Конспект урока для 3-го класса. Тема: "Развитие растений из семени. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать представление о стадиях развития растений из семени, показав цикличность этого процесса.
  2. Учить получать нужную информацию, пользуясь различными информационными источниками и учебными средствами.

Задачи:

  1. Обучающие – узнать, какие условия необходимы для прорастания семян; узнать, как постепенно развивается растение, проходя определенные стадии от набухания семени до взрослого растения с плодами и семенами; закрепить полученные знания о значении опыления для развития растений; учить анализировать прочитанное художественное произведение.
  2. Развивающие – развитие навыка работы с информационным оборудованием; развитие навыка чтения; развитие наблюдательности, любознательности; развитие связной речи; расширение словарного запаса.
  3. Воспитательные – воспитание чуткого и бережного отношения к окружающей природе; воспитание интереса к чтению; активизация познавательной деятельности.

Оборудование:

  • интерактивная доска SMART Board, материал по теме «Развитие растений из семени»;
  • ноутбуки на каждом рабочем месте для индивидуальной работы учащихся;
  • материалы проектно-исследовательской работы, выполненной в первой четверти, «Как рождается цветок?»: - фотографии проросшего семени, сделанные с помощью цифрового микроскопа  (подготовлены заранее для работы в ноутбуках);
  • книжки-коллективки  Х. К. Андерсен «Ромашка. Сказки и истории». Серия «Книга, здравствуй! (Библиотечка МГПУ)». Издательство «Жизнь и мысль», ОАО «Московский учебник», Москва 2007. Сказка «Пятеро из одного стручка».

Учебник - А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сообщение темы  и плана урока.

На экране SMART Board кадр из презентации «Как рождается цветок?» с изображением  красивого цветка и надписью «Как из маленького зёрнышка вырастает такой красивый цветок?»

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос, как из маленького зернышка вырастает прекрасное растение. Ответ мы будем искать в учебнике, а также нам помогут материалы проектно-исследовательской работы «Как рождается цветок?», ваш жизненный опыт, наблюдения.  Еще на этом уроке мы прочитаем удивительную историю о том, как росла одна маленькая горошина и приносила радость и счастье людям.

(убирается изображение со SMART Board)

2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного.

- Чтобы изучить новый материал, нам необходимо вспомнить материал прошлого урока:

- Что должно произойти с цветком, чтобы  образовались плоды и семена?

- Как происходит опыление у растений?

- Что образуется на месте цветков после опыления?

- Расскажите, как плоды путешествуют.

- Почему плоды должны путешествовать?

3. Введение в новую тему.

- Что происходит с семенем после того, как оно попадёт в почву?                               

Ответ найдём в учебнике.

4. Знакомство с новым материалом, самостоятельная работа.

Дети самостоятельно читают статью в учебнике.

Вопросы по прочитанному:

- Назовите условия, необходимые для прорастания семян.

- Прочитайте, как развивается растение из семени.

5. Работа с материалами презентации проектно-исследовательской работы.

- Сейчас мы посмотрим, как выглядит прорастающее семя соевого боба под микроскопом.  

Под руководством учителя дети открывают ноутбуки, входят в нужную папку, начинают просмотр кадров – фотографий проросшего семени, сделанных с помощью цифрового микроскопа. Для просмотра подготовлены 4 фотографии: - 1) у семени раскрыты семядоли, виден зародышевый листок, корешок уже вылез наружу; - 2) , 3) крупным планом показаны зародышевый корешок и листок, они образуют одно целое; - 4) семя проросло,  уже появился зеленый росток. (Приложение 1)

Параллельно эти же фотографии появляются на SMART Board.

Комментарии:

- Что появляется наружу сначала? Почему?

- Обратите внимание, корешок и стебелёк внутри семени образуют одно целое. Они не прорастают из разных мест, а имеют одно общее начало.

Ноутбуки закрыли.

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения и снятия усталости глаз.

6. Закрепление нового материала.

Работа с иллюстрацией в учебнике.

- Рассмотрите стадии развития растения, изображённые на рисунке, назовите их (семя лежит в почве, готовое к прорастанию; появился корешок; росток вышел на поверхность почвы; идет рост зеленого растения).

- Продолжите рисунок, расскажите, как будет развиваться растение дальше (появятся цветки; после опыления на месте цветков начнут созревать плоды с семенами; созревшие семена снова попадут в почву и процесс повториться сначала).

Обращается внимание детей на то, что прежде, чем начать прорастать, семя должно пролежать в почве некоторое время – от нескольких недель, до нескольких месяцев; в нашем климате семя лежит в почве всю зиму.

( Об этом факте также шла речь в проектно-исследовательской работе «Как рождается цветок?»)

7. Работа с материалами интерактивной доски SMART Board.

На экране интерактивной доски появляются 7 картинок, изображающих  стадии развития растения (фасоли).

Вариант1. Все картинки расположены вразнобой. Задание – расставить их в нужном порядке, показав процесс развития растения из семени.

Вариант 2. Картинки расположены правильно, но две (или четыре) из них перепутаны местами. Задание – исправить ошибку.

Обобщение.

Опираясь на материал SMART Board, рассказать, как развивается растение из семени.

SMART Board отключается.

Литературное чтение.

- Удивительную историю о том, как росла маленькая горошина, рассказал известный датский сказочник Х. К. Андерсен. Это сказка «Пятеро из одного стручка». Не только литературный талант, но и наблюдательность помогли писателю написать эту сказку.

Чтение сказки детьми (организация чтения по усмотрению учителя).

Беседа по прочитанному.

- Сидели горошины в стручке и зрели. Какое это время года?

- Как горошины оказались на воле?

- Сколько времени пролежала пятая горошина, пока не начала прорастать?

- Почему она начала прорастать?

- Какой была девочка ? В каком состоянии она находилась?

-Сравните, как росла горошина и как выздоравливала девочка. (выборочное чтение)

- При чтении каких строк появилась надежда, что девочка выздоровеет?

- Что в этой сказке вымышленного, сказочного, а что могло произойти на самом деле?

- Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему?

11. Итог урока.

- Какова была тема урока? Что узнали за урок? Как мы узнавали новое, что мы для этого делали?

- Растение проходит долгий путь развития. Не каждое семечко попадёт в благоприятные условия и даст жизнь новому растению. Бережно относитесь к зелёному наряду Земли. Растения приносят не только пользу, но и радость, и счастье нам, людям.

12. Рекомендуемое домашнее задание.

Выполнить самостоятельно задания в рабочей тетради на странице 36, №№ 4, 5.