Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении незнакомого произведения (сказки Г.Х. Андерсена “Лен””);
  • Формирование эстетического отношения к искусству слова; развитие навыков выразительного чтения, художественного пересказа;
  • Развитие интереса к чтению;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о счастье;
  • Развитие культуры эмоционального восприятия, воспитание эстетического отношения к искусству слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с новым художественным произведением (сказка Г.Х. Андерсена “Лен”);
  • Содействовать формированию способности мыслить критически, развитию умения понимать и осмыслять прочитанное;
  • Развивать навыки анализа художественного текста;
  • Развивать умение анализировать предложенную ситуацию, аргументировать, делать выводы;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (формулировать и выражать собственное мнение, уметь работать в ситуации диалога, уважать чужое мнение).

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков быстрого осознанного чтения, стимулировать способность к самообразованию, умению работать с информацией;
  • Прививать интерес и внимание к художественному слову;
  • Содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • Работать над формированием представлений о таких нравственных качествах человека, как доброта, счастье, уважение;
  • Пробуждать чувства детей, развивать культуру эмоционального восприятия мира и самого себя.
Этапы Ход урока Оборудование
Организационный. Всех поприветствовать. Проверить готовность. Листы бумаги, ручки, фломастеры.
Сооб щение темы. Сегодня на уроке мы попробуем не просто прочитать новое произведение. А подумаем над вопросом:

Что такое счастье или что позволяет нам считать себя счастливыми?

 
Вызов.
  • Я предлагаю вам нарисовать вместе со мной счастливого человечка. Под музыку изображаем человечков.
  • Корзина идей.

В чём же счастье наших человечков?

(Учитель фиксирует ответы детей на доске.)

  • Задание перед чтением.

Итак. Счастливый человек это…

Не только мы задумались над этим вопросом. Он волновал человека всегда. Я предлагаю вам познакомиться с произведением, которое называется “Лён”. Вы скажете: “А причём здесь счастливый человек?” Но я уверена, что на этот вопрос вы найдёте ответ, когда прочитаете.

Магнитофон, кассета с записью песенки “Точка, точка, запятая”
Знакомство с текстом.
  • Первичное восприятие текста.

Читают вслух, хорошо читающие дети по смысловым частям.

Текст №1 у каждого ребёнка.
Осмысление.
  • Работа по содержанию, герои.

Назовите героев произведения. (Вывешиваются картинки)

Установление связей и выделение главных героев. (На доске появляются стрелки, соединяющие героев)

О каких событиях в жизни героев узнали?

  • Характеристика главных героев.

Что думаете вы о главных героях, подтвердите свои мысли словами из текста.

Вернёмся к нашему вопросу о счастье, как бы вы на него ответили. Почему счастлив лён? Почему несчастны колья?

  • Словарная работа.

Всех людей можно условно разделить на два склада мироощущения, один , а другой . Как вы считаете, какое слово подойдет, под какое определение?

Оптимист – жизнерадостный, во всём видит хорошие, светлые стороны.
Пессимист – унылый, во всём видит плохое.

Картинки героев: лён, солнце, дождь, колья, человек.

 

 

 

 

 

 

Слова на карточках: пессимист, оптимист

Рисунки:

Рефлексия. - В чём же идея, данного произведения?
- Что можно добавить в наше с вами понятие о счастье? Учитель фиксирует на доске.

Об авторе и жанре.

- Какое это произведение по жанру?
- Каким должен быть человек, написавший эту сказку?

Сказку написал знаменитый датский сказочник Г.Х. Андерсен.

Вот как о нём писал другой, ни менее замечательный и знакомый вам человек К. Паустовский:

…этот милый чудак и поэт всю свою жизнь умел радоваться, он оставался до самой своей смерти чистосердечным ребёнком. Андерсен научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

  • Сочинение продолжения к сказке.

Желающие ребята зачитывают свои варианты.

  • Чтение детьми авторского продолжения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Текст №2

Итог урока.
  • Что запомнилось? Что хотелось бы сказать? Что нового узнали, чему научились? Как применить, полученные знания в жизни?
 
Домашнее задание.
  • Как хотели бы поработать дома?

- Перечитать сказки Андерсена.
- Найти и дочитать эту сказку до конца.
- Написать мини-сочинение “Счастливый человек это…”
- Подобрать пословицы, поговорки, высказывания о счастье.
- Узнать о технологии обработки льна и как его прядут.

Найти дома вещи из льна.

 
Оценки.
  • Нарисуйте человечка вашего настроения.
  • Оцените свою работу и подпишите ниже.
  • Подумайте, кто из ребят вас приятно удивил, чью работу вы бы хотели отметить. Напишите их имена.

По желанию эти листочки ребята вывешивают на доску.

Магниты.
 
  • Заключительное слово учителя.

- О работе класса.
- Закончить урок мне бы хотелось стихотворением, которое написал мальчик, такой же как и вы:

Вова Гетман, 11 лет.

Всё будет хорошо…

Какие люди на свете разные.
Как трудно бывает их всех понять.
Смеются, а сами такие несчастные…
Плачут… и в радости мир готовы обнять.

Если бы смог я всех сделать счастливыми –
Чтоб никому не пришлось страдать.
Доброжелательными и красивыми,
Умеющими любить, прощать и мечтать.

Под новый год особенно верится,
Что не только в сказке есть чудеса…
И, думаю, надо очень надеяться –
Скоро кончится чья-то тёмная полоса.

Я понял, что в жизни так и бывает:
То всё хорошо, а то не везёт.
И только тот всегда побеждает,
Кто верит в лучшее, не унывает и ждёт.

Музыка “Дорогою добра”.