Введение
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.
Основная часть
Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание».
Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте.
Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 – 1901).
Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания.
В России на рубеже 19-20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.
В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 – 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П. Ф., Бокиным П. Н., Анохиным А. К.
Основу программы по физическому воспитанию врача А. К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А. К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей 2 раза в год.
Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В. В. В «Школе правильного физического развития» В. В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «средне развитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В. В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».
Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.
Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников.
В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н. В., Игнатьев В. Е., Гориневский В. В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания.
В 1919 г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры.
Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность.
В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков- не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.
Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию.
В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.
В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.
В 1942-43 учебном году в связи с введением военной подготовки для школьников всех возрастов была принята «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут.
На рубеже 40-50-х годов в СССР берется курс на повышение престижа советского спорта на международной арене. В этой связи спортизация становится основой содержания учебных программ по физической культуре.
В программе 1954 г. на изучение предмета «Физическая культура» во всех классах отводится 66 часов в год. В качестве основных задач обозначены образовательные, направленные на обучение умениям и навыкам в основных видах спорта. Для 8 - 10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей.
Основной формой классной работы стал урок, внеклассной – секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, десятиклассники – ГТО I ступени.
В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.
В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:
- гимнастика,
- легкая атлетика,
- лыжная подготовка,
- классическая борьба,
- спортивные игры.
Впервые в каждом разделе программы предлагался конкретный материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений.
Программа 1983 г. по физической культуре для учащихся 4-10 классов была обусловлена необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Были внесены следующие изменения: включено содержание теоретических требований, традиционные разделы дополнены элементами футбола, конькобежной подготовки, плаванием. К элементам художественной гимнастики для старшеклассниц добавлены современные и национальные танцы. Впервые введены 2 раздела: «Навыки и умения самостоятельных занятий», «Межпредметные связи».
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г. Содержание программы состояло из четырех частей: 1 – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 – программный материал для уроков физической культуры; 3 – внеклассные формы физического воспитания; 4 – общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.
В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон). Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60-75 % для базовой части, 25-40 % - для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7-12 часов в неделю для юношей, 4-9 часов для девушек.
С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.
«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А. П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:
- «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);
- «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);
- «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).
Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.
Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.
Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья.
Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И.
Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.
Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А. В., Литвиновым Е. Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют. Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50 % (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды).
В связи с приказом Министерства образования РФ и олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр» в программах 1996 г. помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний».
В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.
В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).
В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.
В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.
Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность».
В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Ретроспективный анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.