I. 1. - Сегодня мы проводим урок в рамках лингвистической недели.
- Что такое лингвистика? (Лингва -лат.- язык.)
- Какие вопросы изучает лингвистика?
2. Gallery work. Учащиеся записывают свои предположения на листах и вывешивают на доску. Обсуждение.
3. - В разных языках слова разные, поэтому лингвисты составляют словари.
- В какой форме слова помещены (собраны)
в словарях? (В начальной форме.)
- Приведите примеры разных частей речи в
начальной форме.
Запись на доске.
Утро, быть, ранний.
- Можно ли из этих слов составить предложение?
(Ученики отвечают: “Да”. Учитель задаёт
вопрос: “При каких условиях?”.
Ученики отвечают: “Нет”. Учитель спрашивает:
“Почему?”.)
(Надо изменить форму слов.)
- Когда мы строим предложения, то меняем форму слов. Формы слова образуются по определенным правилам. Эти правила составляют грамматику языка.
II. 1. -Давайте проведем с вами небольшой эксперимент.
Прошу выйти двух мальчиков.
- Один из вас будет русским, а другой англичанином. Вы авторы этих предложений.
Даю предложения, написанные на листах.
Я писал письмо.
I wrote a letter.
Задание классу. Что вы можете сказать об этих предложениях?
Одинаковые:
По смыслу;
Части речи;
Порядок слов.
- С точки зрения грамматики формы слов используются верно? (Да.)
Прошу выйти девочек.
- Теперь девочки являются авторами этих
предложений.
- Проанализируйте слова в предложении с точки
зрения грамматики языка.
Не надо ли нам применить грамматические правила? В каком языке? (Как реагируют языки на категорию рода?)
(В русском языке глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, поэтому надо изменить род. А в английском языке такие изменения не требуется, потому что категория рода отсутствует.)
2. - Мы не можем сказать: “Маша писал письмо” или “Миша писала письмо”, иначе нам скажут: “Это не по-русски”. Т.е. в русском языке категория рода в глаголах прошедшего времени обязательная. Зато русский язык будет не таким точным, как другие языки, в отношении других грамматических категорий.
III. 1. - Я предлагаю продолжить нашу работу. И задача нашего урока – найти сходства и различия в грамматике глагола в изучаемых вами языках.
- Сегодня вы лингвисты. И у нас будут работать четыре лингвистические группы: русская, английская, немецкая и французская.
2. Групповая работа. Деление на группы. (По 3 чел. + учитель иностранного языка.)
Задание.
- Вспомните грамматические категории, которыми обладает глагол в изучаемом вами языке.
- Введите глагол любить в предложение, поставив его в необходимую грамматическую форму.
- Определите все грамматические признаки глагола любить в вашем предложении.
3. Презентация работ.
Задание всему классу.
Сравнить грамматические категории глагола в разных языках, постараться найти сходства и различия.
Выступление групп.
Обсуждение.
IV. 1. - Как вы думаете, для чего надо знать грамматические категории глагола?
(Для правильного употребления в речи, чтобы точно выражать свои мысли.)
2. Индивидуальная работа.
Задание. Составьте предложения с глаголом любить на изучаемых вами языках. Используйте глагол в разных грамматических формах.
3. Запись на листах, вывешивают на доску,
озвучиваются учениками.
4. Оценивание учеников учителями-иностранцами.
Критерии оценивания.
- Правильное использование грамматических категорий глагола.
- Соблюдение порядка слов в предложении.
V. Вывод.
- Мы постарались проанализировать грамматику глагола в разных языках и нашли сходства и различия. Чего больше?..
У каждого языка своя грамматика, поэтому, когда мы учим иностранный язык, нужно не только запомнить много слов, нужно еще понять законы, по которым они соединяются в предложения, а эти законы не похожи на те, которые действуют в нашем собственном языке.
VI. 1. - Но можно по схожим правилам решать лингвистические задачи в других, незнакомых нам, языках.
Задание.
- Постарайтесь найти и подчеркнуть глагол любить в одной фразе, представленной на разных языках. Эта фраза во всех языках переводится одинаково:
“Я тебя люблю”.
Африканский: Ek is lief vir jou
Бенгали: Ami tomake bhalobashi.
Болгарский: Obicham te
Венгерский: Szeretlek te"ged
Голландский: Ik houd van jou
Греческий: S" ayapo
Датский: Jeg elsker dig
Иврит: Ani ohev otach (мужчина женщине)
Иддиш: Ich libe dich
Исландский: Eg elska thig
Испанский: Te Amo (Я тебя люблю)
Итальянский: ti amo
Китайский: Wo ie ni
Немецкий: Ich liebe Dich
Осетинский: Aez dae warzyn
Персидский: Tora dost daram
Польский: Ja cie kocham
Португальский: Eu te amo
Сербский: LUBim te.
Сербохорватский : volim te
Словакский: lubim ta
Словенский: ljubim te
Суданский: Nan nyanyar do
Тайский: Phom Rak Khun
Тунисский: Ha eh bak
Турецкий: Seni seviyorum
Узбекский: Man seni sevaman
Филиппинский: Mahal ka ta
Финский: Mina rakastan sinua
Французский: Je t"aime
Хорватский: Ljubim te
Чешский: miluji te
Шри-Ланкский: Mama Oyata Arderyi
Шведский: Iaj Alskar Dej
Эстонский: Ma armastan sind
Югославский: Ya te volim
Японский: Kimi o ai shiteru
2. - А сейчас послушаем, как признание в любви звучит на разных языках в исполнении Адреано Челентано.