Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
- Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
- Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Оборудование:
- магнитные буквы,
- слоги,
- зеркала,
- наборное полотно,
- слоговые таблицы,
- наклейки с изображением овощей и фруктов,
- картинки с изображением прилавка,
- «ценники»,
- карточки - «деньги» - слоговые схемы,
- игрушки,
- фишки для выполнения звукового анализа,
- наклейки с изображением животных.
Организационный момент.
Игра «Давайте познакомимся».
- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.
- Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:
- заМечательные
- стАрательные
- доГадливые
- прАвдивые
- раЗвитые
- прИлежные
- поНятливые
Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.
Слоговой анализ.
- Что возьмем с собой в магазин?
- У вас под столешницами есть карточки. Что это? (Слоги).
- Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).
- Составьте из этих слогов слова:
- сум-ка
- ко-ше-лёк
(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)
- Зачем нам нужны эти предметы?
- Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.
Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.
- Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка»), зубы («заборчик»), язык («чистим зубы»), воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку»). Дайте характеристику этому звуку. (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)
- Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко»), зубы («сближены»), язык («чашечка»), воздушная струя (сильная, теплая, широкая). Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)
- В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)
За правильные ответы: карточки – «деньги» <Приложение 1>.
Сообщение темы занятия.
- Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?
- Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Развитие фонематического слуха.
- А для этого немного поработаем со слоговой таблицей <Приложение 2>. Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.
Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива) <Приложение 3>. В какой магазин мы пришли?
- Продавец не успела выложить продукты на полки <Приложение 4>. Поможем ей?
- положите грушу на верхнюю полку слева;
- справа от груши – картошку;
- под картошкой – капусту;
- на вторую полку справа положите редиску;
- над редиской – персик;
- между картошкой и персиком – сливу;
- под грушей – свеклу;
- слева от редиски – петрушку.
- Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик); на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).
- Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Развитие аналогического мышления.
- Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)
- Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).
- Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)
- Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).
За правильные ответы: карточки – «деньги».
Дифференциация букв «с-ш».
- Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники <Приложение 5>. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).
- Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».
- Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».
- Вы справились с заданием. (карточки – «деньги»)
Развитие слогового анализа.
- Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).
- У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, название которой соответствует схеме на вашей карточке – «денежке», т.е. в названии игрушки должно быть столько же слогов, сколько и на схеме. Обратите внимание, на схеме показано, в каком слоге стоит звук «с» или «ш». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.
Развитие звукового анализа.
- Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Выполните звуковой анализ этого слова.
Итог занятия.
- В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?
- Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?
Рефлексия.
- В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!
- Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».