Цель: Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Ивановской области.
Для реализации цели урока поставлены задачи:
Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений, встречающихся в Ивановской области; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
- Презентация. (см. Приложение 1)
- Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки.
- Тексты для групповой работы. (см. Приложение 2)
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».
На доске.
Ять -ять - ять - Природу нужно … охранять.
Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.
Я- я - я - Наука … экология.
- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.
Проверка.
- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)
- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).
-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)
-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).
- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)
- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)
3. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.
- Рассмотрите уголок природы нашего края.
- Что заметили? (Мало растений и нет животных.)
- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения.)
- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)
- О чем будем говорить на уроке? (Об охране животных и растений нашего края.)
Тема на доске: Охрана животных и растений нашего края.
- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять животных и растения)
- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)
-Что такое Красная книга?
Выберите на карточке № 1 ответ.
На столах карточки (выбрать)
|
Проверка.
Книга в красной обложке.
- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?
Книга учета животных и растений.
Книга «тревоги». Почему?
- Есть ли ещё вариант?
Вот у меня в руках Красная книга.
- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)
- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».
- Давайте посмотрим каким животным и растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?
Мультимедийная презентация.
- Среди животных, занесённых в Красную книгу России, встречаются и в Ивановской области. Вот некоторые из них: птицы - орел змееяд, скопа, беркут, орлан - белохвост, сокол - сапсан; звери - русский выхухоль, бобр, выдра; бабочки - аполлон, мнемозина.
- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.
Физкультминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
Исследование “Страничка в Красной книге”
(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).
- Мы познакомились с исчезающими животными и растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.
- Работать будем в группах.
- У вас на столах лежит фотография животного или растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.
План работы: (В презентации)
- Место обитания.
- Причины сокращения численности.
Защита проектов-исследований.
(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)
Первая группа: РУССКИЙ ВЫХУХОЛЬ.
- Поселите животное в наш уголок природы.
- Как спасти?
(Меры по спасению. Запретить вырубку леса в местах обитания этого животного, загрязнение водоёмов, охоту на этих животных.)
- Выберите экологические знаки.
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бобров и ондатры. (Размещение бобра и ондатры в уголке природы.)
Вторая группа: СКОПА.
- Поселите животное в наш уголок природы.
- Какие меры нужно предпринять для спасения?
- Выберите экологические знаки.
Третья группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/.
- Поселите растение в наш уголок природы.
- Предложите меры по спасению.
- Выберите экологические знаки.
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность кубышки и кувшинки. (Размещение этих растений в уголке природы.)
Четвертая группа – Бабочка Мнемозина.
- Поселите животное в наш уголок природы.
(Меры по спасению. Рекомендуется охрана растений рода хохлатка. Запретить отлов. Запретить вырубку леса в местах обитания.) (Размещение хохлатки в уголке природы)
- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бабочки Парусник Аполлон. (Размещение бабочки в уголке природы.)
- Выберите экологические знаки.
- Чья вина, что численность этих растений и животных сокращается?
- Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают, что природу нужно охранять. Они создают охраняемые территории, такие как:
Заповедники - где природа находится под строгой охраной.
или
Заказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.
- Где можно взять редкие виды животных и растений для их переселения в природу? (В заказнике)
- На территории Ивановской области находится 6 заказников. Об одном из них нам расскажет …
Доклад.
-На территории Ивановской области, в окрестности села Холуй, находится Клязьминский боброво - выхухолевый заказник. В нем занимаются разведением выхухоли, бобров, ондатры и редчайшего для нашего края растения - водяной орех, или чилим.
(Размещение этого растения в уголке природы.)
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Какой у нас получился уголок природы?
- Почему?
- Какие правила друзей природы вы бы выполняли? Экологические знаки.
- Но не все люди знают охраняемые виды растений и животных.
- Что же делать? (Надо им рассказать.)
- Кому можем рассказать?
- Что будет помощником в вашей разъяснительной работе? (Экологические знаки.)
- Где их разместите?
- Кому поможет узнать об охраняемых видах созданный нами уголок природы?
- Вы работали с научной литературой и писали работы. Как помогут? (Создать свою Красную книгу.)
- Как до всех жителей города довести информацию?
- Что мы с вами можем сделать?
5. Домашнее задание.
Сегодня ваше домашнее задание будет творческим. Вам надо написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске.
Природу нужно охранять.
Мы спасем тебя, Земля.
6. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.
- Если урок понравился и вы хотели бы продолжить работу по этой теме, поднимите желтую карточку.
- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.
Итог урока
Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять Родину".