Тема 1. «Умейте быть здоровыми».
Цель: повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом, воспитание потребности иметь красивую осанку, развитие воображения и творческих способностей.
Инвентарь: скамейки, обручи, коврики.
1. Вводная часть (4 мин.).Упр. «Фея здоровья».
– Дети, кто из вас хочет быть здоровым, поднимите правую руку. Опустите руку, пожалуйста. Кто хочет, чтобы родители были здоровы, поднимите левую руку. Опустите руку, пожалуйста. Кто хочет, чтобы все вокруг были здоровы, поднимите обе руки. Опустите руки, пожалуйста.
К нам на каждый урок физкультуры приходит фея здоровья, и сегодня также она навестила нас. Давайте ее поприветствуем – медленно поклонимся в сторону двери, правую руку плавно поднимаем снизу вправо. Встали прямо. А теперь представим, что фея прошла на середину зала и мы опять приветствуем ее – наклон вперед обе руки снизу в стороны, встали прямо.
Затем фея прошла на левую сторону зала – медленный наклон влево, левую руку плавно поднимаем снизу влево. Распрямились и похлопали в ладоши.
А чтобы фея здоровья всегда нам помогала, мы должны заниматься спортом.
2. Разминка (5 мин.):
- различные виды ходьбы по кругу: шаг с высоким поднятием бедра, шаг на высоких полупальцах руки вверх (тянемся к солнышку), шаги на внутреннем своде подошвы («уточки»), шаги на внешнем своде подошвы («мишки»);
- различные виды бега: легкий, с высоким поднятием бедра, змейкой.
- Переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.
3. ОРУ (7 мин.)
– Ребята, вы знаете, что особенно полезно заниматься спортом на свежем воздухе. Представьте себе, что мы делаем зарядку на морском берегу (упр. на морскую тематику):
- «Волны шипят». И.П. – сед на пятки, руки внизу. 1-2 – волнообразные движения руками вперед – вверх, обычный вдох. 3-4 – волнообразные движения руками вниз, выдох через рот со звуком «ш-ш-ш». То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени.
- «Морская звезда» (упр. для развития силы мышц). И.П. – лежа на животе, руки вверху. 1 – прогибаясь, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги. 2– руки и ноги развести в стороны. 3 – руки и ноги соединить вместе. 4 – И.П.
- «Плавание брасом». И.п. – лежа на животе, руки вверх. 1 – прогнувшись, поднять голову, верхнюю часть туловища, руки. 2-7 – движение руками, имитируя «брасс». 8 – и.п.
- «Кальмар» (для укрепления мышц живота). И.П. – сидя, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги вперед, не касаясь стопами пола. 2 – разогнуть ноги в стороны – вверх. 3 – соединить ноги вместе. 4 – И.П.
- «Альбатрос» (упр. на развитие гибкости). И.П. – сидя, ноги врозь, руки в стороны. 1-2 – наклон вперед до касания грудью пола. 3-6 – держать. 7-8 – И.П.
- «Я на солнышке лежу» (упр. на расслабление). И.П. – лежа на животе с опорой на предплечья. 1 – согнуть правую ногу назад. 2 – разгибая правую, одновременно согнуть левую ногу. 3-4 – то же с другой ноги.
- «Парус» (упр. на дыхание). И.П. – основная стойка. 1 – обычный вдох. 2-4 – продолжительный выдох через рот («ветер надувает парус»).
4. Основная часть (20 мин.).
Эстафета. Дети делятся на три команды.
– Ребята, а теперь нам нужно попасть на остров «Здоровья», но путь туда не простой, впереди много препятствий, чья команда первой преодолеет все преграды, та первой попадет на волшебный остров.
- «Речка» – переход по скамейкам.
- «Гора» – лазание по наклонной скамейке.
- «Болото» – прыжки по «кочкам» (листочкам).
- «Прохождение подземного хода – туннеля» – ходьба через обручи.
Подведение итогов эстафеты.
5. Заключительная часть (4 мин.).
– Человек, зная опасности для своего здоровья, должен смолоду жить так, чтобы не вредить своему здоровью. Необходимо заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться. Факторы риска: курение, злоупотребление сладким, переедание, долгий просмотр телевизора, плохие слова и поступки.
И в заключении выполним дыхательные упражнения, ведь правильное дыхание значительно улучшает самочувствие, оказывает влияние на все функции организма, включая деятельность мозга.
- «Очистительное дыхание». Сделать глубокий вдох, задержать на 10 секунд и резкий выдох через рот со звуком «Ха».
- «Тайны дыхания». Сядьте прямо, чтобы позвоночник был совершенно выпрямлен, руки сложите на колени. Дышите ритмично. Когда ритм установится, начинайте дышать, зажимая то одну, то другую ноздрю. Сначала зажмите левую ноздрю, вдыхая воздух через правую ноздрю (3-5 сек.), выдох сделать через левую ноздрю (3-5 сек.). Затем наоборот. Выполняем три раза.
6. Домашнее задание. Придумать упражнения для утренней гимнастики, которую вы должны выполнять для укрепления своего здоровья.
Тема 2. «Главное – внимание».
Цель: развитие внимания, ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений и творческого воображения.
Инвентарь: мячи, обруч.
1. Водная часть (3мин.)
– Каждому человеку нужно как физическое, так и нравственное здоровье. Необходимо быть внимательным, контролировать свои желания, поведение, поступки в разных местах: дома, в школе, на улице и в других условиях.
Выполним упражнение «Куда мы полетим», которое не только укрепляет мышцы шеи, но и развивает ваше внимание и воображение.
Представьте, что в дереве имеются личинки, а вы – птицы. Летим к дереву (медленный бег на месте, выдвинув нижнюю челюсть – «клюв» – вперед, машем руками-крытьями).
Шумит ветер в лесу (делаем глубокий вдох через нос, выдох – будто слышится шум ветра шиши-ши...).
На поля ложится туман (поднимаем руки плавными движениями в сторону с поворотом туловища то направо, то налево и все ниже наклоняемся – изображаем, как стелется туман).
Птицы все летят (медленный бег на месте, выдвинув нижнюю челюсть, машем руками). Садимся на ветку. В коре дерева личинки, повертели «клювиками».
А теперь посмотрели на верхнюю веточку, а там тоже личинку – повертели «клювиками» (повторить 5 раз направо и налево). И голову прямо.
– Молодцы, вы очень внимательно слушали мои слова, внимательно смотрели, как нужно выполнять движения, поэтому упражнение сделали все правильно.
2. Разминка (5 мин.).
Ходьба (один свисток) и легкий бег (два свистка) в колонне. По сигналам перестроение:
- 2 хлопка перестроение в 2 колонны;
- 3 хлопка перестроение в 3 колонны;
- 4 хлопка перестроение в 4 колонны.
3. ОРУ (7 мин.).
Упражнения с мячами.
1. И.П. – о.с.: мяч внизу в обеих руках, подбросить вверх и поймать двумя руками, подтянуть к груди.
Вверх подброшу мячик свой
Точно-точно над собой,
На лету схвачу руками,
Подтяну к груди локтями.
2. Броски с хлопками. И.П. – ноги на ширине плеч: мяч внизу в обеих руках, подбросить, хлопок в ладоши, поймать двумя руками, подтянуть к груди.
Высоко свой мячик брошу,
Хлопну весело в ладоши
И опять ловлю, счастливый,
Мячик круглый и красивый.
3. И.П. – ноги на ширине плеч. Удары в пол поочередно то правой, то левой рукой, ловя двумя руками.
То одной, то другой
Бью по мячику рукой.
Убежит он – догоню,
Я на месте не стою.
4. Удары в пол двумя руками. Дети идут по кругу, ударяют мяч об пол.
Я иду, а мячик мой
Рядом скачет под рукой.
От ладошки не уйдет,
Звонко песенку поет.
5. Передача мяча в парах.
Мяч веселый есть у нас,
Мы играем целый час.
Он бросает – ты поймай,
А уронишь – поднимай.
4. Основная часть (21 мин.). Подвижные игры.
«Передача мяча по кругу». Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч, произнося слова:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
По дорожке, по тропинке,
От березы, до осинки,
От осинки поворот
Прямо к Ире (Саше) в огород!
Получивший мяч на слове «поворот» 4 раза ударяет мячом в пол в ритм тексту последней строки с его именем, после чего дети разбегаются, а игрок с мячом старается «осалить» мячом как можно больше ребят (за 1-2 мин.) затем игра повторяется. В конце игры подводятся итоги: кто из водящих «осалил» больше ребят.
«Чабаны и овцы».
Дети делятся на две команды. В центре зала – круг (обруч), в нем лежат мячи (овцы). По сигналу игроки первой команды раскатывают мячи по залу, по второму сигналу (между сигналами 5-10 с) игроки второй команды (чабаны) должны собрать все мячи в обруч.
Учитывается время сбора мячей. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, собравшая овец за более короткое время.
5. Заключительная часть (4 мин.).
1. Упр. «Оловянный солдатик» (для тренировки вестибулярного аппарата, чувства равновесия, уверенности).И.П. – о.с. Сгибая ногу, поднять ее к туловищу и, обхватив колено руками, сильно прижать бедро к груди. Задержаться в таком положении по возможности дольше (15-20с.). Дыхание ровное, спокойное. Смотреть прямо перед собой.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
2. Упр. «Поза дерева» (для улучшения осанки и профилактики искривления позвоночника). И.П. – о.с. Сделать спокойный вдох-выдох и плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживаем позу 15-20 сек., затем рук плавно опускаем и расслабляемся.
6. Домашнее задание. Выполнять упражнения «Оловянный солдатик», «Поза дерева».
Тема 3. «Смотреть и видеть».
Цель: содействовать развитию внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
Инвентарь: флажки – белый, желтый, зеленый, красный; карточки из цветного картона диаметром » 20см – красного, желтого, зеленого цвета; магнитофон.
1. Вводная часть (2 мин.).
Беседа о том, как важно быть наблюдательным, внимательным везде и всегда. Особенно необходимо внимание и наблюдательность на улицах и дорогах, где, к сожалению, так часто происходят дорожные происшествия из-за недостатка этих качеств у водителей и пешеходов.
2. Разминка (5мин.). Чтобы правильно выполнить разминку, нужно быть очень внимательным и наблюдательным. Выполняем ходьбу, бег и прыжки по ориентирам:
- белый флажок – легкий бег;
- желтый флажок – ходьба на носках руки вверх (тянемся к солнышку);
- зеленый флажок – прыгаем на двух ногах (как «зайчики»);
- красный флажок – шаг марша («солдаты»).
3. ОРУ (7 мин.).
- «Обезьянка» (для мышц спины). И.П. – стоя, ноги врозь, руки под бедра. 1 – максимально округляя спину – вдох, 2 – прогибаясь в спине - выдох.
- «Чебурашка» (упр. для мышц корпуса). И.П. – стоя, ноги врозь, руки за голову. 1-2 – полуприсед на правой, с наклоном вправо локтем коснуться правого колена, 3-4 – то же в другую сторону.
- «Барабанщик» (упр. для мышц задней поверхности бедра и голени). И.П. – стойка ноги врозь. 1-2 – хлопки над головой, 3- 4 – полунаклон вперед прогнувшись, хлопки по бедрам, 5-6 – наклон вперед, хлопки по коленям, 7- наклон вниз, хлопок по стопам, 8 – и.п.
- «Кошечка добрая», «кошечка злая» (упр. для мышц спины). И.П. – упор стоя на коленях. 1-2 – поднять голову, спину прогнуть, 3-4 – опустить голову вниз, спину выгнуть.
- «Тянемся-потянемся». И. П. – упор стоя на коленях. 1-3 – поднять прямую левую ногу назад, прямую правую руку – вперед, потянуться рукой и ногой в противоположные стороны. Голову не опускать, смотреть на руку. 4 – вернуться в и.п. то же – правой ногой и левой рукой.
- «Балансировка» (стретчинг мышц передней поверхности бедра). И.П. – захлест голени назад хватом рукой за голень (для удержания равновесия свободная рука в сторону).
4. Основная часть (21 мин.).
1. Подвижная игра «К своим флажкам» (развитие наблюдательности, ориентировки в пространстве, скоростных качеств).
Все играющие стоят в кружках по 6-8 человек. В центре каждого круга – водящий, который в поднятой руке держит флажок определенного цвета.
Под музыку все дети, кроме водящих с флажками, выполняют различные упражнения под музыку. С окончанием музыки ребята бегут к границе зала, встают спиной к центру и закрывают глаза. В это время водящие с флажками меняются местами. По команде педагога «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза, бегут к своему флажку и образуют круг.
Победительницей считается та команда, которая раньше вех нашла свой флажок и построила круг. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются после каждого повторения игры.
2. Игра «Светофор» (развитие наблюдательности, способности к переключению, повторение правил дорожного движения).
– Ребята, отгадайте загадку:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? (Светофор.)
– Я сейчас проверю насколько вы внимательные и дисциплинированные пешеходы – проведем игру «Светофор». Если я показываю красный сигнал – вы стоите на месте, если желтый сигнал – маршируете на месте, если зеленый сигнал – передвигаетесь по залу в любом направлении. Кто ошибается, тот выходит из игры. Итак, посмотрим кто самый внимательный пешеход.
3. Упражнения дыхательной гимнастики «Регулировщик».
– Ребята, а если светофор сломался, кто будет регулировать движение на перекрестке? (Регулировщик.) Теперь вы все станете регулировщиками. И.П. – стойка ноги врозь, одна рука вверх, другая в сторону. Вдох носом – смена положения рук и, удерживая исходное положение, с удлиненным выдохом произнести «р-р-р».
4.Заключительная часть (5 мин.).
Очень большую роль для вашего внимания и наблюдательности играет хорошее зрение. Но, к сожалению, дети сейчас проводят очень много времени у телевизора, компьютера, что очень плохо влияет на зрение. Рекомендуется не более часа в день проводить у экрана. Во время или после просмотра желательно выполнять упражнения для глаз. Давайте сейчас научимся делать упражнение для улучшения зрения, которое очень интересно называется - «Буратино».
- «Пудель Артемон жмуриться на солнце» (укрепляет мышцы век). Крепко зажмурить глаза на 3-5с, а затем открыть на 3-5с. Повторить 6-8 раз.
- «Мальвина» (способствует улучшению кровообращения). Быстрые моргания в течение 1-2 мин.
- «Буратино дразниться» (снижает утомление). Смотреть прямо перед собой 22-3 сек. Смотреть на мизинец руки (25-30 см от глаз, 3-5 сек.). опустить руки. Повторить 10-12 раз.
- «Лиса Алиса ночью в поле» (укрепляет окологлазные мышцы). Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
- «Кот Базилио» (расслабляет мышцы век, улучшает кровообращение). Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
5. Домашнее задание. При просмотре телевизора или после игры на компьютеревыполнять упражнение «Буратино».