Использование межпредметных связей в работе с одарёнными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Термином “одаренные дети” обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.

“Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. (Определение одаренности комитета по образованию США).

Обучение интеллектуально одарённых детей, может быть только личностно-ориентированным. Личностно ориентированное обучение — это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Учитель должен помогать ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знаний, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Так, чтобы ученик ощутил потребность и способность к самоизменению, к саморазвитию.

Мною было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке (скажем на истории) со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках (допустим на географии, химии, информатике). Замечу кстати, что дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы сообщаем им в рамках одного предмета...

Если обобщить сказанное, то можно сделать следующий вывод: большинство учеников наших школ в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека — способность к сравнению, анализу и классификации получаемой из вне информации.

Напрашивается дикий, но, боюсь верный, вывод. Во всяком случае мой опыт общения со школьниками подтверждает: многие неглупые ребята учатся, используя какой-то несвойственный им, “перпендикулярный” способ мышления. Конечно, нет правил без исключений, но сама тенденция настолько тревожна, что требует особого изучения и — безусловно! – грамотного противодействия.

При традиционных подходах к преподаванию в школе не создаются условия для предъявления учащимся общенаучных методов познания, как действительно общенаучных ( это связано с непродуманными программами, с сокращения программных часов и отрыва от науки: физики, химия и т.д.). У ребят не формируется понимание того что этот метод познания универсален и переносим из одной области в другую, поэтому необходима дополнительная внеклассная работа (работа кружков, проведение интеллектуальных марафонов, конференций, защита проектной деятельности и т.д.).

Исследования - психологов, учёных из разных областей и мои собственные наблюдения показали, что общий подход к формированию школьниками разнообразных умений и навыков позволяет значительно ускорить процесс формирования этих знаний и умений, а также сэкономить немало учебного времени, необходимого для совершенствования процесса обучения в целом по естественнонаучным дисциплинам.

Развивающее обучение направлено на формирование из ученика личности, его цель — развитие ученика, в частности, его интеллекта. Основа этого процесса — его самостоятельная познавательная деятельность.

Знания, умения и навыки — база, информационный фундамент для развития потенциальных возможностей человека.

В связи с тем, что теперь нет единых для всех школ страны методик, строго регламентирующих деятельность педагога, каждый учитель в вправе выбрать близкую себе педагогическую концепцию и работать по ней. Одна из концепций, соответствующих новым условиям и потребностям общества, а также международным тенденциям — концепция развивающего образования, неотъемлемой частью которой является интеграция учебных предметов. Именно она позволяет “раскрыть” ребёнка, потому что личностно - ориентирована. Эта концепция не нова. Её идеи и принципы формировались под влиянием трудов ряда учёных из разных стран. В том числе отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, .Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, В.Ф. Шаталов и другие).

Почти все одарённые дети имеют узкую направленность, но многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Я поняла, что многие неприятности даже у одарённых детей не от того, что они не знают какую либо информацию (наоборот её сейчас так много), а не могут понять, связать её между собой и применить в конкретной области.

Мой опыт показывает, что использование интеграции в процессе обучения и идеи развивающего образования очень хорошо помогают в этом. Работая в этом направлении поняла, что в умелом использовании межпредметных связей — скрыты огромные воспитательные возможности, т.к. нельзя решить вопросы эстетического, нравственного, трудового воспитания в рамках учебного материала одного предмета. Знакомя ребят с этическими и эстетическими понятиями, выхожу в философию, социологию, этику и эстетику. Это создаёт условия для синтеза, переноса и обобщения знаний в учебной деятельности. Таким образом межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к воспитанию творческой и активной личности.

Использование информации полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала, ибо межпредметные связи целеноправленно формируют в сознании учащихся необходимую цепочку ассоциаций, связывающих понятия, законы, теории, изучаемые в разных учебных дисциплинах, в единую логически стройную систему знаний.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой — высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности. Основной формой организации учебной деятельности как фактор развития детской одаренности должна стать исследовательская деятельность детей как индивидуальная, так и коллективная, но для каждого ребёнка должна быть разработана индивидуальная программа. Необходимо дополнение традиционного учебного плана специализированными курсами исходя из индивидуальных особенностей детей.

При работе с одарёнными детьми учитель должен работать в тесном контакте с психологом школы. У современной психологии есть мощные рычаги воздействия на психологическое состояние человека и его деятельность. Поэтому психолог поможет не только определить степень одарённости, но и разработать психологические основы и практические меры, направленные на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Психолог может также помочь учителю проводить психокоррекционную работу, тренинги личностного роста.

Вне зависимости от предметного содержания образовательной деятельности, при разработке образовательных моделей, ориентированных на развитие детской одаренности, необходимо учитывать, кроме специальных (связанных с особенностями конкретной деятельности) психических новообразований, также знания, умения и навыки, сформированность общих черт, необходимых для реализации личности в творческой деятельности (социальные контакты, навыки общения, любознательность, лидерство, познавательную самодеятельность, физическое развитие).

В этом случае диагностика вплетается в саму ткань образовательного процесса, становясь его неотъемлемой частью. Без надежных моделей прогнозирования невозможно понять, как те или иные качества личности, особенности мышления или физического развития должны выглядеть на данном этапе возрастного развития и во что они будут трансформироваться со временем. Какие проявления психики ребенка следует рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а какие будут являются негативными.

Психологи утверждают, чтобы показать возможность подойти к одному и тому же явлению с разных сторон, важно включить это явление в разные связи, т.е. на учить мыслить диалектически. При существующем бюджете учебного времени необходимо обеспечить не только повышение научного уровня программ и учебников по естественнонаучным дисциплинам, но и усилить обучающую роль методов, особенно методов рационального обучения (скорочтение, тренировка воли, внимания, памяти и т.д.) обеспечивающих усиление обучающих, развивающих и воспитывающих функций педагогического процесса по физике, химии, биологии, математики.

В современном мире одним из важнейших средств образовательной деятельности и развития детской одарённости выступают новейшие информационные технологии. Практика показывает, что компьютерные технологии, при условии корректности. применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности. Использования собственной исследовательской практики ребенка как средства развития одаренности.

Помимо всего в распоряжение учителя и учащихся предоставляется богатейшие материалы и учебная информация — тесты, тексты, жизнеописания учёных, справочный материал, таблицы, видеофильмы и др. Всё это способствует интеграции наук и развитию мыслительных процессов ученика. Использование компьютерных технологий позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении, учащимся подбираются задания, отвечающие конкретным требованиям каждого конкретного момента учебного процесса. Каждое своё действие ученик иметь возможность проверить, а также сразу узнать результаты своей деятельности. Сложность предлагаемых заданий может изменяться в зависимости от ответов ученика на ранних этапах работы. Машина может давать подсказки, комментировать ответы, давать указания относительно характера работы. Немедленная реакция машины на действия ученика является достаточно мотивирующим фактором, концентрирует его внимание. Программа позволяет одновременно придать общению машины с учеником личный характер и учитывать индивидуальные особенности ученика. Всё это позволяет, опираясь на зону актуального развития ученика стимулировать его продвижение в зону ближайшего развития.

Мы видим, межпредметные связи эффективно реализуются при комплексном подходе к обучению, что создаёт благоприятные условия для учебно-познавательной деятельности учащихся.

При применении, межпредметных связей школьных предметов, при их систематизированном осуществлении создаётся оптимальное условие для последовательного развития каждым школьником всех необходимых умений и навыков: вычислительных, измерительных, графических, моделирования, наблюдения, экспериментирования и т.д.

Всё это даёт возможность:

  1. Осуществлению образовательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме;
  2. Сочетанию уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимального расширения круга интересов;
  3. Доминированию собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  4. Ориентацию на интеллектуальную инициативу; неприятие конформизма;
  5. Максимально глубокую проработку изучаемой темы;
  6. Высокую самостоятельность учебной деятельности; формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей; ориентации на соревновательность; актуализации лидерских возможностей;
  7. Информационное обогащение среды; активизации трасформационных возможностей предметно-пространственной среды;
  8. Гибкость в использовании времени, средств, материалов; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами.

Использование межпредметных связей даёт большую Возможность работы с одарёнными детьми, но при важном условии, что сам педагог должен быть высокого интеллектуального уровня и креативного мышления.

Литература:

  1. Браверман Э.М. Развивающее обучение на занятиях по физике. - Физика в школе, 1998, №1.
  2. Дудин С.М. Компьютеризация учебного процесса. — Физика в школе, 2004, №4.
  3. Евграфова С. Большой разговор об интеграции и межпредметных связях.- Русский язык, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”,1998, № 8.
  4. Ильницкая И.А. Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности детей и подростков - Омск: ГОУ ДПО “ИПРООО”, 2006
  5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., “Просвещение”, 1987.
  6. Панютина НЯ. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми — Волгоград: Учитель, 2007
  7. Пономорёва Е.А., Саидов Н.А. Интегрированный урок по информатики и литературе. — Практика административной работы в школе, 2003, №8.
  8. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль “Академия развития”, 1996.