План-конспект урока географии в 7-м классе по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Разделы: География


Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Задачи:

  • сформировать знания о рельефе и полезных ископаемых материка;
  • показать их зависимость от строения земной коры;
  • формировать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: физическая карта Африки; картины.

ХОД УРОКА

I. Повторение домашнего задания

1. Устный опрос: географическое положение Африки.

2. Работа на доске:

а) Записать С и Ю крайние точки материка, определить протяженность по 200в. д.;
б) Записать З и В крайние точки материка, определить протяженность по 100 с. ш.;
в) Заполнить таблицу «Путешественники Африки».

II. Изучение нового материала

Беседа по вопросам:

1. Что такое рельеф?
2. Как на карте изображают формы рельефа?
3. Как определить высоту рельефа?

Самостоятельное задание: Совершить по карте путешествие, изучая рельеф и полезные ископаемые по пути следования,: I ряд – от устья р.Нигер до Гибралтарского пролива; II ряд – от устья р. Замбези до Красного моря; III ряд – по 25о ю.ш.. Объясните особенности рельефа.

Примерные ответы: I ряд - у устья р. Нигер высота 0-200м. (низменность), севернее высоты от 200 до 500 м. (возвышенная равнина), на побережье Средиземного моря  от 2000 до 3000 м. (г. Атлас). Объясняется строением земной коры: Африкано-Аравийская платформа, на СЗ зона столкновения литосферных плит, область современного горообразования и землетрясений. Полезные ископаемые: железные руды, нефть, природный газ, фосфориты, алюминиевые руды.

II ряд – у устья р. Замбези высота 0-200 м. (низменность), севернее высоты повышаются до 5000 м. (Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье). Здесь находятся влк. Килиманджаро, Кения. Объясняется наличием разломов земной коры, активными движениями. Великие Африканские разломы.
Полезные ископаемые: медные руды, алмазы, оловянные руды.

III ряд – на западе материка высоты от 200 до 1000 м., в центре понижение до 200 м (впадина Калахари), восточнее до 2000 м (Драконовы горы). Объясняется прогибом части платформы и областью древней складчатости. Полезные ископаемые: железные руды, золото, платина, хромовые руды, алмазы.

Практическая работа: обозначение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых (р.т. стр. 40, зад. 4, 6).

III. Итоги урока

Беседа по вопросам: Какие формы рельефа преобладают в Африке? Где находятся наиболее высокие части Африки? Назовите высшую точку материка? Почему она располагается в этой части материка?

IV. Домашнее задание: стр. 99-102.

Тема: Климат материка. Климатические пояса и типичные погоды.

Задачи:

  • сформировать знания о климате Африки;
  • показать разнообразие климатических условий на территории материка;
  • формировать навыки анализа климатических диаграмм.

Оборудование: климатическая карта Африки, физическая карта Африки.

ХОД УРОКА

I. Повторение домашнего задания

1. Устный опрос: особенности рельефа материка.

2. Работа у доски:

а) Показать формы рельефа Африки, объяснить их расположение.
б) Заполнить таблицу « Полезные ископаемые Африки».

II. Изучение нового материала

1. Беседа: Какой материк Земли самый жаркий? Какие причины влияют на это? В каких климатических поясах он расположен?

2. Работа в рабочей тетради (стр.41, зад. 1.2), используя карту атласа (                ), по группам: I – субтропический пояс на севере, II – тропический пояс, III – субэкваториальный пояс, IV – тропический пояс на юге, V – субтропический пояс. VI гр. – зад. 3., стр. 41.

3. Беседа по результатам работы, объяснение особенностей климата.

– Климат какого из поясов наиболее сухой и жаркий?
– Климат какого из поясов более влажный?
– В каком поясе наблюдаются два сезона года?
– Почему на побережье Атлантического океана находится пустыня Намиб?

4. Описание климата Калахари (план стр. 278):

1. Находится в тропическом поясе.
2. Средняя температура января 24оС, июля 16оС. Изменяются с севера на юг, угол падения солнечных лучей.
3. Господствующие воздушные массы – тропические, ветры пассаты.
4. Годовое количество осадков – 250 мм., чаще выпадают летом, уменьшается с СВ на ЮЗ. Объясняется движением воздушных масс и океаническими течениями.

III. Итоги урока

IV. Домашнее задание: стр. 102-105, р.т. стр. 41, зад. 4.

Тема: Внутренние воды Африки, их зависимость от рельефа и климата.

Задачи:

  • охарактеризовать внутренние воды материка;
  • рассмотреть зависимость течения и режима рек от рельефа и климата;
  • формировать умения решать проблемные ситуации.

Оборудование: физическая карта Африки, диапозитивы, атласы.

ХОД УРОКА

I.  Повторение домашнего задания

  1. Устный опрос: характеристика климата экваториального пояса.
  2. Работа на доске: заполнить таблицу:

Климатический пояс

Особенности климата

 

 

  1. Совершить путешествие вокруг Африки на север от м. Рас-Хафун.

II. Изучение нового материала (беседа, работа по карте, решение проблемной ситуации).

  1. Зависимость внутренних вод от рельефа территории.
    • Назовите крупнейшие реки Африки: Нил – самая длинная река мира (6637 км.), Конго – самая полноводная река Африки.
    • К бассейну какого океана они относятся?
    • В какой океан впадает большинство рек Африки? Почему?
    • Какое открытие совершил Д. Ливингстон на р. Замбези?
    • Почему на реках материка много порогов и водопадов?
    • Где располагаются крупнейшие озера Африки?
    • В чем проявляется зависимость рек от рельефа?
  2. Зависимость внутренних вод от климата.
  • Что такое режим реки? Каковы источники питания рек? 
  • Какие карты необходимо использовать для выяснения зависимости от климата?
  • Почему древние египтяне обожествляли р. Нил? Как вы объясните разливы реки в сухой сезон года?
  • Почему р. Конго самая полноводная река Африки? Будут ли на ней наблюдаться разливы?
  • В какие месяцы происходит разлив р. Замбези? Почему?
  • Найдите на карте озеро Чад. Почему его берега показаны точками? Как объяснить это явление?
  1. Решение проблемы: с озером Чад связана ещё одна особенность. Бессточные озёра как правило солёные, но в озере Чад вода пресная. С чем это связано?  - Возможность подземного стока, а также по временным  поверхностным водотокам.
  2. Описание р. Замбези по плану (стр.312):
  • Замбези течёт на юго-востоке материка.
  •  Исток реки – 12о ю.ш., 25о в.д.; устье – Мозамбикский пролив, Индийский океан.
  • Течёт с запада на восток.
  • Река равнинная, много порогов и водопадов. Пересекает зону разломов.
  • Источники питания – дождевое, подземными водами.
  • Река разливается с декабря по февраль, влажный сезон года в субэкваториальном поясе.

III. Итоги урока

IV. Домашнее задание: стр. § 27, раб. тетр. стр.40, зад. 5.

Тема: Природные зоны Африки. Характерные представители растительности и животного мира.

Задачи:

  • сформировать знания о природных зонах материка;
  • описать растения и животных природных зон, выявить черты приспособленности к  среде обитания;
  • формировать навыки групповой работы.

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, таблицы природных зон.

ХОД УРОКА

I. Повторение домашнего задания

1. Устный опрос: озёра Африки
2. Работа на доске: характеристика рек Африки по плану – р. Конго и р. Нигер.
3. Проверка номенклатуры, работа по карточкам.

II. Изучение нового материала

   1. Характеристика природных зон Африки (работа в группах по плану стр.278), заполнение таблицы.

Название,
Географическое положение

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Воздействие человека

Экваториальные леса (гилея). tя  24оС
tи  24оС
О = 1000-2000мм, ЭВМ
экваториальный
Красно-жёлтые ферралитные Очень богата, ярусность, бананы, фикусы, пальмы, лианы, папоротники, красное дерево, эбеновое дерево. Обезьяны, карликовые бегемоты, окапи, кочующие муравьи, леопард, гориллы. Вырубка лесов, уничтожение животных.
Саванны – тропические степи (более 40% S). tя  24о-16оС
tи  16о-24оС
О = 250-1000 мм, субэкваториальный
Л- ЭВМ, З- ТВМ,
2 сезона года
Красно-бурые саванн Слоновая трава, баобаб, зонтичная акация, дерево путешественников Жирафы, антилопы, зебры, слоны, носороги, страус, птица-секретарь, термиты, муха цеце. Распашка почв, пастбища, охота.
Тропические пустыни (Сахара на севере, Намиб на востоке). tя  16о-32оС
tи  32о-16оС
О < 100 мм., тропический, ТВМ, суточные колебания температуры.
Пустынные Скудная, оазисы, финиковая пальма вельвичия удивительная, арбузы, алоэ. Антилопы, черепахи, змеи, гиена, шакал, верблюды. Земледелие в оазисах

III. Практическая работа: Причины разнообразия природных зон Африки.

а) Географическое положение
б) Климатические условия, рельеф.

IV. Описание природных зон по картинам (беседа)

– Какая природная зона изображена на картине? По каким признакам это можно установить? Как приспособились растения и животные к жизни в данных условиях?

V. Домашнее задание: стр. 108-116, раб. тетр. стр. 42, зад.1-3.

Тема: Страны Северной и Южной Африки.

Задачи:

  • сформировать знания о природе, населении и хозяйстве Северной и Южной Африки;
  • формировать навыки сравнительной характеристики географических объектов.

Оборудование: физическая карта Африки, картины природы, диапозитивы.

ХОД УРОКА

I. Повторение домашнего задания

1. Устный опрос: население Африки.
2. Работа на доске: охарактеризовать условия жизни народов материка: а) сомали; б) азанде.
3. Работа по карточкам.

II. Изучение нового материала (беседа, работа с картами атласа, обобщение результатов).

1. Актуализация знаний:

  • Можно ли утверждать, что природные условия одинаковы во всех частях материка? Приведите примеры.
  • Какие объекты определяют «лицо» отдельных регионов континента?

Таким образом, разнообразие рельефа, климата, внутренних вод, природных зон приводит к различию природных условий Африки. В связи с этим на материке выделяют несколько субрегионов:

2. Характеристика Северной и Южной Африки.

План

Северная Африка

Южная Африка

Особенности природы

Возвышенные равнины и горы Атлас; сухой и жаркий климат; протекает р. Нил; ПУСТЫНИ (Сахара) и жестколистные вечнозеленые леса и кустарники. Драконовы и Капские горы, впадина Калахари; жаркий климат, осадки от менее 100 до 2000 мм (побережье Индийского океана); р. Замбези, Лимпопо, Оранжевая; саванны, ПУСТЫНИ (Намиб) и жестколистные леса и кустарники

Население

Население европеоидной расы (арабские народы), кочевой образ жизни. Население экваториальной расы (бушмены, готтентоты), кочевники, выделяются африканеры

Хозяйство

На побережье сельское хозяйство (виноград, цитрусовые, фрукты), в пустыне кочевое животноводство, земледелие в оазисах. Богатство полезными ископаемыми: нефть, природный газ, фосфориты. Сельское хозяйство (кукуруза, пшеница, сахарный тростник, животноводство, страусиные фермы), в Калахари охота и рыболовство. Богатство полезными ископаемыми       (алмазы, железная руда, платина, золото). Промышленное развитие.
  • Природа какой части материка более разнообразна? Почему?
  • Что общего в населении и его хозяйственной деятельности на севере и юге материка? Чем это объясняется?

III. Итоги урока

Работа в рабочей тетради, стр.  43, зад. 2-3.

IV. Домашнее задание:  § 30, 34.