Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. "В мире живой природы"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  1. Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце имен существительных после шипящих, совершенствовать умение распознавать существительные по родам. Расширить представления детей о мире живой природы.

  2. Развивать память, мыслительные операции: аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес, элементы исследовательской деятельности; развивать орфографическую зоркость, речевые умения.

  3. Способствовать формированию экологической культуры учащихся; совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Тип урока: ОНЗ.

Вид урока:

  • комбинированный,

  • интегрированный (русский язык и окружающий мир)

Демонстрационный материал:

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности (-1-2 мин.).

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

  2. Определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I: Записать число, классная работа

Все вокруг – большой наш дом,
Мы совместно в нем живем,
Все в нем может поместиться:
Человек, и зверь, и птица.

- Ребята, вам известно какая птица является птицей года 2008? (нет)

- Вы бы хотели узнать какая это птица? (да)

- Мы узнаем это ,отгадав загадку.

Загадка.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ... (снегири).

- Действительно птицей года 2008 является снегирь. слайд (снегирь) 1

Учитель: Это необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый снегирь, где нибудь на ветке рябины среди красных гроздей.

А вокруг белый снег. Первый снег и первый снегирь! За это свойство – появляться с первым снегом- и назвали снегиря снегирем. Традиция назначать главную птицу года существует уже 11 лет. Это делается для того, чтобы привлечь внимание людей к проблемам птиц. Снегирь является птицей 2008 года.

- Какова роль Ь в слове снегирь?

II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (5-6 мин.)

Цель:

  1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить алгоритм написания смягчающего мягкого знака, разделительного знака, указывающий на неопределенную форму глагола.

  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

  3. Зафикситровать необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительного женского рода.

Организация учебного процесса на этапе II.

  1. Повторение изученного мягком знаке.

Уч: - Прочитайте столбики слов.

( слайд, столбики слов с ь) 2

окунь

олень

лошадь  

воробьи  

вьюга

ручьи

беречь

стеречь

испечь

Уч: - Какую часть речи обозначают слова 1 столбика? 2-го столбика?3-го столбика.

Уч: Что такое имя существительное?(Существительное – это….)

Уч: Какие морфологические признаки существительных вы знаете? (род, число, склонение, падеж).

Уч: - Что объединяет все эти слова?

Д: Во всех словах есть мягкий знак.

Уч: Для минуты чистописания возьмем букву мягкий знак. У вас получится запись:

(на доске написать мелом самой)

Дети прописывают самостоятельно.

Уч: Какова же роль мягкого знака в словах? В первом столбике? Во втором столбике? В третьем столбике?

Д: - Мягкий знак выполняет функцию смягчения, разделения, показывает грамматический признак глагола.

Уч: - Какие буквы он смягчает? Разделяет? Форму какого глагола показывает?

Уч: - Запишите эти слова столбиком. Обозначьте орфограмму мягкий знак. Проверьте по эталону. (со слайда № 5 переписывают) слайд столбики слов, где ь подчеркнуть (затем закрываем) 3

Приклеить к доске опорные конспекты. Пронумеровать мелом 1,2,3 потом 4,5).

Уч: - Посмотрите на доске опорные конспекты. Слова какого столбика подходят к 1-ому опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?

Уч: Слова какого столбика подходят ко 2-ому опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?

Уч: Слова какого столбика подходят к 3-му опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?

Уч: Ребята определите используя опорные конспекты, к какому столбику можно отнести слово НОЧЬ? слайд – слово 4 (проблемная ситуация)

Д: Пробуют подобрать хотя бы одно из правил. Убеждаются, что не подходят данные правила написания мягкого знака.

Уч: Что же нам делать? (Может ли у этого мягкого знака быть другое правило написания).

Д: Значит здесь у Ь какое-то свое правило написания.

III.Постановка учебной задачи. (2 – 3 мин).

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.
  2. Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

Уч: На какую согласную букву, обозначающую звук оканчивается НОЧЬ? (ч)

Уч: Что вы можете сказать про эту букву?

Уч: Какие еще буквы обозначают шипящий звук? (ш ,щ,ж )

Уч: - К какой части речи относятся это слово?

Д: - Имя существительное.

  1. Уч: - Чему будем учиться на уроке?

Д: - Будем учиться писать мягкий знак в имени существительном с шипящей на конце.

Уч: - Сформулируйте тему урока.

Д: - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Уч: - Обобщает ответы детей, называет тему и цели урока. слайд 5

Цель: Научиться писать мягкий знак после шипящих на конце существительных, вывести правило написания мягкого знака.

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Запишите в тетради тему урока. слайд 6

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.)

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце существительных.
  2. Зафиксировать алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.

Организация учебного процесса на этапе IV.

Уч: - Давайте исследуем слова, связанные с природой: слайд 7

Стриж, рожь, камыш, глушь, грач, ночь, помощь, плющ.

-Назовите слова, обозначающие животных, растения, явления природы.

Слова, какой части речи написаны на доске?

Уч: - Объясните, почему здесь в некоторых словах есть мягкий знак, а в некоторых нет.

(затруднения у детей)

повторить слайд стриж, рожь…) 7

Уч: - Какая буква в данных словах является орфограммой?

Д: - Буква мягкий знак.

Уч: - Можем ли мы применить данные опорные схемы?

Д: - Нет, не подходит ни одно правило (предположение детей).

Уч: - В какой части слова находится орфограмма мягкий знак?

Д: - На конце слова после шипящих согласных.

Уч: - На какие две группы мы можем разделить данные имена существительные?

Д: - Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.

Уч: - Назовите имена существительные женского рода?

Д: - Имена существительные женского рода: рожь, глушь, ночь,помощь.

Уч: (пишет на доске следующие слова) слайд 8

Сущ. ж. р.

рожь

глушь

ночь

помощь

Уч: - Перечислите имена существительные мужского рода.

Д: - Имена существительные мужского рода: стриж, камыш, грач, плющ.

Уч: - (продолжает запись на доске. слайд 9

Сущ. ж. р.

рожь

глушь

ночь

помощь

Сущ. м . р.

стриж

камыш

грач

плющ

Уч: - Скажите, какие буквы, обозначающие звуки написаны на конце существительных женского и мужского рода?

Д: - На конце существительных женского и мужского рода написаны буквы ж, ш, ч, щ (учитель подчеркивает шипящие буквы написанных на доске словах: слайд 10

Сущ. ж. р.

рожь

глушь

ночь

помощь

Сущ. м . р.

стриж

камыш

грач

плющ

Уч: - В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

Д: - Мягкий знак пишется после шипящих ж, ш, ч, щ на конце существительных женского рода.

Уч: - На конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется?

Д: - На конце существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.

Уч: - Может ли это быть правилом написания ь.

Уч: - Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных. – выводят правило.

Д: - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Уч: - О чем рассказывают эти опорные конспекты.

приклеить № 4,5

Д:

  

Уч: - На что указывает здесь мягкий знак?

Д: - Что это существительное женского рода с шипящей на конце.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

(рисование носом: облако, дождь, солнце, цветок)

- А сейчас мы с вами нарисуем носом взаимосвязь живой и неживой природы.

V. Первичное закрепление во внешней речи.( 4 – 5 мин.)

Цель:

  1. Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце существительных в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе V.

  1. Работа по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, русский язык 4 класс с.95.

Давайте проверим себя, согласны ли авторы учебника с правилом мягкого знака которое мы видим?

  1. Уч:. – Прочитайте самостоятельно правило написания мягкого знака после шипящих в именах существительных.

Д: - (читают правило в рамочке самостоятельно, вслух один из учеников).

Уч: - Правило прочитает Румия.

Уч: - С какой новой орфограммой мы познакомились? (Правописание ь….)

Уч: - Какие буквы в словах подсказывают нам эту орфограмму?

Д: - На конце существительных написаны буквы ж, ш, ч, щ . Значит после этой буквы идет орфограмма.

Уч: - Какой морфологический признак имени существительного нам помогает в выборе написания мягкого знака после шипящих?

Д: - Род имени существительного.

Уч: - Применим данное правило, выполнив упр.163 на с.95.

  1. с.95 упр.163

Уч: Прочитайте задание (самостоятельно)

Д: Читают самостоятельно, про себя.

Уч: - Какое первое задание мы должны выполнить?

Д: Прочитать имя существительное.

Уч: Имя существительное прочитает…… .

Уч: - Что у них общего?

Д: Существительное оканчивается на шипящую.

Уч: - На какие две группы их можно разделить?

Д: Существительное женского рода и мужского рода.

Уч: - Как мы их должны записать?

Д: 2 столбика.

Уч: - Какую надпись над каждым столбиком мы сделаем?

Д: Существительное ж.р. Существительное м.р.

Уч: Правильно. Запишите номер упражнения, назв.столб. слайд 11

Упражнение 163

Существительное ж.р. Существительное м.р.

Уч: Записываем первые 6 слов, комментируя по цепочке.

Д: Комментируют, ведется запись в тетради.

Уч: - Существительные какого рода с шипящей на конце слова пишутся с мягким знаком? Прочитайте.

Д: Существительное женского рода с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, зачитывают.

Уч: - Какова роль мягкого знака в этих именах существительных (показываю 1 столбик)

Д: Мягкий знак показывает, что это существительное женского рода.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (4 – 5 минут).

Цель:

  1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

  2. Проверить умение писать мягкий знак (ь) в именах существительных с шипящей на конце слова.

Организация учебного процесса на этапе VI.

  1. Уч: А сейчас мы заглянем в мир живой природы и узнаем в названиях каких животных встречается новая орфограмма.

слайд (иллюст.живот.)12

Уч: Это кто? (грач) – учитель дает дополнительную информацию о животном.

Уч: Вы назвали следующих животных: грач… Слайд13

- Ребята выполните задание: записать в тетрадь слова или словосочетания оканчивающихся на шипящий звук.( дети выполняют самостоятельно)

- Проверим по эталону (+;- ) Слайд 14

Уч: В каких именах сущ. после шипящих на конце слова написали Ь? Почему?

Уч: Когда пишется Ь в именах существительных с шипящей на конце? (проговариваем правило)

Уч: Какова роль Ь в этих словах?

Уч: Как называется дом, в котором живут эти животные? (природа)

Уч: Природа наш общий дом. Она дает все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту! Берегите и любите природу

VII. Включение в систему знаний , повторение (4-5 мин.)

Цель:

  1. Тренировать способность к правописанию Ь после шипящих на конце сущ.

  2. Закрепить умение давать название тексту, выделять основную мысль.

Организация учебного процесса на этапе VII.

  1. Работа с текстом Слайд15

Уч: Прочитает текст (Вадим)

Уч: Какова основная мысль рассказа?

Уч: Как бы вы его озаглавили?

Уч: Посмотрите на иллюстрацию великого художника И.И.Шишкина. Слайд16

Уч: Зачитайте ту часть текста, которая подходит к этой иллюстрации.

  1. Выполните следующее задание по тексту. (У каждого на столе.) Слайд 17

1 вариант: подчеркните имена сущ. с шипящим на конце, обозначающие животных.

2.вариант: подчеркните имена сущ. с шипящим на конце, обозначающие растения и явления природы. (дети выполняют самостоятельно)

Самопроверка по эталону Слайд18

VШ. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

Цель:

  1. Зафиксировать новое правило написания Ь в именах сущ. с шипящим на конце слова.

  2. Оценить результаты учебной деятельности

  3. Согласовать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе VIII.

Уч: Вспомним тему нашего урока Слайд19

Уч: Какую цель мы ставили перед собой? Слайд 20

Уч: Расскажите правило написания Ь в именах сущ. с шипящим звуком на конце? Используя опорный конспект.

Уч: Какая птица является птицей года 2008?

Уч: В названиях каких животных встретилась новая орфограмма?

Оценка результатов учебной деятельности:

Ребята показывают уровень освоения знаний “на горке” достижений с помощью магнитов.

Домашнее задание: Слайд 21

  1. Кто поднялся на вершину горы, выписывает из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со словами на новую тему.
  2. Кому было трудно, выполнят упр. 164 на стр.96

  3. Всем: стр.95 выучить правило.

Опорные схемы