Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Интернет предоставляет своим пользователям многочисленные возможности для получения различной информации в разных областях знаний.
С 2003 года я занимаюсь интернет-проектами через I'EARN, International Education and Resource Network – «Международное образование и ресурсы компьютерной сети». В эту организацию сегодня входят более 500 школ из 100 стран мира. Международная образовательная и ресурсная сеть I'EARN позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
В проекте «Cultural Recipe Book» – учащиеся из разных стран выбирали блюда из своей национальной кухни и проводили исследовательскую работу: они искали происхождение рецептов этих блюд, а также ингредиентов, из которых они состоят. Также они искали легенды, сказания, народные песни и стихи, связанные с тем или иным рецептом и его ингредиентами. Учащиеся выясняли, есть ли какая-нибудь традиция, связанная с подачей этого блюда и как люди должны его традиционно есть.
Целями данного проекта были:
- Изучение иностранного языка через изучение своей собственной культуры путем исследования происхождения рецептов различных блюд и их ингредиентов.
- Учащиеся приобретали навыки исследовательской деятельности. Они консультировались с различными источниками информации (интернет, книги, журналы, энциклопедии и т.д.).
- Проект дал возможность учащимся работать в группах.
- Они расширили свой словарный запас по английскому языку для общения с учащимися с других стран.
Результатом работы стала созданная нами электронная кулинарная книга русской кухни на английском языке. Все участники (учащиеся и учителя из других стран) обменялись друг с другом своими версиями электронных кулинарных книг. Это было увлекательно и познавательно для всех участников данного проекта.
Следующий проект – I THINK («Я думаю») сыграл значительную роль при изучении темы «Youth Problems» – Проблемы молодежи. Через электронную почту учащиеся обсуждали темы и вопросы, которые их волнуют, делились своими мнениями. Среди вопросов были такие:
1. Что такое любовь?
2. Какие у вас отношения с родителями?
3. Что такое дружба и есть ли у вас настоящие
друзья?
4. Почему есть войны на земле? И другие.
Учащиеся охотно писали по-английски, с удовольствием общались со своими сверстниками из других стран.
Кроме того, учащиеся 7–9-х классов принимали участие в международной выставке рисунков о мире, которая проходила в Сенегале в 2005 году. Учащиеся представляли свои рисунки о мире и описания этих рисунков на английском языке.
В данное время учащиеся 5 классов принимают участие в проекте Exchanging Package Project.
Мы сотрудничаем со школами в Италии, Пуэрто-Рико, в государстве Оман. В ходе переписки мы обмениваемся различной информацией: о школе, об увлечениях и интересах, о семьях, о традициях и обычаях, праздниках в наших странах. Узнаем много нового, часто неизвестного нам до сих пор. В посылку кроме писем, также кладутся различные сувениры, фотографии, рисунки, открытки и т.д., т.е. все то, что характеризует страну, данный город и людей. Этот проект вызвал огромный интерес у моих пятиклашек. Они с удовольствием пишут письма, что-то сочиняют и придумывают. Они полны различных идей и замыслов и ко всему относятся творчески. Дети с нетерпением ждут посылок и когда они приходят, это вызывает у них такой восторг и неподдельную радость, что хочется чтобы они были такими всегда – смеющимися, восторженными, в отличном настроении.
Мы разбираем подарки и сувениры, читаем и обсуждаем письма и начинаем писать ответ. В их глазах я вижу заинтересованность и желание работать. А это дорогого стоит!
В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения по-английски. Они приобретают навыки международного, межкультурного общения. Общаясь со сверстниками любого цвета кожи, вероисповедания, из любых уголков планеты, дети усваивают главное: «другой» не означает «плохой». Они знакомятся с жизнью сверстников, расширяют свой словарный запас.
У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя – всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть, например, участвуя в таких проектах. Кроме того, это является мощными стимулом для дальнейшего изучения английского языка. И применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Необходимость межкультурной коммуникации требует содействия распространению знаний, развития многоязычной компетенции и реализации формулы Совета Европы 1+>2, т.е. владение родным языком плюс более чем двумя иностранными языками.
Необходимо стимулировать интегрирование языков, культур и информационных технологий для проведения в жизнь задач, стоящих перед современным обществом.