Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Общее количество часов |
1 | Русь допетровская. Мир русской деревни. |
7 | 13 | 20 |
2 | Путешествие по древнему городу. | 8 | 14 | 22 |
3 | Образование. | 3 | 7 | 10 |
4 | Новая Россия. Мир дворянской усадьбы. |
6 | 14 | 20 |
5 | Дворянин в столице. | 6 | 14 | 20 |
6 | Воспитание дворянина. | 6 | 10 | 16 |
Итого: | 36 | 72 | 108 | |
7 | Организационные и итоговые мероприятия. | 6 | 6 | |
Всего: | 36 | 78 | 114 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Час теория / практика |
1 | Организация работы в объединении. Введение. |
1+1 |
2 | Русь допетровская. (20 часов). Мир русской деревни. Введение. |
2 |
3 | Земледелие. Орудия труда. Рисование. Театрализация. Составление земледельческого календаря. |
1+2 |
4 | Крестьянский двор: постройки, скотина,
занятия. Сбор материала для музейной экспозиции. |
2 |
5 | Крестьянская одежда, обувь. Составление каталога. |
2 |
6 | Деревенские обычаи. Театрализация. |
1+2 |
7 | Крестьянский фольклор. Чайные посиделки. |
1+2 |
8 | В крестьянской избе: постройки, печь,
мебель, утварь. Сбор материала для музейной экспозиции. |
2 |
9 | Подведение итогов: оформление музейной экспозиции. | 3 |
10 | Путешествие по древнему городу. (22
часа). Древние поселения: выбор места, укрепления. Рисунок плана города. |
1+2 |
11 | Древние поселения: дома, площади,
кремль. Составление текста для экскурсии по древнему городу. |
1+2 |
12 | Городские службы. Создание макета городской стены. |
1+2 |
13 | Театрализация : разговор на торговой площади. | 3 |
14 | Город мастеров: названия городов,
ремесленные улицы. Изучение истории гербов некоторых древних городов, где есть указание на род занятий горожан. |
2 |
15 | В гостях у горожанина: внутреннее
убранство дома, двора; утварь; распорядок дня. Составление словаря устаревших слов. |
1+2 |
16 | Репетиция и постановка сценки : обед в доме горожанина (с использованием устаревшей лексики). | 3 |
17 | Подведение итогов: викторина “Город и его жители”. | 2 |
18 | Образование.(10 часов). Традиции в воспитании детей от 1 года до 7 лет. Изучение “Домостроя”. |
1+2 |
19 | Традиции в воспитании и образовании
детей от 7 лет (школа, уроки). Изучение древнерусской азбуки (кириллица). |
1+2 |
20 | Значения древнерусских имен (именины). Театрализация (отмечаем именины). |
2 |
21 | Подведение итогов: написание письма на кириллице. | 2 |
22 | Новая Россия.(20 часов). Мир русской усадьбы. В усадьбе помещика: архитектура, внутреннее убранство, парк. Усадьбы, принадлежавшие русским писателям. |
2+2 |
23 | Экскурсия в Абрамцево. | 4 |
24 | В усадебном доме: комнаты, их
назначение, мебель, освещение. Заочная экскурсия. |
1+2 |
25 | Домашние концерты, спектакли. | 2 |
26 | Произведения литературы, ставящиеся на
домашних сценах. В усадьбе Шереметьевых (заочная экскурсия). |
2 |
27 | Репетиция “домашнего” концерта. | 2 |
28 | Подведение итогов: концерт. | 3 |
29 | Дворянин в столице. (20 часов). Жизнь в столице: дома, дворцы, интерьеры. |
2 |
30 | Дворянский бал: история возникновения,
игры, танцы, музыкальные инструменты, обучение
танцам. Составление пригласительного билета на бал с использованием лексики 19 века. |
2+1 |
31 | В театре и на маскараде: крепостные театры, спектакли. | 2 |
32 | Посещение театра: М.Ю.Лермонтов. “Маскарад”. | 3 |
33 | Литературные салоны, гостиные клубы. Составление экспозиции с использованием материалов, собранных в поездке в Санкт-Петербург. |
2+2 |
34 | Подведение итогов: репетиции и проведение литературной гостиной. | 4+2 |
35 | Воспитание дворянина. (16 часов). Цифирные школы и другие учебные заведения. |
2 |
36 | Учебники, программа обучения в разные
времена. Составление учебника по какому-либо древнему предмету и презентация. |
2+2 |
37 | Поездка в Санкт-Петербург (посещение Царскосельского Лицея). | 10 |
38 | Оформление и презентация творческих работ, над которыми учащиеся работали весь год. | 4 |
Список литературы:
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.
- Кончаловская Н. Наша древняя столица. М., 1996.
- Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М.,1995.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
- Ключевский В.О. История русского быта. М., 1995.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства в 18 – начале 19 в. Спб., 1994.