Тип урока: комбинированный.
Время проведения 40 минут.
Цели:
- Познакомить с оборудованием квартиры: мебелью для спальни, кухни, прихожей, гостиной.
- Развивать наблюдательность, активность, умение
подметить сходство и различие в наблюдаемом,
умение рассуждать, уточнение, расширении и
активизация лексического запаса, улучшение
зрительного восприятия, зрительной и словесной
памяти.
- Развивать способности: вести непосредственные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира.
- Воспитывать бережное отношение к мебели, прививать культуру общения.
Оборудование:
- “календарь природы”, конверты с условными обозначениями, карточки со словами;
- плакат с изображением дома, машины, магазина;
- предметные картинки- мебель, бумажный конструктор “мебель”, пластмассовая мебель;
- инструкционная карта, иллюстрация с изображением незнакомки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Подведение итогов наблюдений за природой.
Составляем прогноз погоды сегодняшнего дня. Взяли конверты с условными обозначениями. Покажите условный знак, который показывает, какая сегодня облачность? (показывают) Осадки? Ветер? Холодно или тепло? (показывают на термометре)
Предоставляю слово нашим синоптикам. (рассказ по плану)
а)
- время года: зима
- месяц: декабрь
- число: 16
- день недели: вторник
б)
- облачность
- осадки
- наличие ветра
в)
- небо
- солнце
- день
- воздух
- почва
/оценивание/
Убираем в конверты условные обозначения в таком порядке:
осадки |
облачность |
термометр |
Обратите внимание на выделенные буквы. Какое слово получилось?- Дом.
На прошлом уроке мы познакомились, из каких частей состоит дом, с назначением комнат. Мы построили дом. Для кого? - для Незнакомки.
Напомните, что случилось с Незнакомкой? -Далеко-далеко от нашей школы в незнакомом нам царстве-государстве случилась страшная буря. Ветер срывал крыши домов и уносил их. Наша Незнакомка спит на улице. Её дом разрушен.
III. Проверка домашнего задания.
Как называются комнаты в доме? Для чего они предназначены? Какие правила поведения надо соблюдать? /оценивание/
IV. Работа над новым материалом.
Незнакомка переселилась в новый дом. Но она почему-то грустит, она горюет, растеряна. А как вы думаете, почему? - у неё в доме пусто. (На доске иллюстрация дома.)
Рисунок.
Ей нужна наша помощь и поддержка, не так ли? Тогда идем к ней.
Физкультурная минутка:
Я иду и ты идешь – 1, 2, 3
Я пою и ты поёшь- 1, 2, 3.
Мы идём и мы поём – 1, 2, 3
Очень дружно мы живем.
Вот мы и пришли к дому, где живет наша незнакомка. И вместе с нами подъехала машина. Она привезла вещи, которые необходимы для того, чтобы обставить квартиру.
Какую комнату будем заселять первой(проблемная ситуация). Начнем со спальни- с самой дальней комнаты.
Отгадайте загадки:
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко
Что не хочется вставать
Что за штука я?
(Кровать)
(Картинка-кровать, выбираем грузчика.)
Для чего она нужна?
Каждый день в него смотрюсь
Перед ним я причешусь
Красоту наведу и на работу пойду.
(Зеркало - трюмо)
Для чего оно нужно?
Меня в комнате каждый заметит
А открыв меня,
Зиму с летом встретит.
(Шкаф)
Для чего он нужен?
На четырёх ногах стою,
Ходить же вовсе не могу,
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
(Стул)
(Картинки постепенно появляются в спальне.)
А какую комнату сейчас будем заселять, вы узнаете, послушав стихотворение:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А не чистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
О какой комнате шла речь? – О ванной.
Найдите среди всех вещей - предмет, который мы сможем поместить в ванную. – Полочка.
Для чего она нужна?
Физкультурная минутка:
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Молодцы, умылись, отдохнули, можно и перекусить. В какую комнату идём? – На кухню.
Пока мы с вами отдыхали, грузчик расставил вещи на кухне…Да их так много…Посмотрите, всё ли правильно он сделал на кухне? Что здесь лишнее? – кресло, полка книжная, и т.д. А пригодятся ли нам эти вещи в доме? А где пригодятся? Каких предметов не хватает для гостиной, мы узнаем, когда выполним задание “Найди слова:
Ариикреслобьра
Мпмчдиванюлон
Имстолкхшкафбл
Стулжшрирсвпшр
(Расставляем вещи в гостиной, проговаривая, зачем они нужны.)
В машине есть ещё один шкаф. Мы видим в нем зонт, сумку. Куда его поставим? – В прихожую.
Слово прихожая – имеет два значения: прихожая – комната, прихожая – шкаф.
Как хорошо и уютно стало в доме у Незнакомки. Она повеселела (меняю картинку с изображением грустной Незнакомки на веселую).
Как много вещей привезла машина. Как вы думаете, что написано на машине?
(Выбор слова: Одежда, продукты, мебель, обувь.)
Вывод: Как называются предметы домашней обстановки? – Мебель.
А откуда привезла машина мебель? – Из магазина.
Как называется магазин? – Мебельный.
А как называется человек (мастер), который собирает мебель? – Мебельщик.
Меблировать - обставить мебелью квартиру.
А где делают мебель у нас в городе? – ФМК, ОАО “Северсталь”.
V. Практическая часть.
- Работа в бригадах. Задание: собрать мебель, используя инструкционные карты. Взаимопроверка.
- “Соотнеси картинку со словом.
VI. Заключительная часть урока.
Стихотворение:
“ Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел,
пошел, пошел…
А на нем, на нем, как
на лошади верхом
Самоварище сидит.
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!
Бу - бу - бу! Бу - бу - бу!”
Откуда эти строчки? –“ Федорино горе ”. К. Чуковский. Почему от Федоры убежали все вещи?
Вывод: Мебель содержи в порядке: необходимо протирать тряпкой, щеткой, чистить пылесосом…