Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме “Великие реформы 60-70 гг. ХIХ в.”, показать их либеральный характер, а также обратить внимание на недостатки реформ;
- Развивать умения анализировать, обобщать изученный материал, объяснять понятия, решать поставленные проблемы;
- На примере реформаторской деятельности Александра II воспитывать уважение к исторической личности в лице Александра II, выступившего против интересов большинства дворян и выполнившего ту задачу, которую не удалось решить его предшественникам.
Оборудование: компьютер и проектор.
Структура урока:
- Мотивационная беседа. Ознакомление с целями урока и планом урока.
- Просмотр презентации.
- Обобщение темы презентации, ответы на вопросы.
- Тестирование.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
- Учитель сообщает тему урока, цели изучения данной темы: “В течение 2-х уроков мы знакомились с темой “Великие реформы 60-70 гг. ХIХ в.”. Сегодня мы подведем итоги изучения данной темы, еще раз обратим внимание на основные положения реформ, их значение для дальнейшего развития страны. Поможет нам это сделать презентация”.
- Просмотр презентации, комментарии учителя (Приложение 1).
- Обобщение темы презентации, ответы на вопросы (Слайд 9. – Приложение 1).
- Тестирование.
- Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):
А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства
- По реформе 1861 г. крестьяне получали:
А). землю без выкупа
Б). личную свободу
В). землю за выкуп
- Что такое отрезки:
А). земля, которую крестьяне получили по реформе 1861 г.
Б). земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян
В). часть крестьянского надела, которая оказалась “лишней” по сравнению с
установленной до 1861 г. нормой
- Какой срок был установлен для внесения выкупных платежей за землю:
А). 70 лет
Б). 10 лет
В). 49 лет
- Временнообязанные крестьяне должны были:
А). платить оброк или работать на барщине в пользу своего бывшего владельца;
Б). бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;
В). принимать участие в общественных работах в своем уезде.
- Военная реформа 1864 г.:
А). вводила всеобщую воинскую повинность
Б). сохраняла 25-летний срок службы
В). объявляла рекрутские наборы
- Какие вопросы входили в компетенцию земств:
А). здравоохранение
Б). полицейский надзор
В). образование
- Судебная реформа устанавливала:
А). сословность суда
Б). независимость суда
В). состязательность суда
Правильные ответы:
- (I – А,В,Г,Д,И,К; II – Б,Е,Ж,З,Л);
- Б,В;
- В;
- В;
- А;
- А;
- А,В;
- Б,В
(21 балл).
- Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока, спрашивает учащихся, что нового они узнали на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.
- Домашнее задание.
Учащиеся читают дома предварительно параграф 23 “Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права”.
Литература:
- Данилов А.А. История России, ХIХ век: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение,2008.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ в. 8 кл.- М.:ВАКО, 2005.
- Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России.ХIХ – начало ХХ в. – М.: Русское слово, 1999.
- Рабочая тетрадь по истории России /Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику “. История России, ХIХ век”.- М.: Просвещение, 2004.