Основные цели:
-
Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце имен существительных после шипящих, совершенствовать умение распознавать существительные по родам. Расширить представления детей о мире живой природы.
-
Развивать память, мыслительные операции: аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес, элементы исследовательской деятельности; развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
-
Способствовать формированию экологической культуры учащихся; совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Тип урока: ОНЗ.
Вид урока:
-
комбинированный,
-
интегрированный (русский язык и окружающий мир)
Демонстрационный материал:
-
компьютер,
-
опорные схемы,
-
орфографическая горка.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (-1-2 мин.).Цель:
-
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
-
Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе I: Записать число, классная работа
Все вокруг – большой наш дом,
Мы совместно в нем живем,
Все в нем может поместиться:
Человек, и зверь, и птица.
- Ребята, вам известно какая птица является птицей года 2008? (нет)
- Вы бы хотели узнать какая это птица? (да)
- Мы узнаем это ,отгадав загадку.
Загадка.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ... (снегири).
- Действительно птицей года 2008 является снегирь. слайд (снегирь) 1
Учитель: Это необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый снегирь, где нибудь на ветке рябины среди красных гроздей.
А вокруг белый снег. Первый снег и первый снегирь! За это свойство – появляться с первым снегом- и назвали снегиря снегирем. Традиция назначать главную птицу года существует уже 11 лет. Это делается для того, чтобы привлечь внимание людей к проблемам птиц. Снегирь является птицей 2008 года.
- Какова роль Ь в слове снегирь?
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (5-6 мин.)
Цель:
-
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить алгоритм написания смягчающего мягкого знака, разделительного знака, указывающий на неопределенную форму глагола.
-
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
-
Зафикситровать необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительного женского рода.
Организация учебного процесса на этапе II.
-
Повторение изученного мягком знаке.
Уч: - Прочитайте столбики слов.
( слайд, столбики слов с ь) 2
окунь
олень лошадь |
воробьи
вьюга ручьи |
беречь
стеречь испечь |
Уч: - Какую часть речи обозначают слова 1 столбика? 2-го столбика?3-го столбика.
Уч: Что такое имя существительное?(Существительное – это….)
Уч: Какие морфологические признаки существительных вы знаете? (род, число, склонение, падеж).
Уч: - Что объединяет все эти слова?
Д: Во всех словах есть мягкий знак.
Уч: Для минуты чистописания возьмем букву мягкий знак. У вас получится запись:
(на доске написать мелом самой)
Дети прописывают самостоятельно.
Уч: Какова же роль мягкого знака в словах? В первом столбике? Во втором столбике? В третьем столбике?
Д: - Мягкий знак выполняет функцию смягчения, разделения, показывает грамматический признак глагола.
Уч: - Какие буквы он смягчает? Разделяет? Форму какого глагола показывает?
Уч: - Запишите эти слова столбиком. Обозначьте орфограмму мягкий знак. Проверьте по эталону. (со слайда № 5 переписывают) слайд столбики слов, где ь подчеркнуть (затем закрываем) 3
Приклеить к доске опорные конспекты. Пронумеровать мелом 1,2,3 потом 4,5).
Уч: - Посмотрите на доске опорные конспекты. Слова какого столбика подходят к 1-ому опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?
Уч: Слова какого столбика подходят ко 2-ому опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?
Уч: Слова какого столбика подходят к 3-му опорному конспекту? Какова здесь роль мягкого знака?
Уч: Ребята определите используя опорные конспекты, к какому столбику можно отнести слово НОЧЬ? слайд – слово 4 (проблемная ситуация)
Д: Пробуют подобрать хотя бы одно из правил. Убеждаются, что не подходят данные правила написания мягкого знака.
Уч: Что же нам делать? (Может ли у этого мягкого знака быть другое правило написания).
Д: Значит здесь у Ь какое-то свое правило написания.
III.Постановка учебной задачи. (2 – 3 мин).
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.
- Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе III.
Уч: На какую согласную букву, обозначающую звук оканчивается НОЧЬ? (ч)
Уч: Что вы можете сказать про эту букву?
Уч: Какие еще буквы обозначают шипящий звук? (ш ,щ,ж )
Уч: - К какой части речи относятся это слово?
Д: - Имя существительное.
- Уч: - Чему будем учиться на уроке?
Д: - Будем учиться писать мягкий знак в имени существительном с шипящей на конце.
Уч: - Сформулируйте тему урока.
Д: - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Уч: - Обобщает ответы детей, называет тему и цели урока. слайд 5
Цель: Научиться писать мягкий знак после шипящих на конце существительных, вывести правило написания мягкого знака.
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Запишите в тетради тему урока. слайд 6
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.)
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце существительных.
- Зафиксировать алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.
Организация учебного процесса на этапе IV.
Уч: - Давайте исследуем слова, связанные с природой: слайд 7
Стриж, рожь, камыш, глушь, грач, ночь, помощь, плющ.
-Назовите слова, обозначающие животных, растения, явления природы.
Слова, какой части речи написаны на доске?
Уч: - Объясните, почему здесь в некоторых словах есть мягкий знак, а в некоторых нет.
(затруднения у детей)
повторить слайд стриж, рожь…) 7
Уч: - Какая буква в данных словах является орфограммой?
Д: - Буква мягкий знак.
Уч: - Можем ли мы применить данные опорные схемы?
Д: - Нет, не подходит ни одно правило (предположение детей).
Уч: - В какой части слова находится орфограмма мягкий знак?
Д: - На конце слова после шипящих согласных.
Уч: - На какие две группы мы можем разделить данные имена существительные?
Д: - Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.
Уч: - Назовите имена существительные женского рода?
Д: - Имена существительные женского рода: рожь, глушь, ночь,помощь.
Уч: (пишет на доске следующие слова) слайд 8
Сущ. ж. р.
рожь
глушь
ночь
помощь
Уч: - Перечислите имена существительные мужского рода.
Д: - Имена существительные мужского рода: стриж, камыш, грач, плющ.
Уч: - (продолжает запись на доске. слайд 9
Сущ. ж. р.
рожь
глушь
ночь
помощь
Сущ. м . р.
стриж
камыш
грач
плющ
Уч: - Скажите, какие буквы, обозначающие звуки написаны на конце существительных женского и мужского рода?
Д: - На конце существительных женского и мужского рода написаны буквы ж, ш, ч, щ (учитель подчеркивает шипящие буквы написанных на доске словах: слайд 10
Сущ. ж. р.
рожь
глушь
ночь
помощь
Сущ. м . р.
стриж
камыш
грач
плющ
Уч: - В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?
Д: - Мягкий знак пишется после шипящих ж, ш, ч, щ на конце существительных женского рода.
Уч: - На конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется?
Д: - На конце существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.
Уч: - Может ли это быть правилом написания ь.
Уч: - Сформулируйте правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных. – выводят правило.
Д: - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Уч: - О чем рассказывают эти опорные конспекты.
приклеить № 4,5
Д:
Уч: - На что указывает здесь мягкий знак?
Д: - Что это существительное женского рода с шипящей на конце.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(рисование носом: облако, дождь, солнце, цветок)
- А сейчас мы с вами нарисуем носом взаимосвязь живой и неживой природы.
V. Первичное закрепление во внешней речи.( 4 – 5 мин.)
Цель:
-
Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце существительных в громкой речи.
Организация учебного процесса на этапе V.
-
Работа по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, русский язык 4 класс с.95.
Давайте проверим себя, согласны ли авторы учебника с правилом мягкого знака которое мы видим?
-
Уч:. – Прочитайте самостоятельно правило написания мягкого знака после шипящих в именах существительных.
Д: - (читают правило в рамочке самостоятельно, вслух один из учеников).
Уч: - Правило прочитает Румия.
Уч: - С какой новой орфограммой мы познакомились? (Правописание ь….)
Уч: - Какие буквы в словах подсказывают нам эту орфограмму?
Д: - На конце существительных написаны буквы ж, ш, ч, щ . Значит после этой буквы идет орфограмма.
Уч: - Какой морфологический признак имени существительного нам помогает в выборе написания мягкого знака после шипящих?
Д: - Род имени существительного.
Уч: - Применим данное правило, выполнив упр.163 на с.95.
- с.95 упр.163
Уч: Прочитайте задание (самостоятельно)
Д: Читают самостоятельно, про себя.
Уч: - Какое первое задание мы должны выполнить?
Д: Прочитать имя существительное.
Уч: Имя существительное прочитает…… .
Уч: - Что у них общего?
Д: Существительное оканчивается на шипящую.
Уч: - На какие две группы их можно разделить?
Д: Существительное женского рода и мужского рода.
Уч: - Как мы их должны записать?
Д: 2 столбика.
Уч: - Какую надпись над каждым столбиком мы сделаем?
Д: Существительное ж.р. Существительное м.р.
Уч: Правильно. Запишите номер упражнения, назв.столб. слайд 11
Упражнение 163
Существительное ж.р. Существительное м.р.
Уч: Записываем первые 6 слов, комментируя по цепочке.
Д: Комментируют, ведется запись в тетради.
Уч: - Существительные какого рода с шипящей на конце слова пишутся с мягким знаком? Прочитайте.
Д: Существительное женского рода с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, зачитывают.
Уч: - Какова роль мягкого знака в этих именах существительных (показываю 1 столбик)
Д: Мягкий знак показывает, что это существительное женского рода.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (4 – 5 минут).
Цель:
-
Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
-
Проверить умение писать мягкий знак (ь) в именах существительных с шипящей на конце слова.
Организация учебного процесса на этапе VI.
-
Уч: А сейчас мы заглянем в мир живой природы и узнаем в названиях каких животных встречается новая орфограмма.
слайд (иллюст.живот.)12
Уч: Это кто? (грач) – учитель дает дополнительную информацию о животном.
Уч: Вы назвали следующих животных: грач… Слайд13
- Ребята выполните задание: записать в тетрадь слова или словосочетания оканчивающихся на шипящий звук.( дети выполняют самостоятельно)
- Проверим по эталону (+;- ) Слайд 14
Уч: В каких именах сущ. после шипящих на конце слова написали Ь? Почему?
Уч: Когда пишется Ь в именах существительных с шипящей на конце? (проговариваем правило)
Уч: Какова роль Ь в этих словах?
Уч: Как называется дом, в котором живут эти животные? (природа)
Уч: Природа наш общий дом. Она дает все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту! Берегите и любите природу
VII. Включение в систему знаний , повторение (4-5 мин.)
Цель:
-
Тренировать способность к правописанию Ь после шипящих на конце сущ.
-
Закрепить умение давать название тексту, выделять основную мысль.
Организация учебного процесса на этапе VII.
-
Работа с текстом Слайд15
Уч: Прочитает текст (Вадим)
Уч: Какова основная мысль рассказа?
Уч: Как бы вы его озаглавили?
Уч: Посмотрите на иллюстрацию великого художника И.И.Шишкина. Слайд16
Уч: Зачитайте ту часть текста, которая подходит к этой иллюстрации.
-
Выполните следующее задание по тексту. (У каждого на столе.) Слайд 17
1 вариант: подчеркните имена сущ. с шипящим на конце, обозначающие животных.
2.вариант: подчеркните имена сущ. с шипящим на конце, обозначающие растения и явления природы. (дети выполняют самостоятельно)
Самопроверка по эталону Слайд18
VШ. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Цель:
-
Зафиксировать новое правило написания Ь в именах сущ. с шипящим на конце слова.
-
Оценить результаты учебной деятельности
-
Согласовать домашнее задание
Организация учебного процесса на этапе VIII.
Уч: Вспомним тему нашего урока Слайд19
Уч: Какую цель мы ставили перед собой? Слайд 20
Уч: Расскажите правило написания Ь в именах сущ. с шипящим звуком на конце? Используя опорный конспект.
Уч: Какая птица является птицей года 2008?
Уч: В названиях каких животных встретилась новая орфограмма?
Оценка результатов учебной деятельности:
Ребята показывают уровень освоения знаний “на горке” достижений с помощью магнитов.
Домашнее задание: Слайд 21
- Кто поднялся на вершину горы, выписывает из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со словами на новую тему.
-
Кому было трудно, выполнят упр. 164 на стр.96
-
Всем: стр.95 выучить правило.
Опорные схемы