Формирование временных представлений

Разделы: Начальная школа


Необыкновенное путешествие по временам года

I вариант. (4 большие картины “Времена года” и 16 маленьких сюжетных картинок по 4 на каждое время года)

Учитель поочередно вывешивает картины времён года. Дети называют какое время года изображено и по каким признакам они его узнали. Затем учитель предлагает поиграть в игру “Необыкновенное путешествие по временам года”. Вызывает 4 желающих и даёт каждому по 4 картинки с зимним, весенним, летним и осенним сюжетом.

Учитель спрашивает игроков, в каком времени года они хотели бы побывать с помощью волшебной Машины Времени. Дети отвечают. Учитель вывешивает соответствующую картинку и игрокам предлагает найти у себя и поставить на планку доски под картинкой маленькие картинки, относящиеся к этому времени года. Каждый игрок должен поставить картинку и сказать, что он видит в это время года. Затем Машина Времени переносит путешественников по порядку в другие времена года и игроки выставляют на планку картинки, соответствующие каждому времени года. Класс оценивает работу путешественников.

II вариант. Если учащиеся усвоили порядок смены времён года, то игру можно усложнить и провести по типу игры в домино. Играют 4 ученика. Каждый получает по 4 карточки разных времён года. Один из игроков начинает игру и кладёт на стол одну из своих картинок, например, с изображением Деда Мороза и говорит: “Зима!”. Следующий игрок должен по порядку положить картинку с весенним сюжетом и сказать: “Весна!” и т.д. Когда все 4 картинки положены, первый игрок снова кладёт новую из оставшихся своих картинок под соответствующей картинкой первого ряда. Например, кладёт картинку с изображением листопада и говорит: “Осень!”. Другие игроки теперь по порядку должны выкладывать картинки с зимним, весенним, летним сюжетом. Игра продолжается пока все картинки не будут выложены. В результате по вертикали собираются картинки, относящиеся к одному времени года, а по горизонтали – картинки в порядке смены времён года.

III вариант. Играют 3 команды по 4 человека. Каждая команда получает 4 плаката, на которых написаны времена года: “Весна”, “Зима”, “Осень”, “Лето”. Игроки должны выстроиться в шеренгу в порядке смены времён года, держа плакаты перед собой. Первой выполняет задание первая команда, которой предлагается выстроиться по порядку, начиная с плаката “Осень”. Вторая команда получает задание построиться, начиная с плаката “Зима”, а третья начинает построение с плаката “Лето”. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Если дети ещё не могут читать, то плакаты с названиями времён года можно заменить картинами, которые дети держат перед собой.

Найди место для Чебурашки

(4 картины “Времена года”, фигура Чебурашки, рисунки с изображением предметов, характерных для каждого времени года, например, весенние: скворечник, грач, скворец, ветка сирени; летние: удочка, лодка, цветок; осенние: зонтик, грибы, школьный ранец; зимние: шуба, шапка, санки, коньки и т.д.)

В игре участвуют 4 команды по 4 человека. Задача: найти место для Чебурашки, т.е. поставить фигуру Чебурашки вместе с данным предметом под картинку соответствующего времени года. Сначала играет первая команда. Каждый игрок отвечает на один вопрос. Например, первому ученику учитель говорит: “Чебурашка сделал скворечник и хотел повесить его на дерево. Когда это было?”. Ученик отвечает, что это было весной. Учитель предлагает найти место для Чебурашки – поставить его фигурку вместе с рисунком скворечника под картинкой “Весна”. Вопросы задаются другим игрокам в разбивку. Например, второму игроку учитель после весны может задать вопрос о зиме: “Где нужно поместить Чебурашку, если он катается на санках?” и т.д. такое же задание, но с другими предметами выполняют и остальные команды. Класс оценивает работу команд.

Загадки

Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает
Когда это бывает?

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?

Пустыня поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает
Когда это бывает?

Что это за сёстры?
Первая сестра от цветов пестра.
Вторая сестра жжёт вроде костра.
Третья сестра от дождей мокра.
А четвёртая сестра всех морозит с утра.

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает?

Зайчик белую шубку надевает. Когда это бывает?
Медведь в берлоге засыпает. Когда это бывает?
Подснежник расцветает. Когда это бывает?
Скворец прилетает. Когда это бывает?
Малина поспевает. Когда это бывает?
Пора купаться в речке наступает. Когда это бывает?
Капусту убирают. Когда это бывает?
Пора ученья наступает. Когда это бывает?

Назови одним словом

Утро, день, вечер, ночь - ….(сутки).
Понедельник, вторник, среда,……(неделя).
Весна, лето, осень, зима …..(год).