Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме "А.П.Чехов "Мальчики". Составление плана"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: анализ художественного произведения, составление плана текста.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Ход урока

Этапы Содержание Примечания
1. Мобилизующая часть урока. Психологический настрой.

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Нам урок пора начать.

 
2. Тренировочные упражнения. 1) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса: упражнения “Маленькие медвежата”, “Свеча”, “Погаси свечу” (Приложение 1).  
  2) Чтение слоговых блоков (тренировка речевого аппарата) (Приложение 2).
3) Отработка дикции.

Чистоговорки:

Та-та-та, та-та-та – в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту – наводим сами красоту.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты – все полили мы цветы.
Ят-ят-ят, ят-ят-ят – парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют, ют-ют-ют – очень любим мы уют.

Скороговорки (чтение с разбега) (Приложение 3)

- тихо и умеренно;
- громко и уверенно;
- “снежный ком” (первый ученик читает первое слово; второй – первое и второе; третий – первое, второе и третье и т.д. ).

4) Расширение поля зрения, работа с таблицей Шульте. Упражнение “Печатная машинка”.
5) Развитие оперативной памяти, интонационная разминка. Зрительный диктант:

1. Чехов – мой любимый писатель.
2. Володя любил своих близких.
3. Девочки следили за братом.
4. Мальчики мечтали о Калифорнии.
5. Чечевицын шептался с Володей.
6. Приезд Володи вызвал суматоху.

- Проговорите индивидуально, хором;
- Произнесите 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее;
- Произнесите 2-е предложение с восторгом, вопросительно;
- Произнесите 5-е предложение грустно, возбуждённо.

 
3. Сообщение темы урока, постановка целей. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по произведению А.П.Чехова “Мальчики”, будем учиться составлять план текста.  
4. Проверка домашнего задания. 1. Дома вы должны были поработать со словами, значение которых вам было непонятно. Проверим, как вы с этим справились. Розвальни, башлык, сюртук, самоеды, бизон, пампасы, мустанг, индейцы, москит, термит, чечевица, урядник. (Слова записаны на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах класса. Дети находят определнние и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.)

2. Расскажите, к каким эпизодам текста вы сделали иллюстрации.

Фронтальный опрос.

Выставка рисунков.

     
5. Физкультминутка.

Тыр-тыр, пулемёт.
Выше-выше, самолёт.
Бац артиллерия.
Скачет кавалерия. Ура!!!

 
6. Деление текста на смысловые части. 1) - Найдите первую смысловую часть текста. Каким предложением она заканчивается? Прочитайте.

2)

- Прочитайте “про себя”, закончив словами “щекотались тепло и мороз”.
- Как вы считаете, вторая часть текста закончилась? Где её граница?
- Прочитайте до конца 2-ю часть парами “наперегонки”.

3) - Какими словами заканчивается 3-я часть текста? Читаем вполголоса вместе со мной, называем слово, перед которым я остановилась.

4) - Назовите границы 4-ой части.

Найдите диалог Чечевицына с девочками, прочитайте выразительно.

Выразительное чтение 1 уч-ся.

Чтение “разведка”.

Чтение “наперегонки”.

Чтение “буксир”.

Чтение по ролям.

7. Разминка для глаз. Прилетела бабочка, села на указку, и сейчас мы вслед за ней пробежимся глазками: высоко на куст калины, а потом на травку вниз, и с подружкой друг за дружкой полетели, погнались. (Дети следят глазами за бабочкой. Траектория полёта – вертикальные и горизонтальные “восьмёрки”.)  
8. Продолжение работы. 5) - Каким предложением заканчивается 5-я часть? Отметьте. Поиграем в “прятки”. Я начинаю читать любое предложение, вы его находите и заканчиваете.

6) Назовите границы 6-ой части. Прочитайте её на максимальной скорости, найдите ответ на вопрос “Где искали мальчиков?”

7) Прочитайте 7-ю часть, под счёт 1,2,3 фиксируя взгляд на начале, середине и конце строки. Что запомнили?

8) Послушайте заключительную часть, если я допущу ошибку, исправьте её.

Упражнение “Игра в прятки”.

Чтение “спринт”.

Чтение “кенгуру”.

Чтение “с ошибкой”.

9. Релаксация (музыкальное сопровождение).

Реснички опускаются,
глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко…ровно…глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Дружно мы глаза открыли
И к работе приступили.

 
10. Составление плана текста. Проверка. Предлагаю создать 3 рабочие группы соответственно каждому ряду и записать план рассказа, озаглавив каждую часть. Затем мы сравним ваши работы с эталонным планом (записан на доске) и выясним, чей план удачнее. Групповая работа.

Диагностика точности восприятия текста.

11. Итог урока. - Как ты относишься к мальчикам? (с.136 учебника, в.5)
- Герои решились на побег, потому что:
  • Были смелыми и решительными;
  • Были глупыми и самонадеянными;
  • Мало знали и плохо представляли трудности пути;
  • Не любили своих близких;
  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;
  • Любили путешествовать и узнавать новое?

- Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок?

 
12. Домашнее задание. Какое домашнее задание вы бы хотели получить сегодня? Я предлагаю записать план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ (в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе).  
13. Рефлексия. - Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

- А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Подумайте над этим вопросом дома. А пока я прошу вас выразить своё мнение об уроке, дорисовав улыбку этому клоуну. (На парте у каждого ребёнка рисунок клоуна, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. Спасибо за урок! Мне доставляет удовольствие сотрудничать с вами!