Игровое занятие — способ обогащения знаний, развития элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети с задержкой психического развития (ЗПР) 4-х лет подвижны, внимание у них недостаточно устойчивое, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, занятие лучше проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности игры в серьёзный учебный труд детей, он отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками.

Каждый дошкольник должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе с детьми 4-х лет с ЗПР принципами:

  1. Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с такими детьми надо отрабатывать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).
  2. Необходимо постоянно поощрять все усилия и стремления ребёнка узнавать что-то новое и научиться чему-то новому.
  3. Исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий.
  4. Сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.

Многообразный сенсорный опыт дети дошкольники получают в процессе развития элементарных математических представлений, где первостепенное значение имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал. Плодотворной в организации внимания детей, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу, облечённую в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнка не преднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом развития элементарных математических представлений (РЭМП) у детей. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по РЭМП и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции – развивающую, образовательную, воспитательную. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.

При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений по РЭМП необходимо учитывать:

  1. Психологические особенности и возможности детей этого возраста.
  2. Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
  3. Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
  4. Возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.

Занятия по РЭМП в форме дидактических игр и упражнений или с частичным их использованием определяются тем, что делают сам процесс обучения эмоциональным позволяющим ребёнку получить собственный опыт, а также позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, поскольку детям с ЗПР повторений требуется гораздо больше, чем нормально развивающимся детям. При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятий.

Занятие по сообщению детям знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы. Эта работа проводится в следующей последовательности:

– наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект, выявление его свойств, признаков;
– практические упражнения детей с различными дидактическими материалами, сопровождающиеся словесным отчётом о своих действиях;
– нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами;
– закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону;
– работа с демонстрационными таблицами или печатными пособиями;
– закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.

Таким образом, происходит переключение детей с одного вида деятельности на другой, что помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.

Занятие по закреплению и применению полученных представлений в решении практических задач следует за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. В процессе их проведения учитывается имеющийся опыт, используются различные приемы активизации познавательной деятельности. Периодически проводятся учебно-контрольные занятия, с помощью которых определяется качество освоения программы и уровень их математического развития. Занятия строятся на знакомом детям материале, но не дублирует содержание и привычных форм работ с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий и методик. На комбинированных занятиях решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения. Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применение знаний на практике и т.д., поэтому комбинированное занятие может иметь большое количество вариантов.

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:

  • качественные признаки предметов /форма, величина, цвет/;
  • отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
  • отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
  • положение предметов в пространстве;
  • временные отношения;
  • определения и классификации множеств по качественным признакам;
  • группировки однородных множеств по их численности;
  • группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

Широкое использование дидактических игр и игровых упражнений стимулирует активность детей на занятиях, создает положительный эмоциональный настрой. Но все, же качество усвоения программного материала детьми 4-х лет с ЗПР разное.

Детям с ЗПР 4-х лет трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так,чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Эти дети с ЗПР лучше могут усваивать знания в процессе игровой деятельности, действуя с различными предметами: ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Следовательно, надо создавать такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобрели особую значимость. Величину ребенок учится различать практически.

Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.

Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладели способом обследования на разном материале. В процессе действий с предметами дети учатся различать и их форму. Для ребенка, впрочем, как и для взрослого, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомстводетей 4-х лет с ЗПР с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей нужно учить сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.

Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети 4-х лет с ЗПР учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Эту задачу лучше решать в основном в игровой деятельности. Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.

Пространственные и временные представления детей 4-х лет с ЗПР целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела. Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия и опираясь на них, знакомить дошкольников с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время. Дидактические игры и упражнения успешно закрепляют знания детей, полученные на этой базе. Дети 4-х лет с ЗПР, также как и нормально развивающие сверстники, должны учиться в разных условиях, и между специальными обучающими занятиями и повседневной жизнью не должно быть непроходимой преграды, а, наоборот, должна быть естественная преемственность, чтобы дети учились использовать, переносить полученные знания в жизнь.

Широкое использование игровых приемов и дидактических игр позволяют маленьким детям с ЗПР значительно лучше усваивать эмоционально воспринятый материал. Чему способствует и вызванный у детей интерес к игре, желание играть, вызванный различными приемами: элемент загадочности, использование сюрпризов, считалок, интригующего вопроса, сговора на игру и др.

Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует малышей.

Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений предлагаются блоки заданий с учетом необходимости постепенно подводить детей 4-х лет с ЗПР к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.

БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»

I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:

  1. «Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».
  2. «Уточки в пруду».
  3. «Разноцветные фонарики».

II. Нахождение « много» и «один» в окружающей обстановке:

  1. «Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.
  2. «Две дорожки».
  3. «Гномы Тим и Том».

III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:

  1. «Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.
  2. «Бабочки и цветы».
  3. «Птички».

БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

I. Практическое выделение формы:

  1. «Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.
  2. «Чей домик?».
  3. «Почтовый ящик».

II. Зрительное восприятие формы:

  1. «Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.
  2. «У кого такое?».
  3. «Найди форму в предмете».

III. Представление о форме:

  1. «Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.
  2. «Геометрическое лото».
  3. «Угадай чего не стало».

БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА

I. Практическое выделение величины:

  1. «Спрячь матрешку» /большой – маленький/.
  2. «Кто скорее свернет ленту? /длинньй – короткий/.
  3. «Построй ворота» / высокий – низкий/.
  4. «Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.

II. Зрительное восприятие величины:

  1. «Лото» /большой – маленький/.
  2. «Лесенка» /длинный – короткий/.
  3. «Кто высокий?» / высокий – низкий/.
  4. «Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.

III. Представление о величине:

  1. «У кого такое?»
  2. «Красивый узор».
  3. «Найди, где спрятано».
  4. «Орнамент».

БЛОК №4. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.

I. Пространственные направленя от себя:

  1. «Достань шарик» /вверху – внизу/.
  2. «Что стоит вверху, внизу, посредине».
  3. «Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.
  4. «Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.

II. Ориентировка в помещении:

  1. «Спрячем и найдем».
  2. «Угадай, что за чем?»
  3. «На помощь Петрушке».

III. Ориентировкам пространстве листа бумаги.

  1. «Положи верно».
  2. «Магазин игрушек».
  3. «Составь узор».

БЛОК № 5. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

I. Части суток.

  1. «День – ночь».
  2. «Когда это бывает?»
  3. «Наш день».
  4. «Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»

Список литературы:

  1. «Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей» под ред. Лебединской.М., Педагогика, 1982.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,1998.
  3. Баженова М.А. Веселая математика. Донецк. Сталкер, 1998.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвет, 1995.
  5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6.
  7. Дети с задержкой психического развития. Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.И. Цыпиной.М., 1984.
  8. Карпова Е.В. Дидактические игры. Ярославль,1997.
  9. Касицина М.А. Дошкольная математика. М.,1999.
  10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М.,1993.
  11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психол. произв. В 2 т.,Т.1. М.,1983.
  12. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1974.
  13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997.
  14. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М.,1985.
  15. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1972,  № 3.
  16. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.Под ред. М.А. Васильевой. М., «Просвещение», 1986.
  17. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М., «Педагогика»,1990.
  18. Удальцова Е.И., Сай М.К. Занятие по математике с использованием дидактических игр в детском саду. Мн.,1979.
  19. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород,1994.