- Оргмомент
- Повторение.
Начнем путешествие в мир математических знаний. И, как всегда, из путешествия постараемся вынести что-то новое, получить новые знания и закрепить старые.
Первый этап пути должен привести нас к теме урока. Начинаем наш путь с познавательных задач.
- Для того чтобы связать Москва-реку с рекой Волга был прорыт канал Москва –Волга длиной 128 км. Постройка этого канала заняла 4 года 8 месяцев. Сколько это месяцев? 32.
- О какой величине говорили? (О времени)
- Какие единицы измерения этой величины использовали?
- Если к этому числу приписать 5 нулей, какое число получится? 3200 000
- Записать это число на доске.
- Запишите в тетради число, которое я назову в следующем задании.
-Расстояние от Земли до Луны 406700 км. КСТАТИ, а какая связь между Луной и Землёй?
- О какой величине идет речь? (О длине)
- Какие еще единицы измерения длины знаете?
- Увеличьте устно это число на 3 сотни и запишите полученное число рядом. Назовите его. 407 000
- Если из записи числа убрать два последних 0, во сколько раз уменьшится число? Прочитайте полученное.
- Первая печатная “Азбука” первопечатника Ивана Федорова была длиной 16 см, а шириной на 6 см короче. Найдите периметр первой Азбуки. 52 см
- Толщина слоя воздуха над поверхностью Земли составляет 1000 км. Увеличьте это число на 2 сотни и 3 десятка. Запишите полученное число. 1230
- Теперь полученное число 1230 уменьшить в 6 раз. Что для этого надо выполнить? Каков алгоритм, т.е. порядок ваших действий? (первое неполное делимое, количество цифр в записи частного и т.д.). Ответ: 205
- Князь Дмитрий Донской правил Русью с 1363 года по 1389 год. Сколько лет правил он Русью? 26 лет
-Расположив в порядке увеличения данные числа, вы сможете прочитать тему урока.
(На доске рядом с числом установить карточки с соответствующими буквами. Собрав буквы, получают слово ПЛОЩАДЬ)
- Новая тема
- Вам знакомо это слово ПЛОЩАДЬ?
- Объясните его смысл.
- В математике это слово также используется. Например, говорят: Площадь фигур.
- Вот мы с вами и вышли на новую величину - ПЛОЩАДЬ фигуры.
- Запишите в тетради тему урока. Назовите опасные места.
- Положите на стол дневники. Они заняли определенную площадь на плоскости, т.е. на вашем столе. Проведите ладошкой по площади дневника.
- Попробуйте дать определение новой величине- площади. Величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости, называется ПЛОЩАДЬЮ.
Рисунок № 1.
-Назовите номера фигур в порядке увеличения их площади.
Рисунок № 2.
- Сравните площади фигур 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6.
- Это легко было сделать?
- А теперь сравните площади фигур 1 и 3, 1 и 5.
- Здесь можно дать точный ответ? Почему?
- Назовите другие пары фигур, площади которых легко сравнить между собой и пары фигур, для которых это сделать трудно.
- ФИЗМИНУТКА
(для верхнего отдела позвоночника)
НА ДОСКУ выставить 2 прямоугольника.Сравните площади этих двух прямоугольников.
-Я вам предлагаю заглянуть в конверты. (На столах у детей лежат конверты, в них 2 прямоугольника на бумаге в клеточку: 6 клеточек на 8 клеточек и 3 клеточки на 12 клеточек).
- Сравните теперь эти прямоугольники.
- Ваши прямоугольники вырезаны из бумаги в клетку. Не поможет ли это? Клетка может служить меркой для измерения площади фигур. Сосчитай, сколько раз эта мерка поместилась в каждом прямоугольнике.
- Мы воспользовались меркой в 1 клеточку.
- Что можете сказать о площади этих фигур.
- Они оказались равными. Вот и увидели, что на глаз сравнивать сложно.
- Что необходимо, чтобы точно сравнить площади?
(ЕДИНАЯ МЕРКА)
- Я вам предлагаю еще 3 мерки. (Они так же лежат в конвертах, квадрат должен быть равен 1 кв.см)
- Какою из них можно тоже измерить площадь фигур?
- Какая не подходит, почему?
- Выберите подходящие, и узнайте сколько раз выбранная мерка поместилась в каждом прямоугольнике.
На доске мерки и напротив них записать сколько раз каждая мерка поместилась.
- Почему, измеряя одну и ту же фигуру, получили разное количество?
- Какая из мерок самая удобная? Объясните свой выбор.
- Мы выбрали мерку со стороной 2 клетки: ею можно измерить площадь прямоугольника и она не такая маленькая, как клетка тетради.
- Эта мерка является общепринятой меркой измерения площади фигур.
- Какова длина стороны этого квадрата?
- У нее есть название, может кто-то знает?
Мы сделали еще одно открытие: УЗНАЛИ О СУЩЕСТВОВАНИИ МЕРЫ ПЛОЩАДИ - КВАДРАТНОМ САНТИМЕТРЕ.
-Эта мерка имеет свое сокращение 1см2
Запишите в тетради: КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР - 1см2. Записать на доске.
- Закрепление изученного
- Используя новую мерку - единицу измерения площади - кв.см, определите площадь фигуры В из вашего конверта.
- Скажите, фигуры с какими сторонами могут иметь площадь 12 кв.см.
- Выполните построение замкнутой ломаной линии с параллельными звеньями, равными 5 см и 4 см. При помощи мерки, равной 1 кв. см узнайте его площадь.
-Хорошо поработали!
- Итог урока
- Подведите итог урока.
- Какова была цель нашего урока?
- Что нового узнали?
- Было интересно?