Тип урока: урок-исследование
Цель: создание педагогических условий для развития исследовательской деятельности младших школьников
Задачи:
- познакомить с понятием “вещество”,
- учить различать предмет и вещество, из которого он состоит,
- развивать навык взаимодействия в группе.
Оборудование:
- карточки:
- с темой урока: “Из чего сделаны предметы”; с понятием - вещество;
- с вопросами для исследования “Как называются вещества, из которых состоят предметы? Как мы узнаем вещества?”;
- с названиями веществ;
- ответы на проблемные вопросы;
- наборы предметов для исследования:
1 группа – болт, кнопка, ключ, ножницы, скрепка, линейка;
2 группа – стакан, фигурка, блюдце, рюмка, банка;
3 группа – линейка, карандаш, шахматы, расческа;
4 группа – расческа, ручка, линейка, прищепка, пробка;
- ёмкость с водой, магнит, лист бумаги для каждой группы;
- план исследования;
- определитель веществ;
- сводная таблица;
- план отчета;
- мантия, шляпа магистра;
- “светофоры”;
- таймер;
- аудиозапись для работы в группах;
- фломастеры.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Актуализация знаний и постановка проблемы (подводящий диалог) |
|
- назови предметы одним общим словом –
понятием: 1)Стол, табуретка, шкаф, комод. 2)Стакан, банка, графин, тарелка… 3)Ложки, чайник, нож, кастрюля… - Что объединяет эти три группы предметов? - Из чего человек делает вещи? - Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? - Сделайте вывод на основании наших высказываний. - Сформулируйте тему урока в виде вопроса. На какой вопрос нам предстоит ответить? |
Это мебель Ёмкости для жидкости Это посуда Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела. Из разных материалов Это природные материалы Все предметы из чего-то сделаны Из чего состоят все предметы? |
Совместное “открытие” знаний |
|
- Все, из чего состоят предметы, можно назвать одним словом – понятием. Знаете ли вы, как назвать это понятие? - Где мы можем проверить правильность наших предположений? - Откройте учебник на с. 12, найдите название этого понятия. - Как вы думаете ,что мы будем исследовать на уроке? - Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? - Разместим эти вопросы на доске, и будем отвечать на них |
Дети предлагают варианты
В учебнике Дети читают Будем говорить о веществах, и наблюдать за ними Как называются вещества, из которых состоят предметы? Чем вещества отличаются друг от друга? Как мы узнаем вещества? |
Исследование по плану (работа в группах) |
|
- Проговорите правила работы в группе | |
Отчет групп по плану |
|
- Какое новое свойство выявили ребята у
своих предметов? - Из чего состоят предметы? - С какими веществами вы познакомились? - Чем вещества отличаются друг от друга? - Как мы узнаем вещества? |
Предметы состоят из веществ Древесина, пластмасса, металл, стекло Вещества отличаются свойствами Мы их узнаем по свойствам |
Самостоятельное применение знаний |
|
Соедините эти предметы с названиями веществ, из которых они состоят | Работа в учебнике с.3 №1 |
Итог |
|
- Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? -Кто из ребят вам помог в открытии знаний - Как работал ты? |
В жизни, при действии с предметами, состоящими из разных веществ Показывают “светофором” |
Домашнее задание: учебник с.12-13, запомнить вывод. |
План исследования
- Проведи наблюдение за предметом по плану.
- Сравните полученные результаты свойств и внесите в сводную таблицу, подчеркивая выбранное свойство.
- По определителю найдите название вещества, из которого состоят предметы.
- Составьте отчет группы по плану.
В каком состоянии находится вещество, из которого состоит предмет? Подчеркни | твердом жидком газообразном |
Спроси у взрослого о прочности своего предмета | прочный, хрупкий |
Какого цвета вещество, из которого состоит предмет? | |
Положи лист бумаги под предмет, определи, прозрачен ли предмет?подчеркни | да, нет |
Притягивается ли этот предмет магнитом? Подчеркни |
да, нет |
Имеет ли предмет запах? | да, нет |
Имеет ли предмет блеск7 | да, нет |
Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды. Подчеркни | легче воды тяжелее воды |
Определитель названия вещества
Состояние | твердое | твердое | твердое | твердое |
Прочность | + | + | - | + |
Цвет | Разный (зависит от цвета породы дерева) | Белёсый (может меняться от цвета красителя) | Бесцветное (может меняться от цвета красителя) | Разный (зависит от цвета руды) |
Прозрачность | - | - | + | - |
Притягивается магнитом | - | - | - | + |
Запах | + | - | - | - |
Блеск | - | - | + | + |
Тяжелее или легче воды | легче | легче | тяжелее | тяжелее |
Название вещества | древесина | пластмасса | стекло | металл |
Отчет группы
Мы работали с предметами: (перечислите).
В ходе исследования мы установили, что эти предметы обладают следующими свойствами: (перечислите по своей таблице)
По определителю мы установили ,что предметы, обладающие этими свойствами, состоят из вещества ___________________________________________.
Сводная таблица
Вещество, из которого состоит предмет, находится в твердом, жидком, газообразном состоянии. |
Прочное, хрупкое. |
Цвет ____________________________________. |
Прозрачное, непрозрачное. |
Магнитом притягивается, не притягивается. |
Запах имеет, не имеет. |
Блеск есть, нет. |
Предметы легче воды, тяжелее воды. |