Концепция создания музея Франкофонии на базе школы № 1248

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Человек ХХI века должен быть открыт мировой культуре ,мыслить «планетарно», хорошо знать культуру своего народа, чтобы понимать и принимать культуры других стран мира и интегрировать мировую культуру в культуру своей страны.

Хранителями человеческой памяти являются музеи. Как институты культуры они собирают, хранят, изучают и пропагандируют историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры.

Для современного музея характерным является возрастание культурно-образовательной деятельности, что еще раз подтверждает интеграционные процессы.

Цель создания музея Франкофонии в нашей школе – более детальное знакомство со странами, входящими в международную организацию Франкофонии (в первую очередь африканских стран, чьи представители обучаются в нашей школе), расширение международных связей, организация поисковой и исследовательской работы, воспитание толерантности. Целесообразность создания в нашей школе именно такого музея мы видим в неподдельном интересе учащихся к культуре и национальным традициям своих зарубежных одноклассников, их образу жизни, менталитету.

Музей Франкофонии по своему профилю является одновременно культуроведческим

(это одна из форм дополнительного образования в области истории, географии, экономики, культуры народов франкоговорящих стран в условиях школы с углубленным изучением французского языка) и воспитывающим центром (воспитание ценностного отношения человека к людям, гуманности, альтруизма и толерантности).

Содержание работы музея ориентировано на:

  • обеспечение возможности интеграции личности в системе национальных и мировой культур;
  • содействие воспитанию межнационального взаимопонимания;
  • создание условий для самореализации и развитие творческих способностей учащихся;
  • преумножение духовных и интеллектуальных ценностей.

Деятельность музея Франкофонии призвана способствовать:

  • формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
  • воспитанию толерантности;
  • расширению кругозора;
  • воспитанию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
  • воспитанию готовности к участию в диалоге культур;
  • овладению практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности;
  • совершенствованию образовательного процесса средств дополнительного образования.

Цели, задачи и содержание музея Франкофонии.

Основная цель работы музея страноведческой направленности реализуется в развитии личности школьника, формирование готовности к участию в межкультурном общении. Вместе с тем содержание деятельности музея позволяет комплексно решать и уже известные цели: развивающие, образовательные, воспитательные и практические.

Развивающие цели, связанные с получением и переработкой страноведческих и лингвострановедческих знаний, направлены на решение следующих задач:

  • развитие языковых способностей учащихся;
  • умение оперировать знаниями, полученными в курсе географии, страноведения, истории, экономики, МХК, участвуя в непосредственном и опосредованном диалоге с носителями языка;
  • развитие личности школьника, его творческого потенциала.

Образовательные цели направлены на решение следующих задач:

  • приобретение учащимися релевантных знаний о франкофонных странах, их истории, географии, культуре, искусству, религии, общественному и политическому устройству, традициях, обычаях и реалиях;
  • расширение образовательной компетентности учащихся;
  • формирование умений сопоставлять сведения о франкофонных странах, получаемые в результате поисковой и исследовательской деятельности при работе с музейными экспонатами, с фактами и реалиями своей страны.

Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:

  • воспитание интереса к получению сведений о франкофонных странах;
  • формирование позитивного отношения, уважения к франкофонным странам, к образу жизни других народов, их культуре, традициям, обычаям;
  • воспитание школьников в духе мира, толерантности по отношению к другой культуре, религии, менталитету.
  • воспитание школьников в духе непримиримости к национализму, расизму, террору.
  • воспитание творческой, интеллектуально-активной, высоко нравственной личности, способной применить и использовать знания о положительном опыте других стран для решения проблем в собственной стране.

Практические цели направлены :

  • на формирование умения извлекать, осмысливать и интерпретировать страноведческую информацию различного типа;
  • на создание страноведческой и лингвострановедческой основы для последующей двуязычной деятельности;
  • на расширение социума и международных связей школы.

Содержание деятельности музея

Готовность к участию в диалоге культур через непосредственное и опосредованное общение с носителями языка (в данном виде деятельности для пополнения и переработки музейного фонда и для проведения экскурсий по музею) предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенций: коммуникативной, лингвистической, страноведческой и общеучебной.

Общеучебная компетенция предполагает работу с различными источниками информации, способность к анализу, синтезу, творческому осмыслению и оформлению информации.

Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и порождать иноязычные высказывания при поиске и обработке страноведческой информации, а также в различных ситуациях общения (встречах, экскурсиях, беседах, обмене мнениями) с посетителями музея, с потенциальными источниками информации, представителями посольств, культурных центров стран, представленных в музее и т.д.

Страноведческая и лингвострановедческая компетенция являются основными составляющими общей способности учащихся к вступлению в межкультурную коммуникацию с учетом национальной специфики культуры каждого народа, выступающего в диалоге (в нашем случае – представленного в музее).

Владение этими видами компетенции дает учащимся возможность совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления в различных областях науки, техники, экономики, общественной жизни. Культура и искусство, к которым учащиеся приобщаются при работе с музейными экспонатами и во время экскурсий, способствуют развитию эстетического отношения к окружающей действительности.

Фото 1, 2, 3, 4