В рамках методики преподавания иностранных языков, объективной потребностью является поиск рациональных вариантов содержания обучения, оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо применение таких способов подачи материала, которые будут соответствовать всем основным педагогическим и методическим требованиям и позволят эффективно использовать современные технологии обучения, такие как ИКТ.
Начиная с 2000 года, активно использую в своей педагогической деятельности информационные технологии. Если раньше компьютер применялся в основном для создания различного дидактического материала: карточки, схемы, таблицы, то с улучшением ситуации по компьютеризации нашего лицея, стало возможным проводить уроки иностранного языка в специально-оборудованном компьютерном кабинете и соответственно расширился спектр применяемых методов и приёмов.
Необходимо отметить, что у всех учащихся 10-го класса есть домашний компьютер, и они являются активными пользователями сети Интернет.
ИКТ при грамотном их использовании позволяют осуществить новый подход к обучению и воспитанию школьников, повысить качество усвоения учебного материала. Использование компьютера оптимизирует учебный процесс по английскому языку, приближает его к современным требованиям, экономит время на введение, отработку и активизацию учебного материала, служит повышению мотивации и формированию информационной культуры учащихся и их коммуникативной компетенции. ИКТ на уроках английского языка выступают, прежде всего, средством развития навыков коммуникативной компетенции и её составляющих.
Свою реализацию на данном уроке получила языковая компетенция. Учащиеся учились говорить, используя структуры по грамматической теме “Conditionals”.
Также, особое значение и актуальность имеет разработка технологии структурирования учебного материала и его модульная подача.
По 12 основным грамматическим темам, изучаемым в 10-м классе, мною были разработаны модули, состоящие из разноуровневых упражнений и грамматических систематизирующих таблиц. Применение авторских модулей на уроках и полученные после этого результаты, доказали практическую значимость их использования.
Упражнения подразделяются на три уровня А, В и С.
Уровень “С” соответствует минимальным требованиям образовательного стандарта. В соответствии с законом “Об образовании” каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право двигаться дальше.
Уровень “В” – задание на уровне требований к оценке “хорошо” сложнее, чем задание уровня С.
Уровень “А” – является продвинутым уровнем, который характеризует оценку “отлично”.
Учащиеся последовательно выполняют задания всех уровней и сдают на проверку. Учитель проверяет, начиная с уровня С->В->А.
Поуровневая дифференциация диагностики знаний позволяет получить реальные результаты овладения учащимися грамматическим материалом.
Для повышения качества усвоения предлагаемого для изучения материала упражнения модуля были преобразованы в цифровой вариант при помощи программы “Hot Potatoes”. (Сочетание принципов модульного обучения с коммуникативной и ИКТ технологиями обучения английскому языку).
А для более эффективной активизации грамматического материала в устной и письменной речи была применена методика проектной деятельности при создании презентаций в компьютерной программе Microsoft Power Point.
Итак, для достижения цели и реализации всех задач обучения необходимым условием является интеграция различных технологий обучения и использование совокупности различных средств обучения.
Представленный урок является плановым и итоговым по грамматической теме “Conditionals” и рассчитан на два учебных часа.
Количество учащихся в группе: 12.
Учебно-методический комплекс: Enterprise 3.
Грамматическая тема: Conditionals.
Цель урока: к концу урока учащиеся научаться выражать свои предположения по теме “Если бы я”, используя грамматические структуры предложений условий.
Учебный аспект цели:
- Совершенствование речевого грамматического навыка по теме, через активизацию всех 4-х типов предложений условия в различных видах речевой деятельности.
- Развитие навыков неподготовленной монологической и диалогической речи в предложенных ситуациях общения.
- Развитие навыков аудирования на основе аудиалогов по теме.
- Практика иноязычного речевого общения на основе совместной деятельности обучаемых, определяющей речевое поведение участника игры.
Познавательный аспект цели:
- Средствами иностранного языка научить культуре общения.
- Осознание иной системы ценностей, понятий, через которую может восприниматься действительность.
- Развитие у учащихся смысловой и языковой догадки.
Развивающий аспект цели:
- Развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.
- Развитие готовности вступать в иноязычное общение в рамках создания компьютерных проектов.
- Развитие аудиальной памяти учащихся.
- Развитие у учащихся навыков и умений работы с различными компьютерными программами.
Воспитательный аспект цели:
- Развитие желания и потребности вступать в иноязычное общение.
- Формирование положительного личностно-мотивированного отношения к изучению английского языка, через применение различных ситуаций общения
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ:
Традиционные (не технические): тексты диалогов, стихотворение.
Традиционные (технические): магнитофон, компьютер, проектор.
МЕТОДЫ
На данном уроке основную реализацию получил метод активизации изученного грамматического явления в диалогических и монологических высказываниях в различных ситуациях общения.
Сопутствующими методами являются контроль и самоконтроль, реализующиеся через выполнение дифференцированных упражнений по уровням А, В, С.
ПРИЕМЫ
На данном уроке применяются следующие приемы:
прием управляемого диалога, прием заполнения глаголами в нужном грамматическом времени пропусков в диалогических высказываниях, прием обобщения изученного материала в таблице, прием определения типа условного предложения, прием составления предложения из предложенных слов, прием составления предложений с помощью подстановочной таблицы, прием чтения по ролям вслух, прием драматизации, прием составления мини-диалогов по представленному образцу, прием трансформации глаголов, прием дополнения предложения, обращая внимание на тип предложения условия, прием создания игровой ситуации (игра “Телепатия”), прием активизации речемыслительной деятельности учащихся при составлении мини-высказываний в соответствии со смыслом предложенной ситуации, прием презентации.
Предполагаемые формы работы:
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Считаю, что урок достиг поставленной цели.
Свою реализацию на уроке также получили практический, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты цели.
Учащиеся в полной мере изучили предлагаемую к изучению тему и активизировали изученный материал.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
I. Введение в тему урока (Objectives)
– Today we are going to make suppositions and describe your dreams.
II. Речевая зарядка. (Warming-up)
а) презентация языкового материала посредством стихотворения “IF”, с использованием проектора (Приложение 1);
– Listen to the record (Tape-script)
– Read two lines of the poem one by one.
– Answer the question: “What does the poet express in this poem?”
– Answer the questions (с опорой на вопросы на экране)
“If you were a magician, what would you do? ”
“What would you do, if you were in the middle of a large field when you suddenly saw an angry bull coming towards you? ”
“What would you do, if you were cooking chips and the pan suddenly caught fire? ”
“What would happen, if your face turned green when you told a lie? ” etc.
б) управляемый диалог (с опорой на вопросы на экране)
– Sasha, ask Denis What you would do, if you were a famous singer; What you would do, if you were very rich; What you would have done, if you had won one million last year, etc
III. Развитие навыков языковой компетенции по теме “
Предложения условия” через серию тренировочных упражнений (Practice) (Приложение 2);1) повторение грамматического материала.
– Let’s work on computers and make exercises
First exercise №1, Level A.
Read the sentence and say what type of conditionals they have, the table on the display will help you.
– Now work in pairs and answer the questions exercise №2, Level A.
2) подстановочные упражнения,
a) c использованием компьютерной программы “Hot Potatoes”
– Look at the pictures and complete sentences, using the proper words.
– Match the main clauses with the appropriate subordinate clauses.
– Look at the dialogue and fill in the gaps
Then read the dialogue in pairs and act it out.
3) трансформационные упражнения;
a) c использованием компьютерной программы “Hot Potatoes”
– Choose the right form of the verb, exercise №1, Level B.
4) упражнения игрового характера (Приложение 3);
– Let’s play. Divide into 3 groups. Write the possible endings, then change cards and try to guess the variants of the previous group. If you guess, you will receive 1 point. In the exercise №2b, Level B you can find the rules of the game.
Подведение итогов игры
-The winners are… .
Игра “Телепатия”. См. карточки №1а и 1б
Правила игры: Участники игры делятся на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает карточку с незаконченными предложениями условия и дописывает свои варианты на другом листке. Затем группы меняются своими карточками с незаконченными предложениями условия и пишут окончания уже этих предложений, пытаясь догадаться, что же могли написать их соперники. Потом группы сверяют написанные варианты. Каждая группа получает 1 балл за каждое совпавшее предложение.
IV. Активизация грамматического материала “Conditionals” по теме “Предположения”, через отработку операций порождения речевого монологического и диалогического высказываний.
1) развитие умения говорить – диалогической речи учащихся. (Приложение 3);
– Make up dialogues, using the cards №2а, 2б, 2в, and work in pairs.
2) развитие умения говорить – монологической речи учащихся.
– Work in groups of three and write three sentences with a condition in exercise №2, Level C.
3) Создание и презентация компьютерных проектов “Если б я выиграл миллион”
– Let’s make Microsoft Power Presentations “If I would win one million dollars….” Work in groups of three.
– Present your projects
– Thank you! Your projects are great!
V. Домашнее задание
Write down a composition “If I would win one million dollars….”