- Познакомить учащихся с новым видом треугольников – равносторонний и равнобедренный.
- Продолжить работу по расширению геометрических представлений и знаний учащихся, развитию их пространственного воображения и логического мышления, формировать графическую грамотность.
- Учить анализировать форму, пространственное положение и взаимное расположение фигур на плоскости, строить чертежи.
- Уделить особое внимание на уроке таким важным геометрическим понятиям как периметр фигуры: вычисление периметра прямоугольника, квадрата и различных видов треугольника.
- Продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков, решению текстовых задач.
Оборудование урока:
1)магнитная доска с геометрическими фигурами; 2)проволока – два куска; 3)карточки с заданиями; 4)у каждого уч-ся простой карандаш, линейка, учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
На доске записана тема урока и план урока.
Тема: Треугольники
План урока:
- Работа над темой урока «Треугольники».
- Устные задания, основанные на табличном делении, повторение
таблицы умножения.
- Решение текстовых задач.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Учитель:
Ребята, прочитайте тему нашего урока. (Дети читают вслух)
А теперь прочитайте план урока. (Читают про себя)
Всем понятно, как мы будем работать на уроке?
2. Работа над темой урока.
1) На магнитной доске вывешены разные геометрические фигуры.
Это – 5 прямоугольников, разной величины, расположенных по-разному.
Это – 3 квадрата.
Это – 8 разнообразных треугольников, среди них равносторонние и равнобедренные.
Учитель:
- Ребята! Вам знакомы эти геометрические фигуры?
Кто назовёт их?
А можно ли их разделить на отдельные группы по их особым признакам?
Ответы учащихся:
1-я группа – прямоугольники.
2-я группа – треугольники.
3-я группа – квадраты.
Учитель:
- Какие признаки свойственны только прямоугольникам?
- Какие признаки свойственны только квадрату?
(Все фигуры убрать, оставить только треугольники.)
Учитель:
- О прямоугольнике, квадрате мы уже многое знаем: умеем их чертить, измерять, находить периметр.
- А теперь мы будем работать над основной темой урока. Прочитайте ещё раз
тему урока.
- Посмотрите на 3-ю группу этих геометрических фигур.
- Как они называются? (Треугольники)
- Скажите, что у них общего или чем они похожи? (3 стороны, 3 угла, 3 вершины)
- Посмотрите внимательнее и скажите, а есть ли у них отличие или чем
они отличаются? ( Отличия есть)
Ответы учащихся:
- Есть треугольники с прямым углом.
- Есть треугольники, у которых равные стороны.
- Есть треугольники, у которых равны 2 стороны, а третья нет.
(Треугольники с прямым углом убрать, оставить только равносторонние и равнобедренные)
Учитель:
- Ребята! Кто из вас знает, как называются треугольники, у которых все
стороны равны? (Равносторонние)
- Как это доказать? (Измерить)
- Как называются треугольники, у которых две стороны равны, а третья сторона
основание, не равна? (Равнобедренные)
- Как доказать? (Измерить)
2) Работа в группах.
1-я группа. Задание: Из проволоки собрать равнобедренный треугольник. Доказать,
что треугольник равнобедренный.
2-я группа. Задание: Из проволоки собрать равносторонний треугольник. Доказать,
что это равносторонний треугольник.
3-я группа. Задание: Найти на рисунке равносторонние и равнобедренные треугольники.
Доказать свой ответ.
4-я группа. Задание:
1)Назвать геометрические формы использованные для сборки дома.
2) Найти среди них геометрическую фигуру, которую можноразделить на равные части и получить
треугольники.
3) Определить вид треугольников.
3) Проверка заданий, выполненных в группах.
4) Физминутка.
5) Обобщение по теме урока.
На доске чертежи двух треугольников: равностороннего и равнобедренного.
Учитель: - Что нового узнали о треугольниках? ( Ответы учащихся)
6) Решение задачи.
Условие задачи записано на доске.
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 7 см, а периметр равен 20 см. Найдите основание?
Один из учащихся решает задачу на индивидуальной доске, самостоятельно, с последующей проверкой.
3. Повторение пройденного.
Устные упражнения:
1) Увеличь каждое число в 6 раз: 6, 9, 8, 5, 4, 3. Уменьши каждое число в 7 раз: 14, 56, 28, 42, 21.
2) Решение задачи (учебник стр. 43 № 7)
Учитель:
- На чём основано решение задачи? ( на таблице умножения)
- Сколько надо пакетов, чтобы разложить 24 кг картофеля?
- Сколько килограммов картофеля в 5 таких же пакетах?
4. Решение задач. Работа с учебником.
1) Решение задачи № 6 стр. 43.
Краткую запись задачи учитель записывает на доске.
1 ящик – 6 дощ. бол. И 4 дощ. мал.
7 ящиков - ?
Учащиеся самостоятельно читают задачу в учебнике.
Учитель:
- Какой главный вопрос задачи?
- Можно ли сразу ответить на вопрос?
- Какие данные должны иметь, чтобы подойти к ответу на главный
вопрос задачи?
- Как вы думаете, ребята, на 7 ящиков надо больше дощечек, чем на 1 ящик?
Учащиеся самостоятельно решают задачу. Один из учащихся выполняет задание на индивидуальной доске.
2) Проверка решения задачи.
5. Итог урока.
Учитель:
- Что самое интересное в уроке?
- Ребята, что больше вам понравилось?
6. Домашнее задание: страница 43 № 4, 8.