Цели: 1. Закрепить знания таблицы умножения и деления.
2. Совершенствовать вычислительные навыки.
3. Развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Оборудование: картинка с изображением компьютера, карточка с цифрой 13, таблица с краткой записью задачи, карточки с примерами.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Минута чистописания.
-Отгадайте загадку:
Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой:
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой. /Компьютер/
-Компьютер – это вычислительная машина, которая хранит информация, переносит её из одной системы в другую, упорядочивает, сравнивает, меняет тексты или цифры. С помощью программы компьютору сообщают, что он должен делать. Такие программы известны тебе по компьютерным играм. Люди, пишущие программы, называются программистами.
-Первое задание, которое предлагает нам компьютер, назовите число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц /число 13/.
-Назовите соседей этого числа.
-Из каких цифр состоит число 13? /цифра 1 и 3/.
-Сегодня на уроке мы будем писать число 13.
-Число 13 издавна пользовалось мрачной славой, потому что в далёком прошлом у древних евреев числа обозначались буквами. Число 13 обозначалось буквой М, но с этой
буквы в древне еврейском языке начиналось слово “смерть”. Отсюда и пошло это суеверие: если соберутся вместе 13 человек, то это предвещает смерть одного из них, или какое- либо другое несчастье. В некоторых странах до сих пор нет дома с номером 13, в нём нет квартиры с номером 13. Но мы народ грамотный и знаем, что число 13 считать несчастливым неверно.
-Откроем тетради, оформим работу.
Показ учителя на доске с объяснением / поставим точку в середине клеточки, ведём прямую наклонную черту в правый верхний уголок, в следующей клеточке пишем цифру 3, состоящую из двух правых полуовалов/.
-Теперь также красиво пишем у себя в тетрадях.
3. Устный счёт.
-А сейчас нас ждёт интересная работа – устный счёт.
а/Найди ошибку и напиши правильный ответ.
3 x 6 =18
6 х 8 = 36
8 х 8 = 54
2 х 8 = 16
5 х 5 = 45
4 х 4 = 12
б/Увеличь данный ряд чисел в два раза: 2, 4, 6, 5, 8
Увеличь данный ряд чисел на 3.
Уменьши данные числа на 1.
в/ Задача в стихах:
К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? /3+3/ х 7=42 /м. /
4. Работа над пройденным материалом.
а/Решение уравнений.
Х х 5 = 45 /у доски с объяснением/ 30 : х = 6 /самостоятельно/
-Ребята, компьютер решил, что вы устали и предлагает вам отдохнуть.
Ф И З М И Н У Т К А
б/Задача. У Маши было 8 марок, а у Саши в пять раз больше. Сколько всего марок было у детей? /Читают задачу про себя, затем один вслух. Повторяем условие задачи по краткой записи. Разбираем задачу и дети записывают решение самостоятельно/
-Сколько марок было у Маши?
-Сколько марок было у Саши?
-Что значит в пять раз больше? /это значит 8 раз по 5/
-Что надо узнать в задаче?
-Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-Как узнать, сколько марок было у Саши?
-Теперь можно ответить на вопрос задачи? Как?
-Запишите решение задачи самостоятельно. /после записи решения задачи - проверка /
в/Решение примеров /самостоятельно/
6 х 5 : 10 = 3
3 х 8 : 6 = 4
5 х 7 : 5 = 7
5 х 4 : 10 =2
6 х 6 : 9 = 4
3 х 6 : 2 = 9
-Кто быстро решит примеры, поднимите руку, я дам вам дополнительную карточку.
4 х 6 : 3 = 8
4 х 4 : 2 = 8
8 : 2 х 3 = 12
3 х 4 : 6 = 2
6 х 4 : 8 = 3
12 : 3 х 5 = 20
5. Подведение итогов. Выставление оценок с комментированием.
-Какую тему мы сегодня закрепляли?
-Прочитайте, что говорит нам компьютер. /Молодцы!/
6. Домашнее задание: № 6 с. 67
Резервный материал.
а/Сравнить выражения:
7 х 7 * 7 х 6
6 х 3 +6 * 6 х 5
4 х 5 + 5 * 5 х 5
8 х 3 * 6 х 4