Цели урока: анализ художественного произведения, составление плана текста.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.
Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечания |
1. Мобилизующая часть урока. Психологический настрой. |
|
|
2. Тренировочные упражнения. | 1) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса: упражнения “Маленькие медвежата”, “Свеча”, “Погаси свечу” (Приложение 1). | |
2) Чтение слоговых блоков (тренировка
речевого аппарата) (Приложение 2). 3) Отработка дикции. Чистоговорки: Та-та-та, та-та-та – в нашем классе чистота. Скороговорки (чтение с разбега) (Приложение 3) - тихо и умеренно; 4) Расширение поля зрения, работа с таблицей
Шульте. Упражнение “Печатная машинка”. 1. Чехов – мой любимый писатель. - Проговорите индивидуально, хором; |
||
3. Сообщение темы урока, постановка целей. | Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по произведению А.П.Чехова “Мальчики”, будем учиться составлять план текста. | |
4. Проверка домашнего задания. | 1. Дома вы должны были поработать со
словами, значение которых вам было непонятно.
Проверим, как вы с этим справились. Розвальни,
башлык, сюртук, самоеды, бизон, пампасы, мустанг,
индейцы, москит, термит, чечевица, урядник. (Слова
записаны на доске, значения этих слов – на
отдельных карточках, расположенных в разных
местах класса. Дети находят определнние и
закрепляют на доске рядом с соответствующим ему
словом.) 2. Расскажите, к каким эпизодам текста вы сделали иллюстрации. |
Фронтальный опрос. Выставка рисунков. |
5. Физкультминутка. |
|
|
6. Деление текста на смысловые части. | 1) - Найдите первую смысловую часть
текста. Каким предложением она заканчивается?
Прочитайте. 2) - Прочитайте “про себя”, закончив словами
“щекотались тепло и мороз”. 3) - Какими словами заканчивается 3-я часть текста? Читаем вполголоса вместе со мной, называем слово, перед которым я остановилась. 4) - Назовите границы 4-ой части. Найдите диалог Чечевицына с девочками, прочитайте выразительно. |
Выразительное чтение 1 уч-ся. Чтение “разведка”. Чтение “наперегонки”. Чтение “буксир”. Чтение по ролям. |
7. Разминка для глаз. | Прилетела бабочка, села на указку, и сейчас мы вслед за ней пробежимся глазками: высоко на куст калины, а потом на травку вниз, и с подружкой друг за дружкой полетели, погнались. (Дети следят глазами за бабочкой. Траектория полёта – вертикальные и горизонтальные “восьмёрки”.) | |
8. Продолжение работы. | 5) - Каким предложением заканчивается 5-я
часть? Отметьте. Поиграем в “прятки”. Я начинаю
читать любое предложение, вы его находите и
заканчиваете. 6) Назовите границы 6-ой части. Прочитайте её на максимальной скорости, найдите ответ на вопрос “Где искали мальчиков?” 7) Прочитайте 7-ю часть, под счёт 1,2,3 фиксируя взгляд на начале, середине и конце строки. Что запомнили? 8) Послушайте заключительную часть, если я допущу ошибку, исправьте её. |
Упражнение “Игра в прятки”. Чтение “спринт”. Чтение “кенгуру”. Чтение “с ошибкой”. |
9. Релаксация (музыкальное сопровождение). |
|
|
10. Составление плана текста. Проверка. | Предлагаю создать 3 рабочие группы соответственно каждому ряду и записать план рассказа, озаглавив каждую часть. Затем мы сравним ваши работы с эталонным планом (записан на доске) и выясним, чей план удачнее. | Групповая работа. Диагностика точности восприятия текста. |
11. Итог урока. | - Как ты относишься к мальчикам? (с.136
учебника, в.5) - Герои решились на побег, потому что:
- Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? |
|
12. Домашнее задание. | Какое домашнее задание вы бы хотели получить сегодня? Я предлагаю записать план рассказа в тетрадь и подготовить по нему пересказ (в том случае, если учащиеся испытывают затруднения в выборе). | |
13. Рефлексия. | - Достигли ли мы целей, поставленных на
урок? Значит, мы на чуточку приблизились к
целеустремлённым людям. - А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Подумайте над этим вопросом дома. А пока я прошу вас выразить своё мнение об уроке, дорисовав улыбку этому клоуну. (На парте у каждого ребёнка рисунок клоуна, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. Спасибо за урок! Мне доставляет удовольствие сотрудничать с вами! |