Задачи:
- Проверить усвоение содержания темы ”НТР и мировое хозяйство”.
- Продолжить формирование умения анализировать карты, статистические материалы.
- Учить применять полученные знания для теоретического объяснения современной географической картины мира.
- Способствовать становлению глобального мышления учащихся.
Оборудование:
- Мультимедийный учебник географии для 10 класса.
- Учебник Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира”.
- Атлас для 10 класса.
- Возможность работы в Интернете.
План:
- Образ современного мира.
- Проверяем знание фактов (тесты) – 5 мин.
- Анализируем источники информации. (С\р-8мин.)
- Подводим итоги самостоятельной работы.
- Формулируем основное противоречие современного мирового хозяйства.
- Делаем выводы по уроку.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
1.1. Давайте представим себе мир, в котором мы живём. В этом нам поможет презентация, подготовленная группой учеников. Внимание на экран.
Презентация ”Наш контрастный мир”.
1.2. Таков мир, в котором мы живём. Мы закончили изучение темы ”Научно-техническая революция и мировое хозяйство” Сегодня мы подведём итоги изучения темы. Нам предстоит продемонстрировать, какие знания мы приобрели в ходе работы над темой, как научились использовать карты, статистические таблицы, графики, фотоиллюстрации для характеристики мирового хозяйства. Ещё одна задача - применяя полученные знания, попытаться объяснить современную географическую картину мира. План на доске.
2. Выполнение тестов. Вам предлагается убедить нас в том, что вы обладаете достаточными фактическими знаниями по этой теме. 7 минут на выполнение набора из десяти тестов 1 уровня сложности: вначале 10 тестов выполняет один человек, затем 10 тестов – другой. Где искать: Мировое хозяйство – тесты – 1 уровень сложности.
Оценку записать в лист самоконтроля.
Обратная связь по завершении работы
Пауза для отдыха глаз. Стоя, в течение 1 минуты поморгать быстро глазами.
3. В название урока мы вынесли слова ”принцы” и ”нищие” Кто же они в современном мировом хозяйстве?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать карты, статистические таблицы, графики, фотоиллюстрации. 7-8 минут. Задания лежат у каждого на рабочем месте. Надо подготовить краткий анализ карты.
Самостоятельная работа по анализу источников географической информации.
Задания для самостоятельной работы.
3.1. Анализ карты ”Электроэнергетика”.
Какими картографическими способами на данной карте даётся информация? Какие графические средства используются? Пользуясь условными знаками, выделите различные группы стран по производству электроэнергии. Какие страны являются лидерами? Какие аутсайдерами? Есть ли АЭС в развивающихся странах?
3.2. Карта ”Машиностроение и металлообработка”.
По каким показателям карты можно судить об уровне развития машиностроения стран и регионов? Какие регионы выделены на карте? Между какими районами мира идёт наиболее активная взаимная торговля машинами и оборудованием?
Почему развивающиеся страны представляют на этой карте белое пятно?
3.3. Карта ”Расходы на науку”.
Где искать: География мирового хозяйства – Понятие о научно-технической революции – Расходы на науку.
Какие показатели расходов на науку следует считать высокими? Какие - низкими?
Выделите группы стран по расходам на науку. Как соотносятся расходы на науку развитых и развивающихся стран? В связи с этим, каковы перспективы развивающихся стран в использовании достижений НТР?
3.4. Карта ”Уровень образования”.
Где искать: География мирового хозяйства – Понятие о научно-технической революции – Уровень образования.
Рассмотрите карту. Какие страны являются мировыми лидерами в области образования?
В каких странах уровень образования средний?
Какие из развивающихся стран имеют высокий уровень образования?
3.5. Карта ”Сельское хозяйство”.
Рассмотрите карту. Каковы душевые показатели сельскохозяйственного производства в развитых странах? В развивающихся?
Рассмотрите таблицу ”Потребление калорий из расчёта на душу населения”.
Где искать: География мирового хозяйства – Сельское хозяйство – Типы питания – Потребление калорий из расчёта на душу населения.
Какие показатели имеют развитые страны? Страны Тропической Африки?
Как вы думаете, какая проблема остро стоит во многих развивающихся странах?
3.6. Карта ”Мировое производство и продажа наркотиков”.
Где искать: География мирового хозяйства – Сельское хозяйство – Основные потребители тонизирующих культур – Мировое производство и продажа наркотиков.
Рассмотрите карту. В странах какого типа находятся центры производства наркотиков растительного происхождения? В каких странах наркотики, в основном, потребляются?
Как вы считаете, почему не даёт эффекта борьба с производством наркотиков?
3.7. Найти в Интернете информацию о представителях развивающихся стран – лауреатах Нобелевской премии.
3.8. Найти в Интернете информацию о терактах, локальных конфликтах, имевших место за последнюю неделю. С какими странами связаны эти события?
3.9. Сопоставь различные точки зрения на проблему перспектив ликвидации отсталости развивающихся стран.
Текст 1. Согласно исследованиям некоторых экономистов в эпоху глобализации разрыв между странами Севера и Юга начал постепенно сглаживаться. По темпам прироста ВВП страны Юга намного опережают страны Севера. Следует так же иметь в виду, что страны Юга крайне неоднородны. Некоторые из них развиваются высокими темпами. На следующей стадии глобализации в неё постепенно будут включаться и страны Юга, что позволит им гораздо быстрее пройти тот путь, который раньше прошли развитые страны. Количество развивающихся стран, переходящих к научно-техническому прогрессу, возрастает с каждым десятилетием.
[Максаковский В.П. Глобализация как стержневая проблема мирового развития. - География в школе, 2004 .№4.]
Текст 2. Страны ”золотого миллиарда” выкачивают из отсталых стран капиталы, ресурсы, таланты. Если относительно недавно, лет 30-40 назад, отсталые страны справедливо называли развивающимися, ибо они имели определённые шансы на развитие и сокращение разрыва с передовыми странами, то теперь отсталые страны навсегда остались отсталыми. Этот процесс в рамках сложившейся мировой рыночной системы, по-видимому, необратим. И он лишает отсталые страны каких-либо надежд.
[Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? - География в школе, 1997, №1.]
4. Подведение итогов самостоятельной работы.
Слушая друг друга, вы должны заполнить таблицу, которая имеется на вашем рабочем месте (Приложение). Это поможет вам сформулировать основное внутреннее противоречие мирового хозяйства, решить, кто же в нём ”принцы”, а кто ”нищие”.
Вывод. Итак, просмотрите заполненные вами таблицы, прочитайте тему урока: каково же, по-вашему, основное внутреннее противоречие современного мирового хозяйства; кто ”принцы”, а кто ”нищие”? Сформулируйте вывод под таблицей.
Сверка с таблицей на экране: Подчёркнуто 2 элемента содержания правильного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):
Нарастающий разрыв в уровнях социально-экономического развития между Севером и Югом, между центром и периферией (между развитыми странами и большинством развивающихся)
Самооценка:
- Присутствуют оба элемента правильного ответа – 2 балла;
- Один элемент – 1 балл;
- Отсутствуют элементы правильного ответа – 0 баллов.
Обратная связь.
Комментарий учителя: Итак, под влиянием научно-технической революции происходит глубокое ”технологическое разделение” стран мира. Наиболее развитые из них, в которых проживает 15% населения мира, так называемый ”золотой миллиард”, обеспечивают практически весь остальной мир современными технологиями. Часть стран (половина населения Земли) способна воспринимать эти технологии, внедряя их в производство, выступая рабочими руками. Оставшиеся страны (треть населения мира) образуют группу технологически оторванных, не производя и не внедряя современные технологии.
[Аксёнова Л.А. Глобализация мирового хозяйства: предпосылки, причины, инструменты, последствия. - География в школе, 2005, №6.]
5. Формулирование своей позиции.
В течение урока мы мыслили глобально. А касается ли то, о чём мы говорили, каждого из нас? И каким образом?
Информация, полученная из Интернета о терактах и локальных конфликтах последнего времени. (терроризм, наркотики)
Анализ карты ”Мировое производство и продажа наркотиков”.
Комментарий учителя: главные причины этих явлений: социально-экономическое неравенство, бедность и нищета.
Есть ли пути ликвидации этой пропасти?
Опережающее задание 3.9.
Каковы возможные пути ликвидации бедности? – на этот вопрос мы ответим при изучении других тем курса.
6. Подведение итогов урока. Итак, мы с вами подвели итоги изучения темы ”Научно-техническая революция и мировое хозяйство”: проверили знание фактов, умение анализировать различные источники информации. Мы продолжали учиться мыслить глобально, т.к. все мы живём в одном мире.
7. Домашнее задание. Зад.5(91) – иллюстрация ЭГП.