Урок математики по теме "Состав однозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель: разъяснять смысл действия сложения.

Задачи:
Повторить состав однозначных чисел.
Развивать навык быстрого счёта, логического мышления;
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство взаимопомощи.

Оборудование: рисунки Красной Шапочки, волка, зайчика, домиков, корзинки с пирожками, отрезков, цветов, бабочек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас необычный урок математики. К нам в гости пришла героиня одной из сказок. Угадайте кто это.

Что за девочка такая?
Носит шапочку она
Цвет той шапки красный
Самый распрекрасный.

Дети. Это Красная Шапочка.

Учитель. Итак, отправляемся вместе с Красной Шапочкой в гости к бабушке.

II. Устный счёт

1. Состав числа 7.

Учитель. Красная Шапочка взяла с собой гостинец для бабушки. Кто знает, какой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, сколько пирожков она взяла для бабушки. <Рисунок 1>

Дети. 7 – это 2 и 5, значит, в корзине лежит 5 пирожков.

Учитель. А как ещё можно получить число 7?

Дети. 7 – это 1 и 6, 6 и 1; 7 – это 4 и 3, 3 и 4.

2. Сравнение отрезков.

Учитель. Идёт Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей бежит Волк. Спросил он девочку, куда она путь держит, Красная Шапочка ему всё рассказала. Она не знала, что иногда опасно разговаривать с незнакомыми волками. Волк тоже захотел проведать бабушку для того, чтобы её съесть. Он предложил Красной Шапочке пойти по одной дорожке, а сам отправился по другой. Давайте посмотрим, у кого путь длиннее. Какая это геометрическая фигура? Докажите. <Рисунок 2>

Дети. У Красной Шапочки путь оказался длиннее. Это отрезок. У него есть начало и конец.

III. Актуализация знаний учащихся

1. Счёт предметов. Логика.

Учитель. Красная Шапочка шла по лесу, рвала цветочки и собирала их в букет. А можно ли рвать в лесу цветы? (Ответы детей.)

(Учитель читает отрывок из стихотворения Т.Собакина)

Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвёшь цветок…
Если Все: и Я, и Ты –
Если Мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…

Учитель. Что мы посоветуем Красной Шапочке? (Ответы детей.) Посчитаем, сколько цветов сорвала Красная Шапочка. Какие суммы можно записать? Чем они отличаются? <Рисунок 3>

Дети. Три синих цветка и два белых, а вместе – пять. Две ромашки, два василька, один колокольчик тоже будет пять. Отличаются цветом. Количество листков и лепестков разное. «Смотрят» цветы в разные стороны.

Физкультминутка. Идём по лесу и собираем грибы.

Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.

2. Геометрический материал.

Учитель. Догоняет Красную Шапочку Зайчик и просит у неё помощи. Гонится за ним Лиса. Ему нужно спрятаться в домике. Но в домик можно попасть, выполнив задание: назвать из каких геометрических фигур он состоит? По каким признакам их можно
разделить на группы. Поможем и мы Зайчику справиться с этим заданием. <Рисунок 4>
Зайчик благодарит Красную Шапочку и нас за помощь.

3. Самостоятельная работа.

Учитель. Красная Шапочка продолжает свой путь. Пока она любуется природой леса, вы выполните задание на карточках. (Дорисовать круги.) <Рисунок 5>

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.

4. Работа в тетрадях. Игра «На какой цветок сядет бабочка?»

Учитель. А вот цветочная поляна. Как здесь много бабочек! Только не знают они, на какой цветок им нужно сесть, чтобы полакомиться. Вместе с Красной Шапочкой поможем бабочкам найти соответствующий цветок. <Рисунок 6> (Запись соответствующих равенств в тетрадь.)

5. Состав числа 9.

Учитель. А волк тем временем подбежал к дому бабушки. Хотел он дёрнуть за верёвочку, да не тут-то было. Чтобы дверь открылась, нужно выполнить задание: заселить цифрами окошки домика бабушки. <Рисунок 7> Волк долго думал, он не знал, как выполнить задание, потому что не учился в школе. Пока он думал, к дому подкрались дровосеки. Волк испугался и убежал. А вот и Красная Шапочка подошла. Она приглашает нас в гости к бабушке. Давайте вместе с ней выполним задание, чтобы открыть дверь. (Дети на доске с помощью магнитных цифр «заселяют» окошки.)

IV. Итог урока

Учитель. Наше путешествие вместе с Красной Шапочкой подошло к концу. Она благодарит вас за хорошую работу и прощается с нами.