Цели урока:
- Образовательные:
- повторить и обобщить знания учащихся о важнейших соединениях азота, творчески применить знания в новой ситуации.
- Развивающие:
- формировать чувство времени, необходимое для ответа на каждый отдельно взятый вопрос,
- развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
- Воспитательные:
- формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира;
- формировать умение самоконтроля и взаимоконтроля, развивать чувство доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Тип урока. Урок контроля знаний.
Оборудование:
- индивидуальные карты для каждого ученика,
- презентация учителя.
В предлагаемом нами описании урока мы приводим индивидуальные карты для двух разных классов с разными вариантами. Рассмотрим только один из вариантов.
Ход урока
1. Приветствие учителя, сообщение цели урока, пожелание успехов ученикам.2. Знакомство с заданием №1.
Распределить, какие из свойств - принадлежат азоту, а какие – аммиаку? Данные с номерами свойств занести в таблицу.
- Не имеет запаха.
- Имеет запах.
- Горит в кислороде.
- Взаимодействует с кислотами с образованием солей.
- В молекуле между атомами ковалентная неполярная связь.
- В молекуле между атомами ковалентная полярная связь.
- В воздухе не горит.
- Степень окисления азота -3.
- Мало растворим в воде.
- Водный раствор имеет щелочную среду.
На выполнение задания отводится 7 минут, затем проводится взаимопроверка у соседа справа, оценивание и выставление баллов.
3. Знакомство с заданием №2.Соотнести формулы и названия веществ.
NO | А) нитрат аммония |
NH3 | Б) сульфат аммония |
NH4NO3 | В) оксид азота (II) |
NH4HSO4 | Г) гидросульфат аммония |
NO2 | Д) оксид азота (V) |
Е) оксид азота (IV) | |
Ж) аммиак |
На выполнение задания отводится 5 минут, затем проводится взаимопроверка у соседа слева, оценивание и выставление баллов.
4. Знакомство с заданием №3.Написать уравнения реакций для следующих превращений.
N2 NO NO2 HNO3 NO2
На выполнение задания отводится 7 минут, затем проводится взаимопроверка у соседа спереди, оценивание и выставление баллов.
5. Проведение физкультпаузы.6. Знакомство с заданием №4.
Расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель.
C + HNO3 = CO2 + NO2 + H2O
На выполнение задания отводится 5 минут, затем проводится взаимопроверка у соседа сзади, оценивание и выставление баллов.
7. Знакомство с заданием №5.Найди 4 ошибки в этом тексте и подчеркни ошибки. Затем запиши этот текст правильно.
При нагревании нитраты разлагаются. Реакция разложения у нитратов разных металлов протекают одинаково. Своеобразно протекает только процесс термического разложения нитрата аммония:
NH4NO2 = N2O + H2O
Растворы нитратов определяют при помощи меди без нагревания.
Твердые нитраты бросают в огонь, и если не происходит яркой вспышки, это нитрат.
На выполнение задания отводится 7 минут, затем проводится самопроверка и выставление баллов.
8. Подведение итогов урока, рефлексия.Приложение 1. Индивидуальные карты ученика – 2 варианта.
Приложение 2. Презентация – сопровождение к зачету.