Цели урока:
- Познакомить учащихся с новой единицей времени- сутки.
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
- Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание.
Оборудование: аудиозапись, карточки с заданиями, модели часов, картинки с изображением различных видов часов и календарей, нарисованная елочка и шары- игрушки
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит новогодняя музыка.
- Приближается Новый год и у многих из вас приподнятое настроение.
Когда мы будем встречать Новый год? А кого ждем на этот праздник?
- Вы знаете ребята, в этом году произошел невероятный случай. От болтливых сорок я случайно узнала, что Снегурочка на время уехала, а у Деда Мороза за это время произошли следующие события: растерялись подарки, остановились часы и он совсем не знает, когда нужно выехать, чтобы успеть к празднику.
2. Повторение изученного.
1) - Нам нужно помочь Деду Морозу во всем этом разобраться. Начнем с задания, выполнив которое, узнаем одно заснеженное слово.
Откройте тетради. В тетрадях запишите ответы на вопросы в строчку.
- 7 увеличить в 5 раз;
- 49 уменьшить в 7 раз;
- найдите 1/9 числа 72;
- разделите произведение 3 и 6 на 9;
- во сколько раз 4 десятка больше 4 единиц;
- разность чисел 70 и 52 уменьшите в 9 раз;
- найдите площадь прямоугольника со сторонами 4
см и 6 см;
- длина прямоугольника 8 см, а ширина в 4 раза
меньше. Найдите периметр фигуры. (в тетрадях
записаны числа: 35 7 8 2 10 2 24 20)
- Если вы правильно решили примеры, снежные комочки должны растаять и мы узнаем слово (на доске прикреплены нарисованные комочки, под ними- числа с буквами).
Давайте проверим:
е | ч | а | в | л | и | н | и |
7 | 10 | 20 | 35 | 8 | 2 | 24 | 2 |
2)
- Какое слово получилось? (величина)
- Какие величины вы знаете? (длина, объем, время,
масса)
- Какую величину нужно вспомнить, чтобы помочь
разобраться Деду Морозу в его беспорядке? (время)
- Какие единицы времени вы знаете? (год, месяц,
неделя, сутки, час, минута, век, тысячелетие,
секунда)
- Давайте проверим все ли единицы времени вы
назвали? (учитель открывает доску с
табличками-названиями единиц времени)
- Что такое год? (промежуток времени, равный
периоду обращения Земли вокруг Солнца)
- Как связаны между собой год и месяц?(в году 12
месяцев). Что еще мы можем сказать о годе? (в
году 365 или 366 дней)
- Что такое месяц? (промежуток времени, близкий
периоду обращения Луны вокруг Земли)
Как связаны между собой понятия месяц и неделя, месяц и день? (в месяце 4 или 4,5 недели, в месяце 30 или 31 день, но есть месяц исключение – февраль, в котором 28 дней, а в високосном году 29 дней).
- Что такое неделя? (промежуток времени,
равный 7 дням)
- Что такое час? (единица времени, равная 60
минутам)
- Что такое минута? (единица времени, от
латинского “маленький или мелкий”)
Расположите единицы измерения времени в порядке убывания(на доске таблички).
Давайте проверим.
тысячелетие | век | год | месяц | неделя | сутки | час | минута | секунда |
Обратите внимание, что слова написаны разным цветом. Зеленым- единицы времени, которые мы еще не изучали подробно, синим- единицы времени, о которых уже сказали.
- Почему сутки выделены красным цветом?(будем изучать сегодня)
3)
- Прежде чем говорить о сутках, давайте
подскажем Деду Морозу, как можно ориентироваться
во времени? Что ему поможет? (часы, календари)
- Что такое календарь? (календарь – это
перечень дней года, разбитый на недели и месяцы)
- Для чего нужен календарь? (календарь удобен,
чтобы вести счет времени- годам, месяцам, неделям,
дням)
- Какие виды календарей вы знаете? (карманные,
настенные, отрывные, перекидные и т. д.)
- А как отсчитывать время в часах, минутах? Что для
этого необходимо (часы)
- А ведь часов когда-то не было. И все-таки как-то обходились без них. Существовали солнечные, водяные, огненные, биологические, цветочные, астрономические, песочные, часы-книга и т. д. (показ картинок)
- А какими часами пользуются теперь? (механическими, электронными или кварцевыми, квантовыми или атомными)
- Я уверена, что Дед Мороз обязательно обнаружит у себя дома, хоть какие-нибудь часы и календари, названные вами. И еще ему поможет Снегуркина телеграмма, которую Дед Мороз не смог расшифровать. Давайте поможем ему.
4) Возьмите листочки с телеграммой. Расшифруйте крылатое выражение. Полученный результат впишите внизу в таблицу под соответствующей цифрой.
н | 8 х 4 | |
ь | 81:9 | |
о | 4 х 9 | |
к | 6 х 8 | |
д | 9 х 5 | |
е | 28 : 4 | |
т | 72 : 9 | |
у | 12 х 1 | |
и | 0 х 26 | |
ч | 54 : 54 | |
п | 2 х 5 | |
с | 24 : 6 | |
р | 7 х 2 |
- Какое выражение у вас получилось? (день и ночь – сутки прочь)
3. Изучение нового материала.
1)
- Сутки – это одна из единиц измерения времени. Теперь Дед Мороз точно будет знать, что сутки – это день и ночь. Это обязательно должно помочь ему.
- Найдите первое и последнее число вашего выражения (45 и 9). Вычислите сумму этих чисел и уменьшите ее в 6 раз. С этого числа начинается наша цепочка. Посчитайте примеры и вы узнаете сколько часов в сутках.
- Сколько часов в сутках? (24 часа) Запишите это в тетрадях.
- Как вы думаете что такое сутки? (Вращение земли вокруг воображаемой оси вызывает смену дня и ночи. Полный оборот вокруг оси Земля делает за одни сутки, т. е. за 24 часа. При этом земной шар поворачивается к Солнышку то одной стороной, то другой. Мы совершенно не чувствуем вращения своей планеты. Зато замечаем, что на смену утру приходит день, потом вечер и ночь. Затем начинаются следующие сутки.)
Итак, сутки-это время обращения Земли вокруг своей оси.
- В какое время заканчиваются сутки? (в 12 часов ночи или в 24 ч.)
- Когда начинается отсчет новых суток? (отсчет новых суток начинается с 12 часов ночи, когда секундная стрелка сделает первый шаг. Стрелки на механических часах показывают полночь. Особенно это хорошо видно на электронных часах:23.59- это время показывает конец суток, а 00.00- начало новых суток. 12 часов ночи или 24 часа- это также конец суток. Часовая стрелка обходит циферблат 2 раза: в полночь и через 12 часов в полдень. После полудня (12 ч.дня) каждый час имеет другой порядковый номер, например: 1 час дня-это 13 часов, а 2 часа дня-это 14 часов и т. д.)
2)
- Давайте посмотрим как отражается ритм суток
на жизни школьника. Откройте учебник на стр. 88 №2 (устно)
- Какое время суток показано на последнем
рисунке?(ночь).Какое время суток наступит после
ночи? (утро). А что школьники делают утром? (зарядку).
Давайте тоже сделаем зарядку.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
1)
- Давайте поможем настроить часы Деду Морозу.
Возьмите модели часов.
- расположите стрелки часов так, чтобы они
показывали 8 часов утра, когда Дед Мороз обычно
просыпается;
- сколько времени покажут стрелки, если они
переместились на 2 часа, пока он причесывал
бороду;
- какое время покажут стрелки через 4 часа, когда
Дед Мороз начнет вытирать снежную пыль;
- расположите стрелки часов так, чтобы они
показывали 17 часов, когда Дед Мороз закончит
украшать мешок снежинками.
- Часы Деду Морозу мы настроили, но ему необходимо ответить на вопрос: когда нужно выехать, чтобы успеть поздравить ребят?
2) Решим задачу (письменно на доске и в тетради)
“Лесом Дед Мороз едет 9 часов, а по улицам городов в 2 раза больше. Сколько всего часов придется ехать Деду Морозу?”
- Итак, 27 часов придется ехать Деду Морозу. А сколько это суток?
Когда нужно выехать Деду Морозу, чтобы успеть поздравить ребят до начала Нового года?
- Теперь Дед Мороз знает, когда ему нужно выезжать и он начал собираться в дорогу.
3) Решение задач (устно)
- Он достал шубу из шкафа, а ее проела моль. Пришлось посылать Снеговика за новой одеждой. Неделю он ехал туда, а неделю обратно. Сколько суток Снеговик был в пути?
- Собравшись Дед Мороз вспомнил, что забыл предупредить Снегурочку о дне выезда и послал срочную телеграмму. Уже через двое суток получил ответ. Сколько часов Дед Мороз ждал ответа?
- На праздничный ужин Дед Мороз приготовил 24 снежинки. ? часть растаяла. Сколько снежинок растаяло? Сколькими снежинками он полакомился?
- Дед Мороз собирал подарки для школьников 5 суток, а Снегурочка 4 суток. На сколько часов быстрее собрала подарки Снегурочка?
4) Решение примеров.
- Некоторые результаты решения задач уже вписаны в таблицу. Увеличьте их на число 24 и впишите букву во вторую таблицу под нужным значением.
- Прочитайте слово, которое получилось.
(желание)
- В Новый год исполняются все мечты и желания,
нужно только очень этого захотеть. Возьмите
елочные игрушки, которые лежат у вас на столах,
напишите свое заветное желание.
Украсьте нашу волшебную елочку (елочка прикреплена к доске).
6. Подведение итогов.
- Я уверена, что ваши желания обязательно сбудутся. А мое желание уже сбылось: вы сегодня активно работали, получили хорошие оценки… и познакомились с новой единицей времени.
- Что вам понравилось на уроке?