Выбор данного курса продиктован жизнью. В условиях рыночных отношений овладение умениями и навыками, благодаря данному курсу, поможет учащимся адаптироваться в обществе и реализовать себя как в государственном секторе так и в частном.
Цель этого курса - развитие у учащихся умения видеть прекрасное, умение создавать прекрасное и беречь его.
Задачи курса заключаются в их направлении на реализацию компетентностных подходов в развитии регионального образования и предполагают:
- выявление и развитие личностных способностей ученика в определенной сфере деятельности, успешной адаптации в социокультурной среде региона;
- формирование у учащихся технологической культуры, как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для деятельности в новых социально-экономических условиях;
- создание условий, обеспечивающих включение личности в деятельность, ее максимальной самореализации в соответствии с определенным уровнем;
- профессионально-ориентированную подготовку к трудовой деятельности, как средство развития личности и ее профессионального самоопределения.
В жизни любого человека большую роль играет эстетическое воспитание, широкое развитие творческой деятельности, разумная и полезная организация досуга. Одно из действенных средств в этом деле можно с уверенностью назвать искусство цветочной аранжировки и изготовление цветов из ткани.
Составление композиций из цветов, изготовление цветов из ткани воспитывает тонкий художественных вкус, помогает почувствовать прелесть естественных форм, линий и красот, развивает наблюдательность. В общении с прекрасным легче и быстрее развивается чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, стремление оберегать и приумножать ее богатства, формирует нравственную и духовную культуру.
Проведение занятий формирует у учащихся познавательную активность, творческие способности, профессиональное мышление, а также способствует развитию научного мировоззрения, нравственного сознания и нравственных идеалов.
На занятиях учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, обучаются приемам и технике аранжировки цветов, технологии изготовления цветов из ткани.
Занятия помогают закрепить умения и навыки самообразования, воспитывают добросовестное отношение к труду, взаимовыручку, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность.
Данный курс развивает у учащихся мышление, память, наблюдательность, глазомер, воображение.
Теоретический раздел курса включает основные понятия, принципы и правила составления композиций и изготовление цветов из ткани, особенности работы с различными природными материалами и тканью.
Практическая часть поможет учащимся на практике применять полученные знания, выполнять композицию различной тематики, изготавливать цветы из ткани и оформлять композиции с использованием природного материала.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю:
1-й год - 34 часов, 2-й год - 34 часов. Материал рассчитан на учащихся 8-9 классов, но можно использовать различные разделы программы как самостоятельные курсы для учащихся 6-7 классов с учетом их возрастных особенностей.
Данная программа обеспечивает наполнение вариативной части учебного плана (школьный компонент).
Занятия этого курса можно проводить в кабинете технологии (обслуживающий труд), так как он отвечает условиям, необходимым для организации трудовой деятельности учащихся.
Для проведения занятий требуется следующее оборудование:
рабочие столы, доска, наглядные пособия
В комплекс приспособлений входит: гладильная доска, утюг, вазы, набор инструментов для аранжировки цветов и набор инструментов для изготовления цветов из ткани.
Для выполнения изделий нужен следующий материал и оснащение: рамы деревянные, резиновые подушечки (мягкие, полутвердые, твердые), картон, цветная гофрированная бумага, пластилин, проволока, вата и др.
Контроль знаний и умений учащихся можно проводить в форме творческих, тестовых и групповых заданий, а также в виде выставок работ учащихся в течение года.
1-й год обучения
Учащиеся должны знать:
Особенности сохранения срезанных цветов;
Правила обработки растений, приемы;
Правила этикета;
Правила составления букета;
Требования, предъявляемые к выбору вазы при составлении композиции;
Разновидности держателей и применение их;
Художественно-композиционные принципы;
Основные черты икебаны;
Технологию изготовления декоративных цветов;
Технология изготовления отделочных цветов;
Особенности оформления композиции
Учащиеся должны уметь:
Организовывать рабочее место;
Обрабатывать растения и продлевать жизнь срезанный цветов
Составлять букет из живых цветов;
Устанавливать (укреплять) растения в вазе;
Составлять композиции с учетом основных черт и художественно-композиционных принципов;
Видеть и выбирать форму аранжировки;
Определять длину и размеры используемых цветов и веток;
Составлять зимний букет, выполнять новогоднюю композицию;
Изготавливать из материала основные детали (лепестки, листья, стебли и др.);
Собирать отдельные детали цветка в единое целое;
Оформлять композиции;
Изготавливать декоративное панно.
2-й год обучения
Учащиеся должны знать:
Правила этикета;
Основные черты икебаны;
Основные стили
Основные формы: прямостоячая и наклонная;
Правила составления праздничных композиций и аранжировок;
Особенности составления зимнего букета;
Особенности изготовления цветов из ткани;
Технологию изготовления отделочных цветов;
Технологию изготовления фруктов и ягод;
Особенности оформления композиций.
Учащиеся должны уметь:
Организовывать рабочее место;
Видеть и выбирать форму аранжировки;
Определять длину и размеры используемых цветов и веток;
Составлять аранжировки и композиции в определенном стиле;
Выполнять композиции и аранжировки в двух основных формах: прямостоячей и наклонной;
Составлять праздничные композиции и аранжировки для обеденных столов;
Составлять зимний букет, выполнять новогоднюю композицию;
Обрабатывать основные детали (лепестки, листья, стебли и др.)
Собирать отдельные детали цветка в единое целое;
Оформлять композиции;
Изготавливать декоративное панно.
Тематический план занятий
№ |
Разделы, темы |
Общее кол-во часов |
Кол-во часов |
|
На теорию |
На практику |
|||
1-й год обучения |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
Развитие икебаны |
1 |
1 |
|
3 |
Сохранение срезанных цветов, Обработка растений. |
1 |
1 |
|
4 |
Искусство составления букета |
1 |
1 |
|
5 |
Вазы для цветов. Техника установки растений в вазах. |
2 |
1 |
1 |
6 |
Художественно-композиционные принципы. Выбор названия композиции. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
8 |
Изготовление декоративных цветов (астра, георгин, пион) |
5 |
1 |
4 |
9 |
Новогодняя композиция. |
3 |
1 |
2 |
10 |
Изготовление отделочных цветов (гвоздика, ромашка) |
4 |
1 |
3 |
11 |
Декоративное панно. Оформление композиций. |
3 |
1 |
2 |
12 |
Пасхальная композиция |
3 |
1 |
2 |
13 |
Изготовление отделочных цветов (нарцисс, ландыш) |
3 |
1 |
2 |
14 |
Творческая работа |
4 |
1 |
3 |
Всего: |
34 |
14 |
20 |
|
2-й год обучения |
||||
15 |
Водное занятие |
1 |
1 |
|
16 |
Первые шаги в икебане |
3 |
1 |
2 |
17 |
Изготовление отделочных цветов (роза) |
8 |
1 |
7 |
18 |
Зимние букеты и композиции |
5 |
1 |
4 |
19 |
Праздничные композиции |
4 |
1 |
3 |
20 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
21 |
Изготовление фруктов и ягод |
6 |
1 |
5 |
22 |
Творческая работа |
6 |
1 |
5 |
Всего: |
34 |
8 |
26 |
1-й год обучения
Вводное занятие. (1 час)
Дает общее представление о курсе, знакомит с особенностями, структурой проведения занятий, с правилами техники безопасности, организацией рабочего места. Знакомство с профессией флориста
Развитие икебаны. (1 час)
Знакомит с историей развития икебаны, стилями. 4 вида композиции: зимняя, летняя, весенняя и осенняя.
Сохранение срезанных цветов. Обработка растений (1 час)
Знакомит с особенностями обработки и подготовки растений, их сохранения. Научит подбирать растения для композиции, обрабатывать их, поддерживать жизнь растений после срезания.
Цель: обучение учащихся способам обработки растений для придания им более естественной и оригинальной формы
Практическая работа "Обработка растений"
Искусство составления букета. (1 час)
Знакомит с легендами и символическими значениями цветов, с выбором цвета, символикой чисел. Рассказывает о правилах этикета, о том, как дарить цветы. Научит правилам составления букета.
Цель: обучение учащихся основным приемам составления букета с учетом значимости событий
Практическая работа "Составление букета из живых цветов"
Вазы для цветов. Техника установки растений в вазе. (2 часа)
Знакомит со значением правильного выбора вазы: ее формами, размерами, окраски, материала. Научит правильно соотносить растение и вазу.
Знакомит с видами и особенностями различных держателей, с правилами подготовки растений и их установкой в вазе. Научит технике установки растений в вазе.
Цель: обучение учащихся основным приемам установки растений в низкой вазе
Практическая работа "Техника установки растений в низкой вазе"
Цель: обучение учащихся основным приемам установки растений в высокой вазе
Практическая работа "Техника установки растений в высокой вазе"
Художественно-композиционные принципы. Выбор названия композиции. (2 часа)
Расскажет о значении правильного выбора названия или девиза композиции. Знакомит с ХКП: линии в композиции, масса, цвет, акцент, контраст, пространство в аранжировке и фон. Научит видеть в композиции и выбирать форму аранжировки.
Цель: обучение учащихся видению в композиции линии, массы, правильному подбору цвета, контраста, выбору основных и дополнительных элементов, фона
Практическая работа "Определение основных черт икебаны"
Вводное занятие. (1 час)
Рассказывает об особенностях проведения занятий. Организацией рабочего места, подготовке к работе, правилах изготовления основных деталей цветов.
Изготовление декоративных цветов. (5 часов)
Знакомит с особенностями изготовления декоративных цветов. Научит приемам изготовления декоративных цветов.
Цель: обучение приемам изготовления и обработки лепестков, листьев и соединения деталей цветка
Практическая работа "Изготовление декоративных цветов"
Новогодняя композиция. (3 часа)
Знакомит с особенностями выполнения новогодней композиции. Научит правильному выполнению композиции.
Цель: знакомство с природой зимнего леса и выбор темы для предстоящей работы. Экскурсия в зимний лес.
Изготовление отделочных цветов. (4 часа)
Знакомит с особенностями изготовления отделочных цветов. Научит приемам изготовления отделочных цветов.
Оформление композиции. Декоративное панно. (3 часа)
Познакомит с особенностями оформления композиции. Научит приемам изготовления декоративного панно.
Цель: обучение приемам выполнения декоративного панно в виде композиции.
Практическая работа "Изготовление декоративного панно. Оформление композиции"
Пасхальная композиция. (3 часа)
Познакомит с народными традициями и праздниками. Научит приемам выполнения пасхальной композиции.
Цель: обучение приемам выполнения пасхальной композиции
Практическая работа "Выполнение пасхальной композиции"
Творческая работа. (4 часа)
Закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении работы.
2-й год обучения
Вводное занятие. (1час )
Дает общее представление о курсе, знакомит с особенностями, структурой проведения занятий, с правилами техники безопасности, организацией рабочего места. Знакомство с профессией флориста.
Первые шаги в икебане. (3 часа)
Знакомит с методикой Согецу. Научит правильно определять длину и размеры цветов и веток. Изучить и освоить основные стили, принятые в школе Морибана (аранжировка в низких вазах) и Нигеире (аранжировка в высоких вазах). Их формы - основная прямостоячая и основная наклонная.
Цель: обучение учащихся правильному соотношению при выборе растений и вазы
Практическая работа "Определение длины и размеров с выбранной вазой"
Цель: обучение учащихся технике выполнения композиции в высоких и низких вазах
Практическая работа "Аранжировка в низких и высоких вазах"
Цель: обучение учащихся технике выполнения каскадных форм
Практическая работа "Каскадные формы"
Изготовление отделочных цветов. (8 часов)
Знакомит с особенностями изготовления отделочных цветов. Научит приемам изготовления отделочных цветов.
Цель: обучение приемам изготовления и обработки лепестков, листьев и соединения деталей цветка
Практическая работа "Изготовление отделочных цветов"
Зимние букеты и композиции. (5 часов)
Познакомит с особенностями изготовления зимнего букета. Выбор материала и способами его крепления. Научит технике засушивания цветов, веток, листьев и технике составления букета и его крепления.
Цель: обучение учащихся технике выполнения зимних букетов (композиций)
Практическая работа " Составление зимних букетов (композиций)"
Праздничные композиции. (4 часа)
Познакомит с правилами составления праздничных композиций и аранжировками для праздничного и обеденного стола.
Цель: обучение учащихся приемам выполнения праздничных композиций и аранжировок для стола
Практическая работа "Выполнение праздничной композиции для стола"
Вводное занятие. (1 час)
Рассказывает об особенностях проведения занятий. Организацией рабочего места, подготовке к работе, правилах изготовления основных деталей фруктов и ягод.
Изготовление фруктов и ягод. (6 часов)
Познакомит с основными приемами изготовления фруктов и ягод. Научит приемам изготовления фруктов и ягод.
Цель: обучение учащихся приемам обработки кожи и изготовления из нее изделий, технике изготовления ягод и фруктов
Практическая работа "Изготовление фруктов и ягод"
Творческая работа. (6 часов)
Закрепить полученные знания, умения и навыки при выполнении работы.
Список литературы
- Клевенская Т.М, Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. - М.: Агропромиздат, 1988. - 175 с.: ил.
- Кияткин А.К.Искусство составления букета. - изд. ЦК Компартии Узбекистана, 1982г.- 35с.
- Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь / Автор - составитель В.М. Федосеенко. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 736 с.
- Стельмащук Л.Н. Цветы из ткани. - М.: Легкая индустрия, 1977г. - 65с.
- Цветы в интерьере / Автор - составитель И.Ю. Вачаева. - М.: Евразийский регион, 1998. - 176 с.