Цель:
Показать связь черчения, ИЗО и ботаники – конструирование цветов из простых геометрических фигур.
Задачи:
- Дать учащимся представление об основных геометрических фигурах и телах, строении цветов.
- Развитие творческих способностей учащихся к конструированию, моделированию, развитие пространственного мышления.
- Применение полученных знаний в практической деятельности.
План урока:
- Эвристическая беседа – презентация разнообразия цветов, геометрических фигур и тел.
- Обсуждение образов цветов и конфигурации цветов и их технического исполнения.
- Создание эмоционального фона: чтение стихов.
- Практическая часть (звучит музыка Чайковский "Вальс цветов").
- Демонстрация работ и обсуждение результатов.
Материалы урока:
Трудно представить человека, равнодушного к цветам! Жизнь цветка не долговечна, но сколько радости и тепла она оставляет в нашем сердце. Прекрасная возможность продлить жизнь цветка и оставить о нем воспоминания – научиться их рисовать. Признайтесь, вы бы с удовольствием научились рисовать цветы!
Да, конечно, все цветы – очень разные и по форме, и по цвету. Одни – круглые, как солнышко, другие – как чаша или купол, третьи напоминают колпачок (или конус). Но если присмотреться, то можно найти сходство с геометрическими фигурами. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что практически любой цветок можно нарисовать, используя простейшие геометрические фигуры и тела. Художники такой способ рисования называют – конструктивным.
Какие фигуры вы знаете?
Давайте научимся рисовать их без использования линейки и циркуля. Это не так сложно, надо только постараться и, что называется, набить руку.
А теперь попробуем преобразовать эти "плоские" фигуры в объемные геометрические тела.
Попробуйте нарисовать разные на вид тела, используя разные пропорции – разные размеры каждой из составляющих частей фигуры.
А теперь попробуйте сопоставить форму какого-нибудь цветка с рассмотренными фигурами и телами. Например, не напоминает ли вам колокольчик конус? А ромашка может быть "вписана" в овал, а значит рисовать ее можно именно используя овал.
Конечно, рисуя цветы конструктивным методом надо помнить, что это не технический чертеж, а "живой" рисунок. Вложите свою душу, фантазируйте, подходите творчески и все у вас получится.
Сначала представьте общую форму, разделив отдельные части на просты геометрические фигуры. Это поможет в рисовании.
Итак, алгоритм рисования следующий:
- Рассматриваем предмет (цветок). Определяем геометрические формы конструкции.
- Определяемся с общей основной формой. Затем определяем пропорции. Именно пропорции придают похожим предметам характерные, отличительные черты.
- После того как основная форма вырисована, можно приступать к "декорированию" цветка – добавляем мелкие детали и уточняющие линии.
- Тренируйтесь как можно больше. Добейтесь автоматизма при рисовании характерных линий. И тогда со временем ваш глазомер будет натренирован и вы сможете нарисовать букет любой сложности.
А теперь о конструкциях некоторых цветов. Эти знания могут разобраться в самых сложных природных формах.
Затем показываются плакаты, как можно нарисовать цветы из овала, купола, усеченного конуса цветы.
Техника рисования ромашки
Основная форма ромашки – овал. Вначале рисуются два овала (один в другом). Затем прорисовываются лепестки, как лучи солнца. Такая же конструкция у ноготков, подсолнуха, хризантемы.
Техника рисования мака
Научимся рисовать мак! Нарисуем овал, который станет основанием купола, перевернутого в виде чашки. Итак, основная форма мака – купол.
Чтобы нарисовать сердцевину мака, нарисуйте "бочонок", окружив их "бусинками на ножках".
Мак тоже по конструкции напоминает некоторые другие цветы – кувшинки, лютики.
Техника рисования лилии
Конус является основной формой при рисовании лилии. Затем рисуем лепестки в виде треугольников, загнутые наружу так, чтобы вместе они образовали другой конус – словно юбочку. Такая же конструкция и у колокольчика, вьюнка.
Техника рисования тюльпана
Для того чтобы нарисовать тюльпан надо сначала нарисовать купол, а затем пририсовать к нему усеченный конус. Если Вы хотите, чтобы Ваш цветок имел вид распустившегося, просто сделайте верхнее основание конуса пошире.
Техника рисования георгины
Если мы присмотримся к георгину, то нам покажется, что в нем ничего, чтобы напомнило простейшие геометрические фигуры. Он кажется наиболее сложным для рисования. Но это только на первый взгляд. Художники нашли способ рисования с помощью фигур и для георгины. Георгин - цветок многоярусный. Каждый ярус можно нарисовать в виде купола. Таким образом, общая форма георгины составляется из одетых друг на друга в несколько ярусов куполов разного размера, мелкие лепестки свернуты в виде желобков.
Таким образом, можно составлять букеты:
Стихи для использования на уроке:
Ромашка
Гадают о любви.
Может тайну откроет?
Откроет, и сердце отдаст безо всяких примет.
Услада чужая
Самой-то дорого стоит:
Пускают по ветру ромашковый цвет
(Н. Тарасенко)
Как будто солнца луч пророс
За городским овражком,
Сияют капельки рос
Старинные ромашки
(А. Марков)
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик:
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице –
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова)
Астра
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли "звездой".
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой.
(В. Рождественский)
Шиповник
Во дни прекрасного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой.
(Н.А. Холодковский)
Стих о цветах
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтобы рвать и срезать,
А чтоб увидеть их лица,
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)
Затем начинается практическая часть урока. Включается музыка Чайковского "Вальс цветов". Учитель смотрит, как дети рисуют. При необходимости консультирует и помогает. В конце урока формируется "букет" из нарисованных и вырезанных цветов.