Данная программа элективного курса по теме “Геометрическая оптика у нас дома” объемом 12 часов адресована учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях предпрофильной подготовки учащихся.
Программа утверждена РЭС Санкт -Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования и прошла апробацию в гимназии №505 Красносельского района города Санкт– Петербурга.
Цель программы: поддержание интереса к физике с последующим выбором физико-математического профиля, расширение кругозора учащихся, формирование умений и способов деятельности для решения практических задач, таких как выработка умений наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с научной и научно-популярной литературой, создать условия для апробации знаний и умений в процессе самостоятельных наблюдений и опытов.
При прохождении этого курса учащиеся повторят теоретический материал за 8 класс по теме “Геометрическая оптика”, а также самостоятельно смогут проверить законы геометрической оптики, поставив соответствующий эксперимент. Лабораторный и демонстрационный эксперимент не требует специального оборудования, прост в исполнении и доступен для объяснения учащимися.
Программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как материал изучался ранее и данная программа позволяет на более качественном уровне рассмотреть известные объекты и обратить внимание на отработку навыков экспериментатора.
Программа основывается преимущественно на активных формах обучения (лабораторные работы, самонаблюдения, экскурсии, интерактивные методы) и отсутствии обязательного домашнего задания. Предусматривается итоговый и промежуточный контроль (анкетирование, индивидуальные собеседования, круглый стол с защитой эксперимента). Для реализации программы разработаны рабочие карты, видеоматериалы, компьютерные программы, подобрано оборудование. Занятия проводятся в кабинете физики, компьютерном классе, библиотеке школы, в музее.
Содержание программы
1 |
Вводное занятие (задачи курса, тематика занятий, Формы контроля) |
1 час |
2 |
Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Закон отражения и преломления света. |
1 час |
2 |
Плоское зеркало. Система плоских зеркал. Применение закона отражения света. |
2 часа |
3 |
Применение закона преломления света. Экспериментальное подтверждение закона преломления света. |
2 часа |
4 |
Полное отражение света от границы раздела оптически однородных сред. |
2 часа |
5 |
Линзы. Изображение в собирающей и рассеивающей линзе. Оптические системы. |
2 часа |
6 |
Учебная экскурсия |
1 час |
7 |
Круглый стол |
1 час |
Учебно-тематическое планирование.
№ |
Содержание |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1 |
Вводное занятие. Геометрическая оптика. Основные понятия и законы геометрической оптики. |
1 час |
1 час |
Собеседование |
|
2 |
Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Законы отражения и преломления. |
1 час |
1 час |
Демонстрационный эксперимент |
Наблюдение, анализ опытов |
3 |
Плоское зеркало. Система зеркал. Применение закона отражения света. |
2 часа |
1 час |
1 час |
Анализ опытов, собеседование. |
4 |
Опыты на закон преломления света. |
2 часа |
2 часа |
Анализ опытов, наблюдения, собеседование. |
|
5 |
Опыты по полному отражению света от границы раздела оптически однородных сред. |
2 часа |
2 часа |
Анализ опытов, наблюдения, собеседование |
|
6 |
Опыты на получение изображений в линзах и оптических системах. |
2 часа |
1 час |
1 час |
Собеседование |
7 |
Учебная экскурсия |
1 час |
1 час |
отчет |
|
8 |
Круглый стол |
1 час |
1 час |
Защита творческих работ |
Поурочное планирование.
№ |
Содержание |
Самостоятельная деятельность учащихся |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Организация занятий. Требования. Система контроля. Основные понятия и законы геометрической оптики. |
Ответы на вопросы анкеты (организация занятий, интересующие вопросы). Работа с учебником и тетрадью по физике 8 класс. |
2 |
Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Законы отражения и преломления света. |
Анализ демонстрационных опытов. Работа с научно-популярной литературой. |
3. |
Плоское зеркало. Система зеркал. Применение закона отражения света. |
Анализ демонстрационного эксперимента. Работа с учебной литературой. |
4. |
Опыты на закон отражения: 1)виды отражения (пластиковая коробочка от компакт-диска, бумага, вода), 2)опыты с несколькими зеркалами (зеркала, монетка, небольшая игрушка, пластилин, расческа, карманный фонарик, телевизор с пультом, посеребренная упаковочная пленка). |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов. |
5. |
Опыты на закон преломления (чашка с водой, монета, карандаш, блюдце, прозрачный стакан) |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов. |
6. |
Опыты на закон преломления света (коробочка от компакт-диска, бумага, настольная лампа, плоскопараллельная пластинка, лазерная указка, булавки, транспортир). |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов. |
7. |
Опыты по полному отражению света:1) преломление при переходе света из воды в воздух (лазерная указка, кожух с отверстиями, сосуд с водой); 2)полное отражение света от поверхности жидкости (стеклянная банка с водой, лазерная указка); 3) прохождение света через тонкий слой воздуха (тонкие пластинки стекла, стакан с водой) |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов. |
8. |
Опыты по полному отражению света: 1)наблюдение полного отражения света с помощью стеклянной пробирки (стеклянная пробирка, сосуд с водой), 2) наблюдение полного внутреннего отражения с помощью стеклянной воронки (стеклянная воронка, сосуд с водой). |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов, решение качественных задач, работа с научно-популярной литературой. |
9. |
Построение изображений в линзах и системах линз. |
Анализ демонстрационного эксперимента, решение задач на построение изображений. |
10. |
Опыты по получению изображений в линзах и оптических системах (расческа, лупа, карманный фонарик, вода, капля молока, прозрачный стакан, пробирка с крышкой, пластиковая бутылка, нитки, гвоздь, маленький стеклянный шарик). |
Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов. |
11. |
Учебная экскурсия в музей голографии. |
Отзыв об экскурсии. |
12. |
Круглый стол. |
Демонстрация самостоятельно изготовленных установок экспериментов, защита творческих работ. |
Аннотация для родителей и учащихся.
Уважаемые родители и учащиеся, в этом учебном году вам предстоит сделать выбор профиля вашего дальнейшего обучения. В рамках предпрофильной подготовки учащимся 9 классов предлагается элективный курс по теме “Геометрическая оптика у нас дома”. На занятиях учащиеся смогут повторить теоретический материал по теме “Геометрическая оптика” 8 класс, а также используя оборудование кабинета физики и самостоятельно изготовленные установки, смогут на практике проверить законы геометрической оптики. Участие каждого ученика в планировании постановки эксперимента, самостоятельном сборе установки, его проведении и анализе результатов позволит на более качественном уровне освоить геометрическую оптику, а также отработать навыки экспериментатора.
Литература.
- Перышкин А.В. Физика 8. М.: Дрофа 2004 год
- Батуев А.С. Биология “Человек”. М.: Дрофа. 2000 год
- Майер В.В. Полное внутреннее отражение в простых опытах. М.: Наука. 1986
- Майкл Ди Специо Занимательные опыты. Свет и звук. М.: АСТ Астрель. 2004
- Энциклопедия для детей. Физика. Том 16. М.: Аванта 2000 год
- Энциклопедия для детей.Техника. Том 14. М.: Аванта 2000 год