Организация предшкольной подготовки в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад № 106 "Елочка""

Разделы: Администрирование школы


Наше образовательное  учреждение «Начальная школа – детский сад №106 «Ёлочка» организовано с целью создания оптимальных условий  для развития личности ребенка на основе решения проблемы преемственности  дошкольной и начальной ступеней образования.

Проблема преемственности в рамках НШ/ДС №1 06 решается по трем основным позициям:

  • преемственность организационных условий; 
  • преемственность содержания образования;
  • преемственность форм и методов работы.

Это позволяет  оптимизировать условия непрерывного целостного развития личности дошкольника и младшего школьника.
На решение этих задач  направлена образовательная, методическая и научно-исследовательская деятельность, организуемая в НШ/ДС.
Важно отметить, что понятие «преемственность» всегда рассматривалось в контексте с понятием «готовность ребенка к школе», которую следует понимать как «внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой» (А.В.Запорожец).

В НШ/ДС№106 организованы группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе:

  • группа для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, т. к. предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение
  • группа выходного дня

Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утвержденными руководителем образовательного учреждения.

Группа №1 – занятия 2 раза в неделю, понедельник  и пятница, 3 занятия по 30 минут с 11.00 до 1300
Группа №2 – занятия по субботам, 3 занятия по 30 минут с 10.00 до 12.00

Образовательный процесс в рамках предшкольной подготовки обеспечивает постепенный переход от досугово-игровой к учебной деятельности, развитие детско-взрослого взаимодействия на принципах равноправного сотрудничества при демократическом стиле общения.

Основными формами образования детей в группах предшкольной подготовки являются развивающие (коррекционно-развивающие), сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные виды игровой и учебной деятельности, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, конструирование и моделирование, детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Отношения в группах предшкольной подготовки строятся на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, принципах гуманизма, взаимоуважения, сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка. Не допускается физическое и психическое насилие по отношению к воспитанникам.
Для ведения образовательного процесса учреждению выделяется ставка учителя в соответствии с количеством часов по учебному плану и количеством групп.
Занятия проводятся по программе Л. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора».

В структуре данной программы выделяют следующие  разделы, отражающие основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения: «Познаём других людей и себя», «Познаём мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».

Раздел «Познаём других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольников знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей.

Раздел «Познаём мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы «Математики» и «Окружающего мира».

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русскому языку», «Математике» и «Окружающему миру».

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение, а также уделяется большое внимание развитию фантазии, воображению, словесному творчеству ребёнка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка; умение анализировать форму предмета и изображения; развитие воображения; освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

В начале и в конце периода обучения по программе  мы проводим диагностику. Диагностика  в начале периода обучения дает возможность прогнозировать успешность овладения дошкольниками программным содержанием, выявить различия в развитии детей и определить, при необходимости, индивидуальную программу деятельности для каждого. Диагностика в конце периода обучения дает возможность определить успешность освоения разделов программы, выявить причины неуспешности и находить пути помощи старшему дошкольнику в его обучении и развитии.

Работа с детьми строится, исходить из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Готовность ребенка к школьному обучению  рассматривается прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, особенно тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, умение слушать и слышать другого, руководствоваться установленными правилами, умение работать в коллективе.

Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения, творчества. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, учитывать мнение, позицию другого человека, овладевать элементами учебной деятельности внутри других специфичных детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр), наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Для повышения своей профессиональной компетентности в рамках предшкольного образования,  педагогами нашего учреждения были посещены кратковременные курсы повышения квалификации по программе «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н. Ф. Виноградовой), конференция «Проблемы и перспективы повышения качества предшкольного и начального общего образования в Астраханской области», семинар «Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ».

Педагоги владеют  аспектами личностно ориентированного образования, проблемным обучением и воспитанием с позиций «педагогики здравого смысла».
В НШ/ДС№106 созданы условия для осуществления предшкольного образования:

  • Высокий уровень образовательных программ и их методического обеспечения.
  • Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического и психического здоровья.
  • Использование здоровьесберегающих, образовательных, в том числе инновационных, технологий.
  • Развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
  • Открытость образовательного учреждения для родителей и других членов семьи ребенка.
  • Подготовленность педагогов к осуществлению предшкольного образования.
  • Реализация различных моделей предшкольной подготовки детей

Мы считаем, что занятия по предшкольной подготовке, необходимо продолжать, т. к. они позволяют выровнять стартовые возможности детей – дошкольников, избежать трудностей адаптационного периода в 1 классе, обеспечить психологический комфорт с целью сохранения психического и физического здоровья ребенка, развитию устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, умения устанавливать социальные контакты.