Образование державы Маурьев в Индии

Разделы: История и обществознание


Тема: Образование державы Маурьев в Индии.

Цели:

  • Формировать представления учащихся о социальном и политическом устройстве Индии; продолжить знакомство с религиозными верованиями индийцев.
  • Развивать мышление и речь учащихся, картографические навыки у ребят, творческо-поисковую деятельность посредством презентаций и проблемных вопросов и ситуаций.
  • Воспитывать толерантность у учащихся при изучению жизни истории различных народов, прививать любознательность и интерес.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Приложение. Слайд № 1)

– Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами узнаем о сказочной стране Индия. Заходит индианка и передаёт учителю послание древних индийцев (опорный конспект по теме урока). У меня в руках послание древних индийцев – учащимся XXI века. Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании? Давайте узнаем, изучив Образование державы Маурьев в Индии. (Запись в тетрадь).

II. Постановка целей урока

– На уроке мы с Вами будем говорить о социальном и политическом устройстве Индии; продолжить знакомство с религиозными верованиями индийцев, поговорим о достижениях индийской цивилизации, а поможет нам в этом послание, и проблемные вопросы с заданиями, которые вы будете решать на уроке, при помощи которых мы быстрее запомним новые знания. Но, чтобы нам отправиться по дороге дальше, необходимо проверить достаточен ли Ваш багаж знаний.

III. Повторение пройденного

1. Игра: «Угадай-ка» (Приложение. Слайд № 2)

Висячие сады, Яхве, Ниневия, ворота Иштар, Хаммурапи, железо, Соломон, пурпур, Иерусалим, Библ, колонии, Мемфис, Синаххериб.

Задание: Определи к какой стране относятся понятия. Распредели их по столбикам. Выпиши лишнее.

2. Проверь своего соседа. (Приложение. Слайд № 3)

IV. Введение в тему урока

– Давайте посмотрим на послание, которое нам передала индианка. Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное – нет. Нам нужны знания.

V. Изучение нового материала

а) Рассказ учителя: Примерно в 1200 году до нашей эры угасла цивилизация Мохенджо-Даро, и Хараппы, в долине Инда появились племена Ариев. Это кочевники, пришедшие в Индию в III веке до н.э. Им всегда требовались новые пастбища, ведь их главное богатство – скот. И в наше время денежная единица Индии – рупия, значит «овца». Арии принесли в Индию свою религию. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Постепенно эти кочевники подчинили себе местное население, частью смешались с ними, образовав единый народ – индийцев.

б) Знания о географическом положении Индии (Приложение. Слайд № 4)

Рассказ учителя: Индия находится в южной Азии, где крупные реки Инд и Ганг текли по полуострову Индостан. На севере расположены Гималайские горы. С севера, запада и юга омывает полуостров Индийский океан, а также Аравийское море. Первым царем древней Индии в III веке до н.э. стал царь Ашока.

в) Задание на формирование картографических умений (Приложение. Слайд № 5)

1. Название двух главных рек Индии. Укажите их на карте.
2. Покажите на карте Гималайские горы.
3. Обозначьте места древнейших городов Индии.
4. Покажите границы крупнейшего государства в Индии (III-й век до н. э.)
5. Посмотри на легенду карты, кто был самый первым царем Индии? (Царь Ашока )

г) Закрепление: игра «Закончи предложение»

VI. Природа Индии

– Древние индийцы в своем послании спрашивают, а могли бы вы рассказать о природных условиях Индии?

Работа 1-го консультанта с презентацией (Приложение. Слайды № 7 – 12)

Задание: Используя интернет-ресурсы, составьте рассказ на тему: «Природа, климат и животный мир Индии». (Приложение. Слайд № 6)

Работа 2-го и 3-го консультантов (Приложение. Слайды № 13 – 19)

Задание:Сравнить природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, представить результат в виде презентации.

VII. Миф о происхождении индийских каст

Рассказ учителя. (Приложение. Слайды № 20 – 25)

1. Постановка проблемного вопроса

– Признаком цивилизации является неравенство между людьми, как оно проявляется в Индии.

А) Работа учащихся в творческих группах: учащиеся слушают презентацию учителя о кастах и составляют таблицу. (Приложение. Слайд № 26)

1-я альтернативная группа учащихся:

Название касты Что имели? Чем занимались? Права
1. Жрецы (брахманы)      
2. Знатные воины (кшатрии)      
3. Земледельцы (вайшьи)      
4.Слуги (шудры), «неприкасаемые»      

2-я альтернативная группа отвечает на проблемные вопросы:

– Что такое каста?
– Какие касты существовали в Индии?
– Откуда произошли касты?
– Как индийцы объясняли появление каст?
– Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?

3 альтернативная группа высказывает свое мнение.

Деление людей на касты:

А) правильно, т.к. каждый знает, что ему можно, что нельзя;
Б) неправильно, т.к. у людей должны быть равные возможности;
В) справедливо для того времени;
Г) несправедливо для любого времени;
Д) безнравственно.

– Почему вы так думаете?

Учащиеся представляют свои результаты.

VII.Физминутка «Адажио»

VIII. Религия Древней Индии

– В III веке до н.э. почти вся Индия включая, долины Инд и Ганг, была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев. Наибольшего рассвета держава Маурьев при царе Ашоке. Управлять страной было непросто. Стремясь, сплотить многочисленное население страны, Ашока отказался от учения брахманов и принял новую религию – Буддизм.

А) Сообщение учащегося «Религия Древней Индии»

Б) Основатель новой религии. Рассказ 4-го ученика-консультанта (Приложение. Слайды  № 27 – 30).

IX. Искусство и наука индийцев

– Держава Маурьев просуществовала не долго. Вскоре после смерти царя Ашока, она распалась. Но даже временное объединение страны имело большое значение для развития ее хозяйства и культуры. Современный мир обязан многим древним индийцам.

А) Сообщение учащегося «Искусство и наука индийцев». Рассказ 5-го ученика-консультанта. (Приложение. Слайд № 31)

Б) Сообщение учащегося «Древнеиндийский эпос». (Приложение. Слайд № 32)

– Что из созданного индийцами в древности мы используем сейчас?

X. Закрепление

А) Решение проблемной задачи.

– Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

Учащиеся используют документ «Диодор Сицилийский». (Приложение. Слайд № 33)

Б) Игра «Определи понятие и допиши. (Приложение. Слайд № 34)

  • По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела: Б – – – а.
  • Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города: И – д.
  • Труднопроходимые леса в Индии: д – – – – – и.
  • Человеческий детёныш из книги Р. Киплинга: М – – – – и.
  • Выращивали в Индии: х – – – – к и с – – – – – – й т – – – – – – к.
  • Животные, водившиеся в джунглях: т – – – ы, л – – ы, л – – – – – – ы.

XI. Итог урока

XII. Домашнее задание

1. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?
2. Прочитать легенду о Будде. Подумайте, какие выводы можно сделать из этого.
3. (!) Для любознательных – подготовить сообщение о шахматах.