Сценарий проекта "Нам этот мир завещано беречь"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Приближение детей к теме проекта, расширение представления детей об экологии.
  • Углубление теоретических знаний в области экологии, формирование основополагающих экологических понятий.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Обучение детей поиску материала в разных источниках (справочная и художественная литература, видеофильмы, компьютерные программы, экспозиции выставок, музеев и т.д.), вычленению и усвоению необходимых знаний из информационного поля.
  • Развитие умения детей мыслить и выражать свои мысли. Обучение воплощению своих идей на практике при помощи конструктора «Лего».
  • Формирование навыков сотрудничества.
  • Развитие детского воображения.
  • Развитие любознательности, чувства бережного отношения к своей планете и ее жителям.
  • Обучение презентации хода своей деятельности и полученных результатов.

Ход урока

1. Введение в тему:

  • Беседы об экологии, о важности развития этой отрасли науки.
  • Подбор художественной литературы к урокам внеклассного чтения.
  • Работа со словарными словами на уроках русского языка.
  • Работа с энциклопедиями, дополнительной информацией на уроках ознакомления с окружающим миром и историей.
  • На уроках ИЗО и художественного труда изготовление поделок и рисунков.
  • Просмотр репродукций, картин, фотографий.

2. Развитие темы:

  • Изучение экологических проблем России.
  • Рисование на тему «НАМ ЭТОТ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ».
  • Экскурсия в музей им. Дарвина.
  • Экскурсия на Воробьевы горы по «Экологической тропе».
  • Подготовка докладов о бережном отношении к природе, о животных из Красной книги, о заповедниках.
  • Работа с конструктором «Лего».
  • Чтение рассказов, стихов, научных статей по теме проекта.
  • Сочинения, творческие работы по теме проекта.
  • Подбор стихов.
  • Выпуск газеты.
  • Изучение материалов о других планетах и Вселенной.

3. Обобщение результатов:

  • Составление плана презентации проекта.
  • Распределение ролей и обязанностей.
  • Соединение заранее построенных заготовок в единый проект.
  • Работа над презентацией проекта, репетиции.
  • Работа над созданием слайд-шоу по данному проекту.

4. Презентация проекта.

Учащиеся 4-го класса представляют Вашему вниманию защиту проекта «Нам этот мир завещано беречь».

Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля наш общий дом!
Живут в ней звери, птицы
И мы с тобой живем.
Земля – наш дом огромный,
В ней много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов
Для зайцев и стрекоз.
Земля – наш дом огромный,
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.
А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!

Ведущий: Нам посчастливилось жить в третьем тысячелетии. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства и образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идет за нами, нашу прекрасную планету.

Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, океаны, снег,
И Земля - одна на всех!
Все отдать она нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и навсегда. <Рисунок 1>

Ведущий: А сейчас мы с Вами окажемся в зале суда, где обвинителями будут не люди, а представители природы. Судьей будет Экология, а помощниками История, География и Астрономия.

Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим! <Рисунок 2>

Экология: Вы, конечно, догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Слово предоставляется первому обвинителю – Воздуху.

Воздух: Воздух крупных городов и, в частности, Москвы и Московской области особенно страдает от выхлопных газов транспорта, количество которого в последнее время стремительно увеличивается. Выхлопные газы распространяются вдоль дорог на расстояние 30 метров, а если нет растений, то они могут распространяется и до 400 метров. На чистоте воздуха сказывается наличие бытовых и промышленных отходов. Вблизи свалок воздух пронизан запахами гниющего мусора; среди промышленных отходов самыми вредными считаются отходы машиностроения, предприятий текстильной промышленности, стекольных и керамических заводов.

Экология: Какие меры необходимо предпринимать, что бы воздух стал чище? Слово предоставляется Представителям человечества.

Представители человечества:

1-ый: Разрабатывает различные строительные проекты, надо советоваться не только с инженерами, но и обязательно с экологами, поскольку и город, и железная дорога, и гидростанция возникают среди живых объектов. Зачастую вырубается лес, который дает кислород и для животных является домом.
2-ой: На каждом предприятии необходимо строить очистные сооружения; строить предприятия замкнутого производства; делать электродвигатели, двигатели на солнечных батареях; строить электростанции, использующие солнечную энергию.

Астрономия: Вы все правильно сказали. Наш Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха, без которого не могут обойтись ни люди, ни животные. Она называется атмосферой. Ее толщина 2000 км. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения. Она спасает Землю от космического мусора. Он либо сгорает, либо расплавляется в слоях атмосферы.

Экология: Для жизни важен не только воздух, но и вода. Слово предоставляется второму обвинителю – Воде.

Вода: Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стеклах – это тоже вода! Без воды не могут жить люди, животные, растения.

Журчит, поет водица
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой
Нагнется он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу.
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.

Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Сейчас большая экологическая проблема грозит реке Амур. Озеро Байкал, которое содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.
Население многих городов использует воду из рек, на которых они расположены. Городские отходы – канализация, сточные отходы фабрик и заводов с вредными, ядовитыми примесями – все это выбрасывается в те же реки. Как же тщательно надо поработать с такой водой, чтобы пустить ее в пищу или хотя бы для умывания. А вода – это один из главных наших ресурсов.

Экология: Да, человеку нужна вода не только для питья и умывания. Чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а чтобы получить одну тонну бумаги – 250 тонн воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом использования воды. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Но их пока очень мало. Что вы можете сказать по этому поводу?
Представители человечества: Работая на уроках с конструктором LEGO, мы тоже попробовали разработать очистные сооружения, чтобы вода и воздух стали чище.
Экология: Слово предоставляется третьему обвинителю – Почве.

Весною буйно все растет,
Деревья расцвели!
Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри – он теплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной!

Почва: Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почве.

Экология: Что же нужно делать, чтобы не допустить разрушения и уничтожения почвы?

Представители человечества:

1-ый: Когда начинают строить дорогу, жилой дом или завод, необходимо сначала снять слой почвы. Его потом можно использовать для озеленения.
2-ой: Тоже самое нужно делать при добыче полезных ископаемых.
3-ий: Чтобы защитить почву на полях необходимо сажать полезащитные лесные полосы.
4-ый: Очень важно также правильно распахивать почву на склонах.

Экология: Все правильно. Вы молодцы.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Растения:
Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвешь цветок…
Если все –
И Я, и Ты –
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и Ты,
Если Мы сорвем цветы…

У нас в стране произрастают 18 тысяч видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу России. Среди них подснежник, тюльпан, зверобой, ландыш. Люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в два с половиной раза, газов и дыма – в два. Без растений нет жизни и многим животным. Проблемы лесов и в том, когда человек хищнически использует его. <Рисунок 3>

Экология: Да, растения страдают от людей. А ведь значение леса велико. Кто скажет, какую роль выполняет лес в природе и жизни растений?

Представители человечества:

1-ый: Дом для растений, животных, грибов.
2-ой: Защитник воздуха, водоемов, почв.
3-ий: Место для отдыха человека.
4-ый: Источник ягод, грибов, лекарственных растений.
5-ый: Источник древесины.

Экология: Что нужно делать, чтобы сохранить растения?

Представители человечества:

1-ый: Нужно бережно относиться к растениям: не рвать лесные и полевые цветы.
2-ой: По-хозяйски использовать леса, вырубленные тут же восстанавливать.

Экология: Все Ваши высказывания верны, так как одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трех человек в течение этого же времени.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!

Животные: Люди с давних пор охотились на многих животных. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лоси, кабаны, соболь. Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Но некоторые виды животных полностью исчезли с лица Земли.
Экология: Итак, выслушав обвинителей, мы пришли к выводу, что вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на планете рядом и одновременно с нами. Знать, чтобы сохранить и сберечь. Давайте послушаем моих помощников.
Астрономия: На Земле существуют благоприятные для жизни условия. Есть вода для питья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета. Поэтому и называют Землю планетой жизни.

Береги свою планету!
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой на свете нет!

История: Ребята! Вы знаете, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло более 20 тысяч лет назад, а сейчас волков, санитаров леса, убивающих больных, ослабленных зверей, беспощадно отстреливают.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов зверей и птиц, причем более половины – только за последние 50 лет.

Да, сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
То завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

География: Люди научились строить быстроходные корабли, реактивные самолеты, космические ракеты. Вооруженный техникой человек вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно. Он решил, что просторы Земли необъятны, поэтому можно вырубать леса, загрязнять реки, моря, океаны, разрушать почву.
Раньше и Землю, и небо наши предки считали живыми существами! Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью. Даже справляли день 10 мая – именины Земли. В этот день ее нельзя было тревожить – ни копать, ни пахать.

Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней.
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы.
Но не должны мы забывать
С тобой все это охранять!

Экология: Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для ее решения необходимо широкое международное сотрудничество. Ребята, а какие организации созданы по защите природы?

1-ый ученик: Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды – одного из самых редких животных на Земле.
2-ой ученик: Международная экологическая организация – Гринпис, что в переводе с английского означает «зеленый мир».
3-ий ученик: Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу и строго следят за тем, чтобы люди не причиняли им вреда. Существует международная Красная книга, вышедшая в 1966 году. В нашей стране первая такая книга вышла в 1978 году, а в 1983 году вышла в свет Красная книга России.
4-ый ученик: Создаются заповедники, в которых находятся редкие виды растений и животных. На территории России известны Приокско-Террасный, Таймырский, Ильменский, Дальневосточный морской заповедники, остров Врангеля, Черные земли.
5-ый ученик: Для сохранения чистоты воздуха на трубах заводов устанавливают дымо- и пылеуловители. Большое внимание уделяется уменьшению загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта.
6-ой ученик: Для уничтожения мусора сейчас применяют более экологически чистый способ: строят мусороперерабатывающие заводы.
7-ой ученик: Заводам и жилищным хозяйствам запрещено спускать в водоемы воду без очистки.

Экология: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова «Земля – наш общий дом. Берегите братьев наших меньших». Как приятно, когда дети знают и берегут природу. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!

Исполнение финальной песни А.Пугачевой «Расскажите, птицы». <Рисунок 4>

Рисунки