Предшествующая работа. Во время ежедневных чтений дети познакомились со многими рассказами Н.Носова и книгой «Приключения Незнайки и его друзей». В детской библиотеке они узнали о жизни и творчестве детского писателя, с удовольствием рисовали любимых героев книг Н.Носова для выставки. В самостоятельной театрализованной деятельности дети разыгрывали сценки из повести о Незнайке. В групповой библиотеке была оформлена выставка книг Н.Носова с портретом писателя.
Оборудование и материалы. В коробке – игрушечный пистолет, свисток, конфета, книга «Три поросенка»; карточки с числами по количеству детей; 4 разрезные картинки-иллюстрации к рассказам «Метро», «Милиционер», «Фантазеры», «Находчивость»; по 1 демонстрационной иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «На горке», «Про репку», «Бобик в гостях у Барбоса»; игрушки кукольного театра – Незнайка и собачка Булька; погремушки по количеству девочек, по 2 кубика для каждого мальчика; элементы костюмов лягушки, кузнечика, мухи; полоса обоев для рисования, краски.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Наш сегодняшний праздник
посвящен книгам замечательного, очень веселого
детского писателя Николая Носова.
В библиотеке мы узнали о жизни Носова, о том,
какой он был увлекающийся человек, с чувством
юмора. Ему все было интересно. И он очень любил
детей. Поэтому и произведения, написанные им,
такие веселые.
Мы прочитали много рассказов Николая Носова и
повесть о приключениях Незнайки.
Вам понравились эти книги? Чем? Хотите сейчас
вспомнить любимых героев?
1 часть
– Предлагаю вам кроссворд: здесь спрятались названия рассказов Носова. Я сейчас буду читать вам короткий отрывок из рассказа, а вы – вспоминать, и отгадывать его название.
Заполняется кроссворд <Приложение>
1. Заплатка – «Ни у кого больше таких зеленых штанов не было».
– Кто пришил Бобке заплатку? Почему? А вы сами сможете пришить заплатку, как Бобка?
2. Огурцы – «Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать»
– Почему Котька вернул огурцы?
3. Ступеньки – «Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься»
Игра «Постройся по порядку» с карточками 1–20
Под музыку дети свободно двигаются, с окончанием музыки строятся по порядку номеров на карточках.
– А теперь нужно найти в коробке предмет, который есть в рассказе, отрывок из которого я прочитаю.
4. Саша – «Он вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка». (В коробке – пистолет)
– Как поступил Саша с подарком?
5. Автомобиль – «Люди на тротуаре
останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке
милиционер засвистел в свисток». (В коробке –
свисток)
– Почему?
6. Леденец – «Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал». (В коробке – конфета)
– Что же произошло потом?.. Как поступил Миша?
7. Затейники – «Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом». (В коробке – книга «Три поросенка»)
– Чего испугались Петя и Валя?
Игра музыкальная «Если весело живется – делай так…»
Дети делятся на 4 подгруппы и собирают на полу пазлы – иллюстрации к рассказам Н.Носова «Милиционер», «Метро», «Фантазеры», «Находчивость», называют рассказы.
8. Милиционер – «Один раз Алик заблудился».
– Почему Алик не говорил свою фамилию
милиционеру?
– Что надо знать, если вдруг заблудишься?
Игра «Назови свой адрес»
9. Метро – «Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит».
– Почему мальчики заблудились?
10. Фантазеры – «Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали».
– Хорошо ли поступил Игорь?.. Почему?
– Как Мишутка и Стасик утешили его сестру Иру?.. Каким был их поступок?
11. Находчивость – «В чулане лежала рогожка. Я залез под нее и свернулся на полу комочком».
– Что значит «находчивость»?
Показ иллюстраций
– Назовите рассказы Н.Носова. («Живая шляпа», «На горке», «Про репку», «Бобик в гостях у Барбоса»)
Дети определяют, к какому рассказу иллюстрация.
– Вспомните художника, иллюстрировавшего книги Н.Носова. (И.Семенов)
– Какие еще рассказы Н.Носова вы знаете? («Мишкина каша», «Три охотника», «Когда мы смеемся»)
2 часть
Кукольный театр «Незнайкины загадки» (под муз «В траве сидел кузнечик» появляется Незнайка)
– Ой-ой-ой… Куда это я попал?.. Вы меня знаете?.. А
вы кто? (Дети называют свои имена)
– А откуда вы меня знаете?.. (Из книги: «Незнайка
носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные
брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком»)
– Тогда вы должны знать всех моих друзей. Давайте
играть: я буду загадывать загадки про моих
друзей, а вы их отгадывать. Хотите?.. Тогда
слушайте внимательно:
- Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу (Знайка)
- Он всегда ходит в белом халате, а на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней (доктор Пилюлькин)
- У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят (музыкант Гусля)
Ведущий. Незнайка, у нас тоже есть оркестр, который исполняет песню «Кузнечик». Хочешь послушать?
Инсценировка песни «В траве сидел кузнечик»
(Лягушка, кузнечик, мухи – в костюмах; у мальчиков в руках по 2 кубика, у девочек – погремушки; все поют, на проигрыш гремят погремушками, стучат кубиками)
- Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон». У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках (художник Тюбик)
- Он умеет подбирать рифмы и сочинять стихи (поэт Цветик)
- А кто мой самый лучший друг? (Гунька)
– Скажите, кого вы еще знаете из моих друзей?
(Винтик и Шпунтик, Пончик, Сиропчик, охотник
Пулька, собачка Булька, Торопыжка, Ворчун, Молчун,
Растеряйка, Авоська да Небоська)
– А вы умеете подбирать рифмы? Рифмы – это когда
два слова оканчиваются одинаково.
Игра «Доскажи словечко»
1. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)2. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называются все… (алфавит)
– А вот смешные стихи:
3. Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бу… (бумажки)4. А водитель спозаранку
Крутит круглую… (баранку)
(Волина В.В. Праздник Букваря. М.: АСТ-Пресс, 1997)
– А можете вы подобрать рифмы к слову речка?..
книжка?..
– Молодцы, вы тоже здорово подбираете рифмы,
прямо как я. Поаплодируйте себе!
Появляется собачка Булька.
Булька: Тяв-тяв-тяв…
Незнайка: Ребята, Булька говорит, что меня Знайка срочно вызывает. Я должен бежать. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!
3 часть
Ведущий. Незнайка отправился в свой Цветочный город. А почему город, где живут коротышки, называется Цветочным? («В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков».)
Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»
Пальцы обеих рук образуют замок, касаясь подушечками; средние пальцы опущены вниз, как язычок колокольчика, двигаются; ведущий проходит рядом и звонит настоящим колокольчиком.
– Хотите попробовать нарисовать Цветочный город?
Коллективное рисование красками на полосе обоев (под музыку).