Цель:
- систематизировать знания учащихся по теме “Вершина средневековья”,
- формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия,
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи,
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Цель.
-Посмотрите на выставку рисунков рыцарей. И мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на один урок вы почувствовали себя рыцарями и поэтому мы проводим рыцарский турнир на самого лучшего знатока темы “Вершина средневековья”. Вас ждет ряд состязаний, где за правильные ответы, правильно выполненные задания, вы будете получать маленькие щиты. В конце турнира, набравший наибольшее количество щитов, будет признан победителем и получит герб “Победитель рыцарского турнира”.
3.Ход турнира.
1-й тур “Отвечайка”
-Назовите главное богатство в Средние века? (Земля.)
-Почему земля считалась основным богатством?
( Поступления с земли оставались самыми надежными и постоянными . Обладание землей – это и социальный престиж. Солидным и состоятельным человеком в глазах современников был именно тот, кто обладал землей. )
-Кто были основными владельцами земли в Средневековье?
(Короли, герцоги, бароны, рыцари, церковь.)
-На каких условиях жаловалась земля королем своим слугам?
( Условное пожалование за службу . Земля могла быть отобрана в случае неисполнения слугой своих обязанностей в отношении короля. Земля закреплялась за родом в случае добросовестной службы, а затем его потомков .)
-Как называлось земельное владение, которое жаловалось за службу? (Феод.)
-Кто выше: вассал или сюзерен? Каковы их обязанности по отношению друг к другу?
( Сюзерен. Каждый вассал должен быть предан, верен своему сеньору, он должен сражаться за своего сеньора. Сеньор – щедр и справедлив к своему вассалу, защищает и помогает ем у .)
-В какой стране могли сказать “Вассал моего вассала – не мой вассал” и что это значило?
( Франция. Сеньор имел дело только со своими непосредственными вассалами, а от их вассалов требовать ничего не мог .)
-Почему разорять крестьян поборами господину было не выгодно, хотя сеньор старался забрать у крестьян как можно больше?
(От нищего и голодного крестьянина ему будет мало пользы .)
-Почему и знатные, и простые люди дарили свои земли церкви?
(Считалось, что это богоугодное деяние и молитва за них священников и монахов избавит их от предстоящих мук в аду или чистилище .)
2-й тур “Думайка”.
-Определить, что отражают данные схемы и что в них лишнее?
- Король
- Герцоги
- Графы
- Бароны
- Рыцари
- Крестьяне
( Феодальная лестница . Вассальная система отношений. Лишнее – крестьяне т.к. крестьяне не входили в феодальную лестницу. Согласно средневековым представлениям, вассальная система отношений действовала только в рамках благородного сословия. По отношению к своему господину крестьянин являлся подданным, а не вассалом .)
- “Молящиеся”
- “Сражающиеся”
- “Служащие”
(Сословия, на которые делилось средневековое общество. Лишнее – “Служащие”, третье сословие называлось “Трудящиеся”, считалось низменным, презренным, в отличие от первых двух благородных сословий. “Трудящиеся” имели мало привилегий, но много обязанностей .)
- Инвеститура
- Барщина
- Оброк
- Подати и поборы
- Десятина
(Крестьянские повинности. Лишнее – инвеститура т.к. это введение в церковную должность.)
3-й тур “Словознайка”.
-Дать определение понятиям.
Феод – земельное владение, которое жаловалось за службу, и которое можно было передать от отца к сыну при условии несения той же самой службы.
Сословие – большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.
Община – объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором на месте производиться все самое необходимое, так что нет нужды покупать или продавать что – либо на рынке.
Феодалы – члены господствующего слоя в средневековом обществе, главные владельцы земли.
Рыцари – военное сословие средневековой Европы.
4-й тур “Узнавайка”.
-Что обозначает цепочка, продолжи её?
*Верность слову, воинская отвага, щедрость …
( Рыцарский кодекс чести . Послушный сын и главный защитник церкви, враг любой несправедливости, коварства, лжи, покровитель слабых, благороден к врагу, благородное отношение к женщине, верность, достоинство, честь ) .
*Соколиная охота, игры в кости …
( Развлечения рыцарей . Игры в карты, шашки, шахмат .)
*Сначала деревянные, потом каменные, много помещений …
( Замок . Холодные помещения т.к. камины не могли прогреть большие помещения, ставни закрывали, но это не спасало от сквозняков. Для освещения использовали факелы (копать на стенах, потолке)
5-й тур “Составляйка”.
-Установи связь между двумя столбиками и объясни.
1.Верден 2.Франция 9в. 3.Германия 10в 4.Римский император Оттон 1 (962г.) 5.Германия 12в. |
3.Крупные герцогства, венгры 4.Папа римский 1.843г. 5.”Священная Римская империя” 2.Удельные княжества, норманны |
6-й тур “Соображайка”.
-Графический диктант. Если вы согласны с высказыванием ставите +, если не согласны - .
*Главной целью крестовых походов было освобождение Святой Земли, Гроба Господня от власти иноверцев. +
*Папа римский обещал всем участникам похода в г. Иерусалим отпущение грехов, богатство тем, кто на родине был беден. +
*Во время первого крестового похода в 1099г. в Палестине крестоносцы создали Иерусалимское королевство, которое перестало существовать в 1187г. в результате захвата его египетским султаном Салах – ад - Дином. +
*Воевать и организовывать переброску войск в Палестине было проще крестоносцам . –
( Проще было мусульманам т.к. их владения раскинулись со всех сторон от Палестины, их войска не испытывали больших затруднений при нападении на крестоносцев . Крестоносцы удерживали узкую полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставлять лишь кораблями. Либо пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии .)
*Четвертый крестовый поход (1202-1204гг.) отличался от других тем, что в нем участвовали три европейских правителя: император Фридрих 1 Барбаросса, английский король Ричард 1 Львиное Сердце и французский король Филипп 2. -
( Третий крестовый поход 1189-1192 гг. Четвертый крестовый поход отличался тем, что впервые крестоносцы обратили свое оружие против христиан . Этот поход обнаружил грабительские цели крестоносцев .)
*На развалинах побежденной Византии была создана Латинская империя со столицей в Константинополе . +
*1291г. – потеря крестоносцами последних владений в Палестине. +
*Все крестовые походы были направлены на Святую землю. –
( Еще на Восточную и Центральную Европу, на Пиренейский полуостров )
*Крестовые походы отрицательно воздействовали на европейскую культуру. –
( Крестовые походы обогатили Европу достижениями мусульманской культуры . Мусульманский мир в ту эпоху обладал богатой и развитой культурой во многом превосходившую европейскую. С Востока проникли в Европу многие сочинения древнегреческих философов, многие бытовые привычки мусульман в еде, одежде, жилищах )
7 Тур “Вспоминайка”.
-Какую тему раскрывают эти понятия, объясни их?
*11век (возрождение городов в Европе)
*Коммуна (вольный город, город не находящийся под властью какого-либо сеньора)
*Гильдия, цех (объединение городских жителей, гильдия-объединение купцов, цех-объединение ремесленников)
*Мастер, подмастерье, ученик (цеховая иерархия)
*Рыночная площадь, ратуша, храм (основные черты в облике средневекового города)
-Все эти понятия раскрывают тему “Средневековый город”
8-й тур “Выбирайка”
-Раздели понятия на две группы и объясни почему?
1.Схизма (1054г. раскол в церкви на римско-католическую и греко - православную)
2.Соборные, монастырские, городские (школы)
3.Клюнийское движение (движение монахов монастыря Клюни в Бургундии за самостоятельную роль церкви, за полную независимость от светских властей)
4.Ересь (12-13вв. религиозное течение, противоречащее официальному церковному учению )
5.Скрипторий (мастерская по переписыванию и украшению рукописей)
6. “Семь свободных искусств” (учебные дисциплины-грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия )
7.Инквизиция (карательное учреждение, направленное на борьбу с ересями)
8.Фома Аквинский (выдающийся богослов)
9.Университет (12в. объединение людей, решивших совместно искать истину)
10.Томизм (учение католической церкви)
11.Пилигримы (странники, отправившиеся в путь с целью посетить отдаленные святыни и тем самым облегчить свою душу от грехов)
12.Ваганты (бродячие школяры)
13.Отлучение (инструмент давления папы римского)
14.Каносса (замок в Италии, где император Генрих 4 просил у папы Григория 7 о снятии церковного отлучения, символ победы церкви над императорской властью)
-Церковь – 1, 3, 4, 7, 8, 10,11, 13, 14
Образование – 2, 5, 6, 9, 12
4.Итог турнира (вручение герба победителю)
-Наш турнир подошел к концу. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете о себе сказать словами известной поэтессы Юнны Мориц:
И я была, как остальные,
Пуды носила я стальные-
Кольчуги, латы и шеломы-
Железо с прорезью для глаз.
( Смотри научные альбомы,
Историю за шестой класс )
Внимая вражескому крику,
Я поднимала эту пику.
И этот меч над головою,
Внимая вражескому вою.
И только юноше понять,
Как это можно все поднять –
Не раз, не два, а сколько надо,
В железной битве, в пекле ада,
В крови средневековых лет,
Где мог быть истинным поэтом
Лишь рыцарь, воин и атлет.
Между колечек, скреп, застежек
Немало потайных дорожек
Находят гибель – ей видней.
Имей любовь на этот случай,
Средневековье – наилучший
Раздел, где сказано о ней!