Что обозначает число 2 в выражении слева? Справа?
- Какое число запишем в пустом окошечке? Почему?
- Что обозначает число 8?
- Кто готов сделать вывод?

Вывод:умножение - это сумма одинаковых слагаемых.

Решите задачу: Таня забыла сколько будет 6 х 7?

- Что ей нужно делать? (Считать шестёрками.)

- Запишем эти первые открытия в «Банк маленьких открытий». (Я записываю с обратной стороны доски, а дети на свои листочки).

(Приложение 1)

Проблема №2. Зачем людям всего мира нужны прочные знания таблицы умножения?

(Умно жить, быстро считать.)

- Совершенно верно: «Умножить – значит, умно жить! А умно жить - умножить».

- Поиграем?

Игра « Зоркий глаз»

На доске:

3+3+3+3
5+5+5
2+2+2+2+2
4+4+4

 

6х2
3х5
4х3
2х5

- Стрелочкой установи соответствие. (Дети по одному выбегают к доске и устанавливают соответствие.)

II. Содержание деятельности учителя и учеников

Цель: создать атмосферу непринуждённости, в которой таблицу умножения видят все, но каждый думает так, как не думает никто. (Предлагаю детям инсценировать стихотворение Эммы Мошковской « Таблица умножения»)

(Входит ученик в класс, а его отличница сходу начинает проверять: знает ли он таблицу умножения?)

Короткий быстрый путь вычислений требует от учеников знания этой таблицы. Вот что из этого выходит…

«Таблица умножения»

Девочка:

Скажи мне:
Сколько 6х6?

Мальчик:

Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу!

Девочка:

А сколько будет
Пятью пять?
Уж это стыдно бы не знать!

Мальчик:

Ну как мне этого не знать,
я просто не хочу сказать!
Вот не желаю, не хочу,
Вот не хочу
И промолчу.

Девочка: А сколько будет 7х7?

Мальчик:

Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу.
Сейчас я занят, я спешу!

Девочка:

А сколько будет 3х3?
Скажи, да только не соври!

Мальчик:

Я очень болен, я в жару!
В жару я, может быть,
Совру!..

Девочка: А сколько будет 2х2?

Мальчик:

От вас кружится голова
Ну отвяжитесь,
вас прошу!
Пойду, у мамы я
спрошу!..

Другой ученик:

И я с утра учу таблицу.
Я замучился совсем.
Дважды девять - 18.
Трижды девять - 27.

Семью девять…40? Мало?
Не могу я дать ответ.
А с утра на кухне мама
Не дала вчера конфет.

Мне не купят даже жвачку.
Не прошу компот и сок.
Мама с папой дружно вторят:
«Знай таблицу назубок!»

Не смотрю я передачи,
Даже мультики ни-ни!
Всё учу её, таблицу,
Даже в выходные дни!

Не катался я на санках,
Телевизор не смотрел,
Но за то - ура! - таблицу
Я, ребята, одолел!

III. Определение темы урока

Открытие научно-исследовательской лаборатории

- Действительно, почему так трудно запоминается таблица умножения?

- Как вы считаете? (Дети высказывают свои мнения.)

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: - А не попробовать ли нам прямо сейчас провести исследование таблицы умножения? Возможно, она содержит в себе много интересных примеров, на которые вы и не обращали раньше внимания. Тогда уж точно вы большинство примеров запомните сейчас, а оставшиеся примеры потом доучите дома.

Сейчас наш класс на 30 минут превратится в научную лабораторию. Как мы её назовём? «НИИ ЛУч» (научно - исследовательский институт любознательных учеников).

Ваша задача: исследовать таблицу умножения и дать совет на поставленный вопрос.

На доске: «Скучно ли учить таблицу умножения?» Как быстро, прочно и надолго запомнить таблицу умножения?

IV. Совместный поиск быстрого запоминания табличных случаев умножения

а) Классификация числовых выражений по его значению.

- Продолжаем наши наблюдения.

- Почему я заостряю ваше внимание на числе 12? (Есть разные выражения, которые имеют такой же ответ.)

- Логично. Назовите их. (2х6; 3х4; 6х2; 4х3.)

- Продолжайте зорко исследовать таблицу умножения, ищите подобные выражения.

- Есть ли ещё такие выражения? (Да! Их много: 2х9; 9х2; 6х3; 3х6 -18; 16: 2х8; 8х2; 4х4; 24: 6х4; 4х6; 3х8; 8х3; 36:6х6 ; 4х9; 9х4)

- Запишем эти находки в «БАНК МАЛЕНЬКИХ ОТКРЫТИЙ» в порядке возрастания.

б) Поиск примеров- стихотворений.

- Можно ли ещё заметить какую-то общую особенность для некоторых примеров?

Рифмующиеся
примеры:

 

Примеры с одинаковыми
множителями: 

5х5=25
7х5=35
9х5=45
6х6=36
6х8=48
6х4=24

2х2=4
3х3=9
4х4=16
5х5=25
6х6=36
7х7=49
8х8=64
9х9=81

-Теперь мы готовы дать ответы на Настины вопросы? (Это отличница из стихотворения Эммы Мошковской.)

- А ты, Дима? (Герой этого же стихотворения.) (Настя задаёт вопросы, Дима отвечает.)

Физминутка

Мы считали и устали,
Вместе, дружно, быстро встали,
Ручками похлопали:
1-2-3.
Ножками потопали:
1-2-3.
Сели- встали, сели-встали,
Встали- сели
И друг друга не задели.

Продолжение поиска: исследуем таблицу.

в) поиск примеров, оканчивающихся 0.

- Можно ли ещё выделить группу выражений по общему признаку?

- Да, это произведения чисел, у которых в результате есть 0:

2х5=10; 6х5=30; 4х5=20; 6х8=40

- Много ли таких произведений? (Всего 4)

V. Расширение поля зрения у учащихся. Закрепление знаний на практике

1. Найди недостающий множитель:

х 2 = 6
х3 = 12
х2 = 18
(I- уровень)

х3 = 15
6 х = 30
3 х = 27
(II- уровень)

х = 48
х = 64
х = 49
(III - уровень)

2. Расположите результаты примеров с одинаковыми ответами в порядке возрастания: 12, 16 18, 24, 36.

- Что вы можете сказать о значении этих чисел?

Ответы:

- это чётные числа, делятся на 2;
- это двузначные числа;
-состоят из двух разрядов: десятков и единиц;
- могу найти половину этих чисел;
- я могу из любого примера на умножение составить два примера на деление, один пример на умножение: например:

4 х 9 = 36
9 х 4 = 36
36: 4 = 9
36: 9 = 4

- числа 12 , 18 , 24 делятся на 3;
- числа 16, 36 делятся на 4;
- числа 18, 36 делятся на 9;
- числа 18, 12, 24, 36 делятся на 6.

3. Исследуйте таблицу умножения и назовите признаки делимости числа на 5. (Числа 10, 15 , 20, 25 , 30, 35, 40 , 45 , 50 оканчиваются 0 или 5 делятся на 5.)

4. Составь как можно больше примеров, используя только эту строчку задание по уровням):

1) 8 х 5 =40
2) 5 х 4 =
3) 6х= 30

(Каждый сам себе выбирает пример по степени трудности.)

5. Работа на микрокалькуляторе:

- Из какой сказки слова: «…а дорога далека, а дорога -нелегка. Сесть бы на пенёк да съесть бы пирожок…»

1. 2----8----16----20----4
2. 3----9----18----20----4
3. 4----8----32----36----4

а) «Три медведя» - 8
б) «Маша и медведь» - 4
в) «Медведь» - 2

Итог: - А что отвечала Маша из короба?

6. Продолжение исследования

- Не только вы старались наблюдать за особенностями таблицы, но и Маша.

- Машеньке интересно, а почему в этой таблице умножения не все примеры?(От перестановки множителей произведение не меняется.)

- Молодцы! Теперь мы готовы сделать вывод: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПОМОГАЕТ НАМ ЗАУЧИТЬ НЕ ВСЕ ПРИМЕРЫ НА УМНОЖЕНИЕ, А ТОЛЬКО ЧАСТЬ.Всего 36 примеров на умножение.

- Приведите примеры, используя переместительный закон умножения. Я начну, вы продолжайте: 3 х 6=.., 7 х 3 =.., 8 х 9 * 9 х 8.

VI. Итог

- Много открытий вы сегодня сделали, а нашли ли ответ на самый важный вопрос: как быстро и прочно запомнить таблицу умножения?

- Дайте советы. С чего лучше всего начинать заучивать таблицу умножения?

Дети дают совет:

а) с примеров , у которых одинаковые множители; (они начинают новый столбик);
б) запомнить примеры - стихотворения (рифмующиеся примеры);
в) запомнить примеры с одинаковыми ответами;
г) запомнить примеры, оканчивающимися на 0;
д) выучить оставшиеся примеры.

- Обратите внимание на доску, какая запись на ней?

Скучно ли учить таблицу умножения?

Вывод: если быть очень наблюдательными, то можно заметить, что учить таблицу умножения совсем не скучное занятие, а очень интересное. Здесь есть всё: и примеры, живущие по главному математическому закону; рифмующиеся примеры; и
числа, оканчивающиеся нулём; и числа, полученные от перемножения одинаковых чисел.

- Молодцы! Вы доказали ,что можете стать настоящими исследователями. А что нам мешает? Ведь этим можно заниматься на каждом уроке.

- О чём расскажите дома? Начните свой ответ с любого из этих предложений:

- Я знаю, что…
- Я хорошо запомнил (а)…
- Я должен (должна) знать, что…

(Выставляются оценки за «исследовательскую» работу на уроке.)

НАГРАЖДЕНИЕ ЗА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ МЕДАЛЬКОЙ «УМНИК», «УМНИЦА».

(Приложение 2)