Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Проблема: Пропали дорожные знаки.
Игровая мотивация: Помочь восстановить дорожные знаки.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения. Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей:
- способность определения задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
- Умение оперировать символическими средствами.
- Активизировать речь детей.
- Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений.
- Поддерживать интерес детей к деятельности сверстников.
- Воспитывать навыки личной безопасности.
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от дорожных знаков из страны Светофории.
(Воспитатель читает письмо).
«Дорогие дети! Мы, Знаки из страны Светофории, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-Неумехе. Город остался без дорожных знаков. Помогите нам».
Уточнение проблемы:
Воспитатель: Ребята, кто такая Помеха-Неумеха?
Дети: Это тот, кто создает помехи?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?
Дети: Для регулирования дорожного движения.
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если дорожных знаков не будет?
Дети: Могут случиться аварии.
Воспитатель: Что будет, если не будут работать светофоры?
Дети: Пешеходы не смогут перейти дорогу.
Воспитатель: Что нужно сделать в первую очередь, чтобы в городе небыло аварий?
Дети: Наладить работу светофоров, и расставить правильно дорожные знаки.
Определение конечного продукта.
Воспитатель: Как выйти из этой ситуации? Что мы можем сделать?
(Обсуждают предложенные детьми варианты.)
Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: Да, дети, вы правильно решили исправить ситуацию. Мы должны восстановить все знаки. Но перед тем как пойти в путь дорогу, давайте сделаем дыхательную гимнастику, чтобы нам хорошо дышалось, и прибавились наши силы.
Воспитатель:
Мы в путь отправляемся сейчас,
Машины ожидают нас.
Пора моторы заводить
Пора машины выводить.
(Проводится дыхательные упражнения «Накачаем шины», «Заведем мотор»).
Воспитатель: Отправляемся помогать знакам. Ну, вот и пришли. Ребята, посмотрите, что здесь случилось?
Дети: Неумеха разрезала знаки на половинки.
Воспитатель: Как же помочь им?
Дети: Давайте соединим.
(Проводится игра «Соедини разрезанные знаки»).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно соединили знаки. Марина. Какой знак соединила ты?
Марина: Пешеходный переход.
Воспитатель: Где стоит знак пешеходный переход?
Марина: На дороге, около зебры.
Воспитатель: Саша, а ты какой знак соединил?
Саша: Пункт питания.
Воспитатель: Саша, где устанавливают знак пункт питания.
Саша: Около столовой, кафе.
Воспитатель: Ребята посмотрите на светофор.
Дети: У светофора перепутались все цветные окошечки.
Воспитатель: Мы сможем им помочь?
Дети: Сможем.
(Проводится игра «Исправь светофор». Дети выкладывают на светофоре правильно цветные окошки).
Воспитатель: Маша, какой сигнал светофора находится сверху?
Маша: Красный.
Воспитатель: А что означает красный свет светофора?
Маша: Дороги нет.
Воспитатель: Петя, какой сигнал светофора находится в середине?
Петя: Желтый.
Воспитатель: Что означает желтый свет светофора?
Петя: Подожди.
Воспитатель: Коля, какой сигнал светофора находится в низу?
Коля: Зеленый.
Воспитатель: Что означает зеленый сигнал светофора?
Коля: Идти.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему на светофоре красный, зеленый, желтый цвета, а не другие, например, синий, черный?
Дети: (Дают ответы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту таблицу. Что здесь нарисовано красным цветом?
Дети: Огонь, знаки.
Воспитатель: Огонь красного цвета говорит об опасности, нельзя подходить – обожжешься. Знаки обведены красным цветом. Они предупреждают об опасности. Красный цвет самый заметный, его не спутаешь ни с каким другим. Красный цвет призывает к осторожности, поэтому на светофоре на красный свет нельзя идти. Это опасно.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что означает желтый цвет?
Дети: Стоять.
Воспитатель: Желтый цвет светофора похож на цвет солнышка. Солнышко и друг, и враг, может согреть, но и предупреждает: можно обжечься под лучами. Значит желтый цвет, предупреждает. А что означает зеленый цвет, глядя на эту таблицу?
Дети: Отдых, покой, безопасность, луг.
Воспитатель: Зеленый цвет – безопасный цвет. И поэтому на светофоре, когда горит зеленый цвет – нужно идти.
Воспитатель: Пойдемте дальше по стране Светофории. Ребята, и здесь какие-то знаки. Давайте мы их соберем по схеме, и вы мне скажите, какие же знаки испорчены Помехой.
(Проводится игра «Составь дорожные знаки» Дети по схеме собирают дорожные знаки).
Воспитатель: Оля, какой знак ты составила?
Оля: Пешеходный переход.
Воспитатель: А как ты составила дорожный знак?
Оля: По схеме, взяла синий квадрат, потом белый треугольник, шагающего человечка и дорожную зебру.
Воспитатель: Ребята, вот и дошли мы до какого- то макета. Как вы думаете, какой это макет?
Дети: Это наш микрорайон.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Здесь наш детский сад, ул. Есенина и т.д.
Воспитатель: Молодцы, дети. Узнали свой микрорайон. Где находится наш детский сад?
(Дети показывают).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что здесь нехватает?
Дети: Дорожных знаков.
Воспитатель: Помеха-Неумеха и здесь побывала. Возьмите по одному дорожному знаку и расставьте там, где необходимо.
(Дети берут дорожные знаки).
Воспитатель: Лиза, какой у тебя знак?
Лиза: Осторожно дети.
Воспитатель: Где ты поставишь этот знак?
Лиза: Я поставлю этот знак около детского сада.
(Дети расставляют дорожные знаки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы все знаки поставили на свои места. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дорога домой».
Вы все находитесь в детском саду. И всем вам нужно дойти до своего дома из детского сада, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.
Подумайте, как вам лучше пройти и расскажите об этом.
(Проводится алгоритмическая игра «Дорога домой»).
Воспитатель: Саша, расскажи, как ты пойдешь из детского сада домой?
Саша: Я выйду из детского сада, повернул на право, пошел прямо к пешеходному переходу, посмотрел налево, пропустил машину. Дошел до середины дороги, остановился, посмотрел направо, пропустил автобус. Перешел дорогу, повернул налево и вошел в свой дом.
Постановка новой проблемы.
Воспитатель: Ребята, вы все очень интересно рассказывали, как вы пойдете домой из детского сада, никто не нарушил правила дорожного движения. Давайте с вами создадим книгу рассказов и рисунков «Наш путь домой».