Цель: разъяснять смысл действия сложения.
Задачи:
Повторить состав однозначных чисел.
Развивать навык быстрого счёта, логического
мышления;
Воспитывать бережное отношение к природе,
чувство взаимопомощи.
Оборудование: рисунки Красной Шапочки, волка, зайчика, домиков, корзинки с пирожками, отрезков, цветов, бабочек.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня у нас необычный урок математики. К нам в гости пришла героиня одной из сказок. Угадайте кто это.
Что за девочка такая?
Носит шапочку она
Цвет той шапки красный
Самый распрекрасный.
Дети. Это Красная Шапочка.
Учитель. Итак, отправляемся вместе с Красной Шапочкой в гости к бабушке.
II. Устный счёт
1. Состав числа 7.
Учитель. Красная Шапочка взяла с собой гостинец для бабушки. Кто знает, какой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, сколько пирожков она взяла для бабушки. <Рисунок 1>
Дети. 7 – это 2 и 5, значит, в корзине лежит 5 пирожков.
Учитель. А как ещё можно получить число 7?
Дети. 7 – это 1 и 6, 6 и 1; 7 – это 4 и 3, 3 и 4.
2. Сравнение отрезков.
Учитель. Идёт Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей бежит Волк. Спросил он девочку, куда она путь держит, Красная Шапочка ему всё рассказала. Она не знала, что иногда опасно разговаривать с незнакомыми волками. Волк тоже захотел проведать бабушку для того, чтобы её съесть. Он предложил Красной Шапочке пойти по одной дорожке, а сам отправился по другой. Давайте посмотрим, у кого путь длиннее. Какая это геометрическая фигура? Докажите. <Рисунок 2>
Дети. У Красной Шапочки путь оказался длиннее. Это отрезок. У него есть начало и конец.
III. Актуализация знаний учащихся
1. Счёт предметов. Логика.
Учитель. Красная Шапочка шла по лесу, рвала цветочки и собирала их в букет. А можно ли рвать в лесу цветы? (Ответы детей.)
(Учитель читает отрывок из стихотворения Т.Собакина)
Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвёшь цветок…
Если Все: и Я, и Ты –
Если Мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
Учитель. Что мы посоветуем Красной Шапочке? (Ответы детей.) Посчитаем, сколько цветов сорвала Красная Шапочка. Какие суммы можно записать? Чем они отличаются? <Рисунок 3>
Дети. Три синих цветка и два белых, а вместе – пять. Две ромашки, два василька, один колокольчик тоже будет пять. Отличаются цветом. Количество листков и лепестков разное. «Смотрят» цветы в разные стороны.
Физкультминутка. Идём по лесу и собираем грибы.
Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
2. Геометрический материал.
Учитель. Догоняет Красную Шапочку
Зайчик и просит у неё помощи. Гонится за ним Лиса.
Ему нужно спрятаться в домике. Но в домик можно
попасть, выполнив задание: назвать из каких
геометрических фигур он состоит? По каким
признакам их можно
разделить на группы. Поможем и мы Зайчику
справиться с этим заданием. <Рисунок 4>
Зайчик благодарит Красную Шапочку и нас за
помощь.
3. Самостоятельная работа.
Учитель. Красная Шапочка продолжает свой путь. Пока она любуется природой леса, вы выполните задание на карточках. (Дорисовать круги.) <Рисунок 5>
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
4. Работа в тетрадях. Игра «На какой цветок сядет бабочка?»
Учитель. А вот цветочная поляна. Как здесь много бабочек! Только не знают они, на какой цветок им нужно сесть, чтобы полакомиться. Вместе с Красной Шапочкой поможем бабочкам найти соответствующий цветок. <Рисунок 6> (Запись соответствующих равенств в тетрадь.)
5. Состав числа 9.
Учитель. А волк тем временем подбежал к дому бабушки. Хотел он дёрнуть за верёвочку, да не тут-то было. Чтобы дверь открылась, нужно выполнить задание: заселить цифрами окошки домика бабушки. <Рисунок 7> Волк долго думал, он не знал, как выполнить задание, потому что не учился в школе. Пока он думал, к дому подкрались дровосеки. Волк испугался и убежал. А вот и Красная Шапочка подошла. Она приглашает нас в гости к бабушке. Давайте вместе с ней выполним задание, чтобы открыть дверь. (Дети на доске с помощью магнитных цифр «заселяют» окошки.)
IV. Итог урока
Учитель. Наше путешествие вместе с Красной Шапочкой подошло к концу. Она благодарит вас за хорошую работу и прощается с нами.