Роль семейного воспитания в преподавании экономики и основ предпринимательства

Разделы: Экономика


Преподавание экономики и основ предпринимательства занимает важную часть в формировании мировоззрения школьников. Каждый раздел данного предмета предусматривает не только простое овладение знаниями и умениями, но и развитие мышления, аналитических способностей, экономической культуры.

Воспитываясь в семье через основы ведения хозяйства, наблюдая за поведением родителей в отношении покупок, расходования денежных средств, ребенок формирует собственное будущее поведение как субъекта экономической жизни страны.

Преподавая экономику, на практике, отмечается следующая статистика - учащиеся, активно участвующие в хозяйственной жизни семьи, имеющие более широкое мировоззрение, чем их одноклассники, легче и быстрее усваивают ряд тем курса экономики и основ предпринимательства. Их работа на уроке более активна, они приводят много примеров, основанных на их собственном жизненном опыте или опыте тех людей, с которыми они сталкивались в области экономической или хозяйственной деятельности.

В семье учащиеся формируют и основы аналитического хозяйственного мышления. Примером в этом так же выступают родители или ближайшие старшие родственники, которых ребенок видит ежедневно. Поскольку известно, что все ресурсы семьи, как правило, ограничены, то приходиться выбирать - что купить на имеющиеся средства? Как правильно распределить имеющиеся незначительные ресурсы? Особенно высоко аналитическое хозяйственное мышление формируется в семьях со средним достатком, где ребенок ежедневно чувствует, что необходим хлеб, молоко, простые продукты, но знает, что средства на их покупку ограничены.

Таким образом, можно говорить о том, что учащиеся в рамках уроков экономики и основ предпринимательства делятся неформально на несколько групп: группа, способная привести свои примеры, показав таким образом усвоение материала, группа, способная мыслить аналитически в хозяйственном направлении, когда ребенок видит, что чем можно заменить, или провести другие действия.

На уроках экономики и основ предпринимательства такие способности и приобретенные черты позволяют даже слабоуспевающему ребенку лучше чувствовать себя в рамках нового материала, найти положительные черты в трудном освоении нового, стремиться к изучению нового предмета.

Учитывая, что каждый ребенок уникален, не похож на другого, в рамках преподавания экономики и основ предпринимательства, при условии опоры на семейное воспитание, возможно применение индивидуального подхода. Такой подход позволяет наилучшим образом раскрыть способности ребенка, сформировать положительную мотивацию к обучению, вести основы профориентационной работы.

При формировании вышеназванных способностей можно давать индивидуальные творческие задания, игры, в том числе коллективно-творческие, ролевые. В рамках таких игр происходит сплочение классного коллектива, улучшение эмоционально-психологического климата, раскрытие новых черт каждого ребенка в отдельности.

Когда ребенок превращается в строго начальника или безработного, то он до конца проникается данной ролью и в реальной жизни, и не только сочувствует людям, но и помогает им в силу своих возможностей.

Другая сторона семейного воспитания - это законопослушное поведение. Формирование законопослушного поведения - сложный процесс, так как часто сделать не правильно легче, но это и большая ответственность для воспитателей, так как воспитывается будущий законопослушный гражданин. Законопослушное поведение играет важную роль в формировании экономического мировоззрения. Ребенок на уроках экономики должен сразу понять - делать что-либо можно только в рамках закона, или лучше не создавать свое предприятие, не предлагать взяток и т.д.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что учитель экономики должен тесно взаимодействовать с семьей в рамках воспитания подрастающего поколения.