Учебно-методический комплект "Синяя птица", 5-й класс. Урок с использованием считалок и скороговорок

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


Я работаю по учебно-методическому комплекту по французскому языку «Синяя птица» - “L’oiseau bleu”. Это целая серия учебников для средней школы.

Учебник 5 класса, созданный совместным русско-французским авторским коллективом, основан на современных методологических и страноведческих подходах в изучении иностранного языка. Разнообразный речевой материал, современные коммуникативные диалоги, аутентичные тексты, стихи, разнообразные игры, комиксы – всё это позволяет не только развивать мышление и память учащихся, но и формировать их эстетический вкус и творческие способности. Учебник прекрасно иллюстрирован, написан живым разговорным языком.

Детям интересно работать по учебнику. Мне, как учителю, он тоже нравится. Многие упражнения имеют универсальный характер и подходят для любого вида деятельности.

Так, обычно, на уроках я много использую считалок-запоминалок, скороговорок (так называемых formulettes). Авторами предусмотрена фонетическая работа по этим стихотворениям и обучение чтению. Безусловно, я отрабатываю фонетику, опираясь на каждую считалку, формирую навыки чтения, выделяя в любой запоминалке основные правила. Но для меня они являются помощниками и во многих других видах деятельности. Например, отлично подходят для пополнения словарного запаса учащихся (мы изучаем новые слова, словосочетания и выражения на основе всех скороговорок). И для введения страноведческого материала (благодаря этим считалкам прошли отдельные уроки, посвящённые символу Франции – Эйфелевой башне, знаменитому художнику Пикассо, автомобильному концерну Рено). И для развития диалогической речи (на базе formulettes очень удобно проводить вопросно-ответные упражнения, автоматизировать употребление в речи вопросительных фраз с вопросительными словами и выражениями Кто, Что, Где, Какой, Сколько, Какого цвета, Почему). А ещё с помощью этих считалок я ввожу новый грамматический материал (спряжение глаголов, единственное и множественное число существительных, согласование существительных и прилагательных в роде и числе). А грамматические темы – наиболее трудные в учебном процессе, они требуют не только заучивания, машинального запоминания, но и понимания. Универсальность этих formulettes заключается ещё и в том, что дети их без труда запоминают, с удовольствием иллюстрируют, делают оригинальные переводы в стихотворной форме. В конце учебного года можно провести отдельные уроки-конкурсы с использованием скороговорок: фонетический, оформительский, конкурс переводчиков.

В предлагаемом мной уроке я активно использую считалки-запоминалки на всех этапах. Урок проходит в рамках темы «Школьные занятия» и продолжает практические и обучающие задачи прошлых уроков: систематизация и обобщение грамматического и лексического материала, тренировка употребления существительных и прилагательных мужского и женского рода, ед. и мн. числа. Но основная цель урока – изучение спряжения глаголов I группы. Чтобы добиться цели урока, чтобы это имело практическую направленность, я и взяла такую подтему, как «Увлечения детей по интересам». Ведь из 20 учащихся в классе 18 посещают различные кружки и секции (плавание, футбол, баскетбол, тхеквондо), а также различные студии и кружки дополнительного образования (музыкальная школа, хореографическая студия, лепка из глины, шитьё, изостудия). Урок-дискуссия детям интересен, так как учебный материал непосредственно связан с каждым ребёнком, с его другом или с классом в целом. На уроке решаются и развивающие задачи: тренируется память, внимание, логическое мышление, развивается умение осуществлять общение на французском языке без перевода на русский (а это 5 класс, двуязычный, первый год обучения, II четверть). Воспитательными задачами являются привитие любви к предмету иностранного языка, пропаганда здорового образа жизни, популяризация кружков, секций и студий дополнительного образования, имеющихся в посёлке.

Думаю, что использование formulettes помогло мне не только разнообразить формы работы на уроке, но и представить учебный материал в доступной для детей форме.

Приложение