Цель:
- Дать представление о стадиях развития растений из семени, показав цикличность этого процесса.
- Учить получать нужную информацию, пользуясь различными информационными источниками и учебными средствами.
Задачи:
- Обучающие – узнать, какие условия необходимы для прорастания семян; узнать, как постепенно развивается растение, проходя определенные стадии от набухания семени до взрослого растения с плодами и семенами; закрепить полученные знания о значении опыления для развития растений; учить анализировать прочитанное художественное произведение.
- Развивающие – развитие навыка работы с информационным оборудованием; развитие навыка чтения; развитие наблюдательности, любознательности; развитие связной речи; расширение словарного запаса.
- Воспитательные – воспитание чуткого и бережного отношения к окружающей природе; воспитание интереса к чтению; активизация познавательной деятельности.
Оборудование:
- интерактивная доска SMART Board, материал по теме «Развитие растений из семени»;
- ноутбуки на каждом рабочем месте для индивидуальной работы учащихся;
- материалы проектно-исследовательской работы, выполненной в первой четверти, «Как рождается цветок?»: - фотографии проросшего семени, сделанные с помощью цифрового микроскопа (подготовлены заранее для работы в ноутбуках);
- книжки-коллективки Х. К. Андерсен «Ромашка. Сказки и истории». Серия «Книга, здравствуй! (Библиотечка МГПУ)». Издательство «Жизнь и мысль», ОАО «Московский учебник», Москва 2007. Сказка «Пятеро из одного стручка».
Учебник - А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2.
Ход урока
1. Орг. момент.
Сообщение темы и плана урока.
На экране SMART Board кадр из презентации «Как рождается цветок?» с изображением красивого цветка и надписью «Как из маленького зёрнышка вырастает такой красивый цветок?»
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос, как из маленького зернышка вырастает прекрасное растение. Ответ мы будем искать в учебнике, а также нам помогут материалы проектно-исследовательской работы «Как рождается цветок?», ваш жизненный опыт, наблюдения. Еще на этом уроке мы прочитаем удивительную историю о том, как росла одна маленькая горошина и приносила радость и счастье людям.
(убирается изображение со SMART Board)
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного.
- Чтобы изучить новый материал, нам необходимо вспомнить материал прошлого урока:
- Что должно произойти с цветком, чтобы образовались плоды и семена?
- Как происходит опыление у растений?
- Что образуется на месте цветков после опыления?
- Расскажите, как плоды путешествуют.
- Почему плоды должны путешествовать?
3. Введение в новую тему.
- Что происходит с семенем после того, как оно попадёт в почву?
Ответ найдём в учебнике.
4. Знакомство с новым материалом, самостоятельная работа.
Дети самостоятельно читают статью в учебнике.
Вопросы по прочитанному:
- Назовите условия, необходимые для прорастания семян.
- Прочитайте, как развивается растение из семени.
5. Работа с материалами презентации проектно-исследовательской работы.
- Сейчас мы посмотрим, как выглядит прорастающее семя соевого боба под микроскопом.
Под руководством учителя дети открывают ноутбуки, входят в нужную папку, начинают просмотр кадров – фотографий проросшего семени, сделанных с помощью цифрового микроскопа. Для просмотра подготовлены 4 фотографии: - 1) у семени раскрыты семядоли, виден зародышевый листок, корешок уже вылез наружу; - 2) , 3) крупным планом показаны зародышевый корешок и листок, они образуют одно целое; - 4) семя проросло, уже появился зеленый росток. (Приложение 1)
Параллельно эти же фотографии появляются на SMART Board.
Комментарии:
- Что появляется наружу сначала? Почему?
- Обратите внимание, корешок и стебелёк внутри семени образуют одно целое. Они не прорастают из разных мест, а имеют одно общее начало.
Ноутбуки закрыли.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости глаз.
6. Закрепление нового материала.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Рассмотрите стадии развития растения, изображённые на рисунке, назовите их (семя лежит в почве, готовое к прорастанию; появился корешок; росток вышел на поверхность почвы; идет рост зеленого растения).
- Продолжите рисунок, расскажите, как будет развиваться растение дальше (появятся цветки; после опыления на месте цветков начнут созревать плоды с семенами; созревшие семена снова попадут в почву и процесс повториться сначала).
Обращается внимание детей на то, что прежде, чем начать прорастать, семя должно пролежать в почве некоторое время – от нескольких недель, до нескольких месяцев; в нашем климате семя лежит в почве всю зиму.
( Об этом факте также шла речь в проектно-исследовательской работе «Как рождается цветок?»)
7. Работа с материалами интерактивной доски SMART Board.
На экране интерактивной доски появляются 7 картинок, изображающих стадии развития растения (фасоли).
Вариант1. Все картинки расположены вразнобой. Задание – расставить их в нужном порядке, показав процесс развития растения из семени.
Вариант 2. Картинки расположены правильно, но две (или четыре) из них перепутаны местами. Задание – исправить ошибку.
Обобщение.
Опираясь на материал SMART Board, рассказать, как развивается растение из семени.
SMART Board отключается.
Литературное чтение.
- Удивительную историю о том, как росла маленькая горошина, рассказал известный датский сказочник Х. К. Андерсен. Это сказка «Пятеро из одного стручка». Не только литературный талант, но и наблюдательность помогли писателю написать эту сказку.
Чтение сказки детьми (организация чтения по усмотрению учителя).
Беседа по прочитанному.
- Сидели горошины в стручке и зрели. Какое это время года?
- Как горошины оказались на воле?
- Сколько времени пролежала пятая горошина, пока не начала прорастать?
- Почему она начала прорастать?
- Какой была девочка ? В каком состоянии она находилась?
-Сравните, как росла горошина и как выздоравливала девочка. (выборочное чтение)
- При чтении каких строк появилась надежда, что девочка выздоровеет?
- Что в этой сказке вымышленного, сказочного, а что могло произойти на самом деле?
- Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему?
11. Итог урока.
- Какова была тема урока? Что узнали за урок? Как мы узнавали новое, что мы для этого делали?
- Растение проходит долгий путь развития. Не каждое семечко попадёт в благоприятные условия и даст жизнь новому растению. Бережно относитесь к зелёному наряду Земли. Растения приносят не только пользу, но и радость, и счастье нам, людям.
12. Рекомендуемое домашнее задание.
Выполнить самостоятельно задания в рабочей тетради на странице 36, №№ 4, 5.