Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Программа: Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

  • обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам и падежам, употребление имен прилагательных в речи);
  • развивать коммуникативно-речевые умения (умение выслушивать различные точки зрения, умение доказывать свою точку зрения);
  • развивать речь учащихся путем обогащения словаря синонимами;
  • воспитывать интерес к предмету, литературному русскому языку.

Оборудование урока:

  • Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  • А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Таблица падежей.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей урока.
  3. Минутка чистописания.
  4. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных.
  5. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам.
  6. Физпауза.
  7. Лексическая работа. Обобщение знаний о прилагательных – синонимах.
  8. Обобщение знаний о роли прилагательных в предложении.
  9. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Поэтическая минутка. 3 ученика по ролям читают отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (см. Романовская З.И. Живое слово: Учебн. по чтению для 1 класса. – М.: Просвещение, 1995. – с. 178).  
– Мы открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С.Пушкина. А тема нашего урока написана на доске: Обобщение знаний об имени прилагательном. Языковым материалом урока будут прилагательные из сказки.

II. Постановка целей урока

На доске выписаны предложения:

  • Пришел невод с травою.
  • Отпустил он рыбку.
  • Не печалься, будет вам корыто.

– Согласны ли вы, что это предложения написал А.С.Пушкин? (Нет, т.к. пропущены слова. Учащиеся восстанавливают предложения. )
Учитель записывает на доске: морскую, золотую, новое.
– Какой частью речи являются данные слова? (Учащиеся дают определение имени прилагательного).
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи, писать без ошибок.

III. Минутка чистописания

На доске:

ая                                 яя
золотая

Учимся правильно писать нижнее соединение букв. Следим за наклоном.

– Какой частью слова являются -ая, -яя к имен прилагательных?  (Окончания имен прилагательных ж.р., ед.числа)

IV. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных

1) На доске: землянка, море, терем

Надо подобрать к данным существительным прилагательные из сказки. Словосочетания записать с вопросами в тетрадь
(По 1 ученику выходят к доске, записывают словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных).

землянка (какая?) ветхая
море (какое?) синее
терем (какой?) высокий

– Отчего зависит написание окончаний имен прилагательных?  (От числа, рода, имени существительного).
– Укажите род имен прилагательных. Сделайте вывод о написании окончаний (можно пользоваться таблицей, расположенной на форзаце учебника).

2) Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки.

1 и 2 группа

3 группа

№1. Вставить окончания имен прилагательных. Указать род имен прилагательных.

Ласков… слово, вольн… царица, велик… чудо, печатн… пряник, грозн… стража, глубок… море.

№2. Выделить окончания имен прилагательных. Указать род.

Ласковое слово, вольная царица, великое чудо, печатный пряник, грозная стража, глубокое море.

Проверка будет проведена учителем.

V. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам

1) На доске записана грамматическая задача:

3-е лишнее

разбитое
дубовые
морская

(Учащиеся должны обосновать свой выбор,  доказать, что слово «дубовые» лишнее,  т.к. является прилагательным мн. числа).

2) Разделите данные прилагательные на 2 группы:

Ед. число                                                   Множ. число

Запишите еще несколько имен прилагательных (см. текст сказки).

3) На доске записаны предложения:

  • На руках золотой  перстни.
  • На ногах красный  сапожки.
  • Перед ней усердный  слуги.

Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)
– Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.

VI. Физпауза

1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.
2) Игра «Мяч»

Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.

VII. Лексическая работа

1) Учащиеся читают словосочетания. Выясняют значения прилагательных (используется «Толковый словарь»), задумываются над образностью прилагательных.

а) ветхая землянка

На доске и в тетради записать синонимы: ветхая, старая, дряхлая.

б) золотая рыбка

На доске и в тетради записать синонимы: не простая, прекрасная, дорогая, драгоценная…

2) Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных? (Учащиеся устно приводят примеры).

– Какие прилагательные употребил автор сказки для характеристики героев? Соединить стрелками слова двух столбиков:

На доске:

баба                                  грозная
слуги                               сварливая
стража                          усердные                            (фронтальная работа)

3) В тетради записать слова по вариантам:

1в.рыбка
2в. – старуха

Используя слова для справок из карточки, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и записать в тетрадь.

1 и 2 группа

3 группа

№2. Слова для справок:
Жадная, скупая, красивая, добрая, справедливая, весёлая, корыстолюбивая.
№2. Списать:
Рыбка добрая, справедливая.
Старуха жадная, скупая, корыстолюбивая.

– С какой целью мы в речи используем синонимы? (Синонимы обогащают, украшают речь…).

8.VIII. Упражнение в определении роли прилагательных в предложении

1) Записать по диктовку:

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.

– разобрать по членам предложения;
– указать связь существительного с прилагательным (1 ученик у доски).

– Каким членом предложения является имя прилагательное? (Определение)
– От чего зависит написание окончания прилагательного? (Число, род, падеж)

2) Индивидуальная работа у доски (2 ученика):

Просклонять словосочетания:

И.П.       море (какое?) синее                                рыбка (какая?) золотая
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

Проверка с помощью сигнальных карточек «светофор».

В это время в классе проводится фронтальная работа по нахождению словосочетаний сущ. + прил. и определению падежей, используется отрывок из сказки на стр. 181.

3) Самостоятельная работа. Дифференцированные задания на индивидуальных карточках.

1 и 2 группа

3 группа

№3. Вставить окончания прилагательных. Указать падеж.
Пошел старик к син… морю. Стал он кликать золот… рыбку. Заедает она пряником печатн… . Рассказал ей велик… чудо.
Провести синтаксический разбор первого предложения.
№3. Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные волнистой линией, выделить окончания.

Пошел старик к синему морю. Стал он кликать золотую рыбку.

Проверка проводится учителем.

IX. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки

1) На доске:

Остаться у разбитого корыта.

– Как вы понимаете значение этой поговорки?
– Подходит ли эта поговорка к нашему уроку? (Нет, так как мы на уроке научились…., узнали новое…).
– Записать поговорку по памяти. Самопроверка. Указать у прилагательного число, род, падеж.

10X. Домашнее задание

1) Просклонять 1 словосочетание сущ. + прил. из сказки.
2) Выписать из сказки 3 предложения и указать число, род, падеж имен прилагательных.

– Урок окончен. Оценки учащихся выставляются после проверки тетрадей и индивидуальных карточек.