Человек ХХI века должен быть открыт мировой культуре ,мыслить «планетарно», хорошо знать культуру своего народа, чтобы понимать и принимать культуры других стран мира и интегрировать мировую культуру в культуру своей страны.
Хранителями человеческой памяти являются музеи. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры.
Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, что еще раз подтверждает интеграционные процессы.
Цель создания музея Франкофонии в нашей школе – более детальное знакомство со странами, входящими в международную организацию Франкофонии (в первую очередь африканских стран, чьи представители обучаются в нашей школе), расширение международных связей, организация поисковой и исследовательской работы, воспитание толерантности. Целесообразность создания в нашей школе именно такого музея мы видим в неподдельном интересе учащихся к культуре и национальным традициям своих зарубежных одноклассников, их образу жизни, менталитету.
Музей Франкофонии по своему профилю является одновременно культуроведческим
(это одна из форм дополнительного образования в области истории, географии, экономики, культуры народов франкоговорящих стран в условиях школы с углубленным изучением французского языка) и воспитывающим центром (воспитание ценностного отношения человека к людям, гуманности, альтруизма и толерантности).
Содержание работы музея ориентировано на:
- обеспечение возможности интеграции личности в системе национальных и мировой культур;
- содействие воспитанию межнационального взаимопонимания;
- создание условий для самореализации и развитие творческих способностей учащихся;
- преумножение духовных и интеллектуальных ценностей.
Деятельность музея Франкофонии призвана способствовать:
- формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
- воспитанию толерантности;
- расширению кругозора;
- воспитанию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- воспитанию готовности к участию в диалоге культур;
- овладению практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности;
- совершенствованию образовательного процесса средств дополнительного образования.
Цели, задачи и содержание музея Франкофонии.
Основная цель работы музея страноведческой направленности реализуется в развитии личности школьника, формирование готовности к участию в межкультурном общении. Вместе с тем содержание деятельности музея позволяет комплексно решать и уже известные цели: развивающие, образовательные, воспитательные и практические.
Развивающие цели, связанные с получением и переработкой страноведческих и лингвострановедческих знаний, направлены на решение следующих задач:
- развитие языковых способностей учащихся;
- умение оперировать знаниями, полученными в курсе географии, страноведения, истории, экономики, МХК, участвуя в непосредственном и опосредованном диалоге с носителями языка;
- развитие личности школьника, его творческого потенциала.
Образовательные цели направлены на решение следующих задач:
- приобретение учащимися релевантных знаний о франкофонных странах, их истории, географии, культуре, искусству, религии, общественному и политическому устройству, традициях, обычаях и реалиях;
- расширение образовательной компетентности учащихся;
- формирование умений сопоставлять сведения о франкофонных странах, получаемые в результате поисковой и исследовательской деятельности при работе с музейными экспонатами, с фактами и реалиями своей страны.
Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:
- воспитание интереса к получению сведений о франкофонных странах;
- формирование позитивного отношения, уважения к франкофонным странам, к образу жизни других народов, их культуре, традициям, обычаям;
- воспитание школьников в духе мира, толерантности по отношению к другой культуре, религии, менталитету.
- воспитание школьников в духе непримиримости к национализму, расизму, террору.
- воспитание творческой, интеллектуально-активной, высоко нравственной личности, способной применить и использовать знания о положительном опыте других стран для решения проблем в собственной стране.
Практические цели направлены :
- на формирование умения извлекать, осмысливать и интерпретировать страноведческую информацию различного типа;
- на создание страноведческой и лингвострановедческой основы для последующей двуязычной деятельности;
- на расширение социума и международных связей школы.
Содержание деятельности музея
Готовность к участию в диалоге культур через непосредственное и опосредованное общение с носителями языка (в данном виде деятельности для пополнения и переработки музейного фонда и для проведения экскурсий по музею) предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенций: коммуникативной, лингвистической, страноведческой и общеучебной.
Общеучебная компетенция предполагает работу с различными источниками информации, способность к анализу, синтезу, творческому осмыслению и оформлению информации.
Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и порождать иноязычные высказывания при поиске и обработке страноведческой информации, а также в различных ситуациях общения (встречах, экскурсиях, беседах, обмене мнениями) с посетителями музея, с потенциальными источниками информации, представителями посольств, культурных центров стран, представленных в музее и т.д.
Страноведческая и лингвострановедческая компетенция являются основными составляющими общей способности учащихся к вступлению в межкультурную коммуникацию с учетом национальной специфики культуры каждого народа, выступающего в диалоге (в нашем случае – представленного в музее).
Владение этими видами компетенции дает учащимся возможность совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления в различных областях науки, техники, экономики, общественной жизни. Культура и искусство, к которым учащиеся приобщаются при работе с музейными экспонатами и во время экскурсий, способствуют развитию эстетического отношения к окружающей действительности.