Цель урока:
- Учащиеся должны уметь задавать общие и некоторые специальные вопросы ( без глагола ) и отвечать на них , а также на альтернативные вопросы.
- Употреблять в речи существительные во множественном числе с числительными и аффиксы принадлежности единственного числа, а также некоторые местоимения
- Необходимо добиваться правильного произношения звуков в ходе разговорных упражнений.
Демонстрационный материал:
- иллюстрации.
- Буратино с письмом.
- эталон для самопроверки.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности ( 2 минуты ).
Цель:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством сознания эмоциональной обстановки.
- Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Исәнмесез, укучылар!
- Хәерле көн!
- Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Поздороваемся с гостями. Утырыгыз!
Ответ дежурного ученика.
-Кем дежур? Көн нинди? Синең исемең ничек?
-Сегодня я получила сообщение для вас. Отгадайте от кого? Аның чәче кыска. Борыны озын. Колаклары зур, чиста. Ул матур, яхшы, агач малай. Аның исеме ничек? (Буратино)
-Сегодня в гостях Буратино. А золотой ключик Буратино у Тортилы. Чтобы вернуть золотой ключик надо выполнить задания Тортилы.
- Поможем, ребята?
- Я уверена, что у нас все получится.
2.Актуализация знаний.(6 – 8 мин)
Цель:
- Повторить изученные слова.
- Все учащиеся должны свободно переводить слова с русского языка на татарский язык.
- Повторить алгоритм числительное + существительное.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Фонетическая зарядка.
- [ ө] өн, көн, сөт, өстәл, сөлге, көлә.
- [ ң] аң, аңа, яңа, миңа, сиңа, аның, синең
- [ къ] кыз, кыш, кара, кашык, кызыл, укытучы.
-Ребята, первое задание Тортилы: ,,Скажите изученные слова”.
Игра « Кто больше скажет?»
1 ряд – эт, 2 ряд – песи, 3 ряд – рәсем. (Ученики придумают изученные слова на какую букву оканчиваются последние слово)
-Тортилы не любит ничего скучного. Вот Черепаха хочет поиграть с вами в игру. Она предлагает вам сказать слова по – татарски. «Татарча әйт».
Школа – школы – три школы, книга – книги – шесть книг, тетрадь – тетради – пять тетрадей, рисунок – рисунки – восемь рисунков, дом – дома – четыре дома
- Молодцы, ребята! Чтобы вернуть ключ надо отвечать на вопросы.
-Син кем? Син укучымы? Син нинди укучы? Ул кем?
- Бу нәрсә? Бу песиме? Песи нинди?
3.Включение в систему знаний, повторение.(7 -8 мин)
Цель:
- Развивать мыслительные операции: аналогию, обобщение.
- Повторить алгоритм АПр 1, 2, 3 лица в единственном числе.
Организация учебного процесса на этапе 3.
- А вот сейчас следующие задание. Но прежде чем вы о нем узнаете, скажите, пожалуйста, как употребляем слова со словами минем, синең, аның? (-м, -ым, -ем, -ң, -ың, -ең, -сы, -се, -ы, -е)
- Скажите эти сова со словами минем, синең, аның.
1 вариант – гаилә, мәктәп. 2 вариант – шәһәр, күлмәк.
Переведите на татарский язык.
Моя мама | его рот | мой друг | ||
Его комната | твои зубы | твоя семья | ||
Твое лицо | моя голова | его братишка | ||
Мои волосы | его нос | моя сестренка |
Ответьте на вопросы.
- Синең дустың бармы? Ул кем ? Саша нинди укучы ?
- Синең гаиләң бармы? Синең сеңелең / энең бармы? Аның чанасы бармы? Ә синең чанаң бармы?
Физкультминутка.
- Басыгыз, ял итәбез. Җил исә, исә, агачларны селкетә.
Җил тына, тына, агачлар зур үсә.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 4 – 5 мин.)
Цель:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить свое умение применять изученное правило.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Ребята, помогите Буратино правильно выполнить задание. Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. Желаю успеха!
1 группа: Назови пары.
Моя книга | Минем дәфтәрем | Твой мяч | Аның күлмәге | |||
Его учебник | Минем китабым | Ее платье | Синең йортың | |||
Моя тетрадь | Минем дәреслегем | Твой дом | Синең тубың |
2 группа: Напишите нужное окончание.
Минем өстәл.... | Минем бүлмә.... | |
Синең тәрәзә.... | Синең аш.... | |
Аның такта..... | Аның шәһәр.... |
3 группа: Придумайте по три слова изапиши их со словами.
Минем | Синең | Аның |
-Ребята, проверьте свою работу по образцу. Перед вами образец для самопроверки.
- Кто сделал без ошибок?
- Молодцы! Тортилы вам дает золотой ключик. У кого есть ошибки? Определите место ошибки и причину. Подчеркните место ошибки и напишите правильно.
5. Творческая работа. ( 10 мин )
Цель:
Развивать связную речь и расширять словарный запас.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Ребята, вы умеете рассказывать о своей семье, про друга, о себе. У вас есть проекты, сейчас слушаем вас.
6. Рефлексия деятельности (2 – 3 мин).
Цель:
Оценить результаты собственной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- Ребята, урок подходит к концу. Мы преодолели все трудности. Тортила дала золотой ключик Буратино. Какую цель мы перед собой ставили? (Употреблять существительные с АПр)
- Работали все очень старательно, но на сколько вы продвинулись в понимании пройденного материала, сейчас мне покажите. Перед вами рисунок домика с пустыми окошками на всех пяти этажах. Кто – то изобразит свое лицо на нужном этаже улыбающимся, кто – то грустным. Определите, до какого этажа вы сегодня добрались? (Звучит музыка)
- Сау булыгыз! Зур рәхмәт!