Урок математики в 3-м классе "Треугольники"

Разделы: Начальная школа


  1. Познакомить учащихся с новым видом треугольников – равносторонний и равнобедренный.
  2. Продолжить работу по расширению геометрических представлений и знаний учащихся, развитию их пространственного воображения и логического мышления, формировать графическую грамотность.
  3. Учить анализировать форму, пространственное положение и взаимное расположение фигур на плоскости, строить чертежи.
  4. Уделить особое внимание на уроке таким важным геометрическим понятиям как периметр фигуры: вычисление периметра прямоугольника, квадрата и различных видов треугольника.
  5. Продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков, решению текстовых задач.

Оборудование урока:

1)магнитная доска с геометрическими фигурами; 2)проволока – два куска; 3)карточки с заданиями; 4)у каждого уч-ся простой карандаш, линейка, учебник, тетрадь.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

На доске записана тема урока и план урока.

Тема: Треугольники

План урока: 

  1. Работа над темой урока «Треугольники».
  2. Устные задания, основанные на табличном делении, повторение таблицы  умножения.
  3. Решение текстовых задач.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Учитель:

Ребята, прочитайте тему нашего урока. (Дети читают вслух)
А теперь прочитайте план урока. (Читают про себя)
Всем понятно, как мы будем работать на уроке?

2. Работа над темой урока.

1) На магнитной доске вывешены разные геометрические  фигуры.

Это – 5 прямоугольников, разной величины, расположенных по-разному.
Это – 3 квадрата.
Это – 8 разнообразных треугольников, среди них равносторонние и равнобедренные.

Учитель:

- Ребята! Вам знакомы эти геометрические фигуры?
Кто назовёт их?
А можно ли их разделить на отдельные группы по их особым признакам?

Ответы учащихся:

1-я группа – прямоугольники.
2-я группа – треугольники.
3-я группа – квадраты.

Учитель:

- Какие признаки свойственны только прямоугольникам?
- Какие признаки свойственны только квадрату?

(Все фигуры убрать, оставить только треугольники.)

Учитель:

- О прямоугольнике, квадрате мы уже многое знаем: умеем их чертить, измерять, находить периметр.
- А теперь мы будем работать над основной темой урока. Прочитайте ещё раз тему урока.
- Посмотрите на 3-ю группу этих геометрических фигур.
- Как они называются?   (Треугольники)
- Скажите, что у них общего или чем они похожи?  (3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
- Посмотрите внимательнее и скажите, а есть ли у них отличие или чем они отличаются? ( Отличия есть)

Ответы учащихся:

- Есть треугольники с прямым углом.
- Есть треугольники, у которых равные стороны.
- Есть треугольники, у которых равны 2 стороны, а третья нет.

(Треугольники с прямым углом убрать, оставить только равносторонние и равнобедренные)

Учитель:

- Ребята! Кто из вас знает, как называются треугольники, у которых все стороны равны?  (Равносторонние)
- Как это доказать? (Измерить)
- Как называются треугольники, у которых две стороны равны, а третья сторона основание, не равна?   (Равнобедренные)
-  Как доказать? (Измерить)

2) Работа в группах.

1-я группа. Задание: Из проволоки собрать равнобедренный треугольник. Доказать,
что треугольник равнобедренный.

2-я группа. Задание: Из проволоки собрать равносторонний треугольник. Доказать,
что это равносторонний треугольник.

3-я группа. Задание: Найти на рисунке равносторонние и равнобедренные треугольники.
 Доказать свой ответ.

4-я группа. Задание:

1)Назвать геометрические формы использованные для сборки дома.

2) Найти среди них  геометрическую  фигуру, которую можноразделить на равные части и получить
треугольники.

3) Определить вид треугольников.

3) Проверка заданий, выполненных в группах.

4)  Физминутка.

5) Обобщение по теме урока.

На доске чертежи двух треугольников: равностороннего и равнобедренного.

Учитель: - Что нового узнали о треугольниках? ( Ответы учащихся)

6) Решение задачи.

Условие задачи записано на доске.

Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 7 см, а периметр равен 20 см. Найдите основание?

Один из учащихся решает задачу на индивидуальной доске, самостоятельно, с последующей проверкой.

3. Повторение пройденного.  

Устные упражнения:

1)  Увеличь каждое число в 6 раз: 6, 9, 8, 5, 4, 3. Уменьши каждое число в 7 раз: 14, 56, 28, 42, 21.

2) Решение задачи (учебник стр. 43 № 7)

Учитель:

- На чём основано решение задачи? ( на таблице умножения)
- Сколько надо пакетов, чтобы разложить 24 кг картофеля?
- Сколько килограммов картофеля в 5 таких же пакетах?

4. Решение задач. Работа с учебником.

1) Решение задачи № 6 стр. 43.

Краткую запись задачи учитель записывает на доске.

1 ящик – 6 дощ. бол. И 4 дощ. мал.
7 ящиков - ?

Учащиеся самостоятельно читают задачу в учебнике.

Учитель:

- Какой главный вопрос задачи?
- Можно ли сразу ответить на вопрос?
- Какие данные должны иметь, чтобы подойти к ответу на главный вопрос задачи?
- Как вы думаете, ребята, на 7 ящиков надо больше дощечек, чем на 1 ящик?
Учащиеся самостоятельно решают задачу. Один из учащихся выполняет задание на индивидуальной доске.

2)  Проверка решения задачи.

5. Итог урока.

Учитель:

- Что самое интересное в уроке?
- Ребята, что больше вам понравилось?

6. Домашнее задание: страница 43 № 4, 8.