Интегрированный урок (математика + краеведение) по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд" в 5-м классе коррекционной школы VIII вида

Разделы: Математика


Цель проведения урока:- показать возможности сделать формы обучения многовариантными;

Тип урока: урок применения полученных знаний, умений, навыков.

Форма организации: интегрированный урок по образовательным областям "математика, краеведение".

Задачи:

  • Закрепить навыки устного и письменного сложения чисел без перехода через разряд на уровне их практического применения.
  • Расширить представление учащихся об области применения математических знаний на основе использования межпредметных связей, материалов национально-регионального компонента.
  • Формировать познавательный интерес, познавательную активность, создать возможность для каждого проявить себя, показать себя с хорошей стороны.
  • Корригировать познавательные процессы, речевую деятельность, эмоционально-волевую сферу.
  • Содействовать воспитанию патриотических качеств личности, коллективизма, навыков совместного труда.

Оборудование:

Таблички с числами, карта ЯНАО, разрезной макет герба Шурышкарского района, снежинки, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

- Настрой на работу, переключение внимания.

Игра "Да - нет"

Вопросы:

  • На улице весна?
  • Математика изучает жизнь животных и растений?
  • При сложении число увеличивается?
  • Сумма это ответ при сложении?
  • При вычитании число увеличивается в несколько раз?
  • Разность это ответ при вычитании?
  • Вы готовы к работе на сегодняшнем уроке?

- Я приветствую всех в этом классе на нашем уроке "Северная математика". Слайд 1.

Надеюсь, что команда учеников 5 класса покажет свои знания, свою смекалку, своё трудолюбие и всем нам будет интересно на этом уроке.

- Тихо сели.

-Открыли тетради.

-Записали число и тему урока.

- Сегодня на уроке математики мы вместе с числами отправимся в большое путешествие по ::?

- А куда - нам подскажут числа.

Актуализация знаний.

Работа с числовым рядом.

На доске таблички с числами:

- Прочитайте числа.

- Какие это числа? Докажите свой ответ.

- Назовите самое большое число, самое маленькое число.

- Назовите нечётные числа.

- Найдите лишнее число, докажите (убирается карточка с числом 800).

- Запишите числа в порядке возрастания (чтение по цепочке, каждому раздаётся карточка с тем числом, которое он прочитал).

- А теперь ребята, получившие карточки выходят к доске и составляют слово из букв, написанных на обратной стороне карточки.

- Какое слово получилось?

- Получилось слово ЯМАЛ. Почему?

(Ответы детей: Сегодня день рождения Ямала). Слайд 2.

- Когда был образован наш округ? (10 декабря 1930года)

- Сколько лет исполнилось Ямалу сегодня? (вычисление)

- Сегодня на уроке числа расскажут нам много интересного об истории нашего края, о природе, богатстве и людях нашей земли.

Как называется месяц декабрь у народа ханты?

Слайд 3.

Предлагаются варианты ответов:

Месяц малой темноты 4.

Месяц первых морозов 2

Месяц Студень 6

А правильно ответить нам помогут числа. Национальный счёт. Слайд 4.

3 9 1
7 5 2

- Прочитать числа на родном языке.

- Назвать лишнее число, оно и будет ответом на наш вопрос.

- Вывод: у хантов декабрь- месяц первых морозов.

Месяц малой темноты это ненецкое название декабря. Студень это старинное русское название декабря.

Ямал - это край, где живут люди разных национальностей. Поэтому говорят, что Ямал многонациональный округ.

- А какое сейчас время года?

- По каким признакам вы это определили?

- Вот и в нашем классе пошёл снег (детям раздаются вырезанные из бумаги снежинки). Чтобы совсем не завалило снегом, давайте на каждой снежинке напишем примеры с ответом 77.

(ребята выполняют задание и отдают снежинки гостям урока для проверки).

Практическая часть урока.

Работа с картой ЯНАО.

- Наш округ занимает большую территорию. А где же живём мы с вами?

(ребята показывают территорию нашего района) Слайд 5.

- Как вы думаете - а на флаге Ямала есть наш Шурышкарский район?

Слайд 6.

Объясните и расскажите.

- Мы живём в Шурышкарском районе. Какое самое старое поселение в нашем районе?

Слайд 7.

(Варианты ответа:

Мужи

Кушеват

Овгорт)

Узнать это нам помогут числа. Задание "Цепочка". В пустой кружок вставь ответ примера. По цвету, кружка определи возраст каждого поселения.

 700 - 400 + 115 - 200 - 103 +5 +50

  • Какое поселение самое старое?
  • Какое поселение старше - Овгорт или Мужи?
  • На сколько лет Мужи старше, чем Овгорт?
  • Какой посёлок самый большой? Почему?
  • Кто из вас живёт в Мужах?

2. Овгорт.

- Из Овгорта приехали::.(называю имена детей, приехавших из этого посёлка)

- Чем славится этот красивый посёлок? (оленеводством)

- Давайте посчитаем оленей. Решение задач с помощью уравнений.

(условие задачи читает учитель)

Слайд 8, 9.

Задача 1 . В стаде было 148 оленей. Несколько оленей убежали. Пастух пересчитал оленей. Их осталось 135. Сколько оленей убежали из стада?

Задача 2 . В стаде было 215 оленей. Весной родились маленькие оленята и стало всего 325 оленей. Сколько оленят родилось?

Задача 3. За сколько часов можно доехать от Овгорта до Мужей на оленей упряжке?

Что нужно знать для решения этой задачи?

Дополнение условия задачи необходимыми данными и её решение.

Промежуточные итоги.

Физминутка.

Все встали, показываем действием.

- Какие деревья растут в наших лесах?

(высокие, низкие, кустарники)

- Все деревья тянутся к солнцу.

- Подул северный ветер.

- Он качает высокие деревья, качает низкие деревья, пригибает кустарники.

- Но выглянуло солнышко и все веточки и листочки потянулись к теплу.

- Тихо сели.

Решение задачи.

1. Ещё есть посёлок, название которого похоже на название нашего района. Какой это посёлок?

(Шурышкары).

Кто приехал из Шурышкар?

- Чем занимаются люди в Шурышкарах?

(основное занятие- рыбодобыча).

- Давайте поможем шурышкарским рыбакам подсчитать улов рыбы.

Слайд 10.

2. Задача.

Рыбаки Шурышкарского рыбоучастка выловили в июне 126 центнеров рыбы, а июле на 18 центнеров больше. Сколько центнеров рыбы выловили рыбаки за два летних месяца?.

(чтение условия, анализ содержания, определение плана решения)

- Проверка решения.

3. Какие ещё посёлки есть в нашем районе?

- Лопхари, Азово. Там живут люди наблюдательные, внимательные и смекалистые. Вот вам загадка из Лопхарей.

"Котёл маленький, внутри каша очень вкусная"

(орех).

Если дети не могут отгадать загадку - даётся подсказка, другая загадка "Вершина дерева в рукавицах"

(кедр).

- В 1 шишке в среднем 60 орешков. Сколько орешков в 2 шишках? А в 3? А в 10?

4. Сюрпризный момент.

- Промежуточные итоги.

- Угощение ребят кедровыми орехами (но раздавать на уроке не нужно, просто показать)

Заключение.

- Итак, сегодня мы путешествовали по нашему Ямалу. Мы все очень разные, не похожие друг на друга. Но у нас у всех общий родной край, родная земля, родной Шурышкарский район.

- Какими богатствами славен наш район?

(дети называют, а учитель раздаёт элементы герба Шурышкарского района).

- Задание: из полученных элементов составить герб района. К доске выходит группа детей и составляет герб района.

- Сравнение полученной картинки с изображением на слайде 11.

- Чтобы продолжить славные дела жителей нашего края, преумножить славу родной земли, главным для вас в годы учёбы должно быть желание воспитать в себе крепкий северный характер, трудолюбие, ответственность, силу и сноровку. И тогда вам любое дело будет по плечу. Так же как оказался по плечу сегодняшний урок

(Следует отметить работу всех ребят за активность, наблюдательность, точные ответы, быстрое решение и т.д.).

Слайд 12.

Урок окончен. Всем спасибо.