Урок в 6-м классе по теме "Реки"

Разделы: География


Цель урока:

  1. Сформировать представление реке, ее частях, частях речной системы и долины, бассейнах, водоразделах.
  2. Научить детей читать карту, определять левый и правый притоки, находить водоразделы.
  3. Через интегрированный урок воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

Оборудование: репродукции с картин художников, карта полушарий, компьютерный диск для 6 класса, схемы “Река”, “Бассейн реки”, таблица “Характерные черты горной и равнинной рек”, карта бассейн реки Осетр, кроссворд, снимки рек, атласы, схемы “Река” для всех обучающихся.

Ход урока

На доске эпиграф: “Реки как люди…”

Л.Н.Толстой

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!
Сегодня урок наш о важном на свете.
Мы будем часть гидросферы изучать,
Прошу вас всех хорошо отвечать.

II. Проверка домашнего задания:

  • Что называется Гидросферой? (Водная оболочка Земли).
  • Какие части гидросферы вы знаете? (Воды Мирового океана, воды суши, вода в атмосфере).

III. Изучение нового материала.

1. Объявление темы урока:

Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит,

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

  • Как будет называться тема нашего урока? (Река).
  • Эпиграфом нашего урока станут слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

2. Работа с картинами великих художников, поэтов, писателей:

Обратите внимание на репродукции с картин художников….. Михаил Васильевич Нестеров “Осенний пейзаж” – природа кажется застывшей в своем холодном спокойствии. Неподвижны свинцовые воды реки, пустынны её берега, не шелохнется отражение в воде. Илья Семенович Остроухов “Сиверко” – Берег Москвы-реки. Уютная,живописная подмосковная природа. Москва-река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами. Река с ее невысокими берегами как бы уходит за картину. Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич “Сырдарья” – с помощью могучей среднеазиатской реки художник передает образ Узбекистана. Сиренево-сизая, зеркальная гладь реки и сливающаяся с небом голубоватые силуэты гор. Поль Сезан “Берега Марны”, Ромадин Николай Михайлович “Керженец” (Самара), Исаак Ильич Левитан “Весна. Большая вода”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Но не только художники, а и писатели… кто не помнит гоголевских строк: “чудесен Днепр при тихой погоде…”, “Редкая птица долетит до середины Днепра”. Любили реки и поэты:

О, Волга!..Колыбель моя,
Любил ли кто тебя как я?
Один по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит,
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…

(Н. Некрасов)

Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь…
…Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.

(А.С.Пушкин)

3. Структура реки.

- Кто был на берегу реки?
- Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой? (Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши).
- Правильно. (Работа с диском).

- Река – это водный поток, текущий в выработанном углублении – русле реки.

- Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

- Террасы – это остатки старого днища.

4. Схема реки.

Вспомните слова Льва Николаевича “Реки как люди”. Это так. Как устроен человек, из каких частей состоит его тело. Так и река. У вас на столах схемы.

(У детей схема реки, разработка с.142).

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности из болота, там, где выходят подземные воды.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника.
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

(Н.Палькин)

Ангара вытекает из озера Байкал. Терек берет начало в ледниках Кавказа. Обь образуется в результате слияния двух рек – Бии и Катуни. (Подписывают на схеме истоки). Человек рождается, живет определенное отведенное ему время и умирает. Так и реки рождается, живут и прекращают свое существование в видоизменной форме, т.е. она может впадать в море, океан, другую реку. Ее воды превращаются в воды других рек, морей, океанов.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. (Подписывают на схеме).Существуют различные виды устьев.

Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов. (Лена, Волга, Миссисипи).

- Кто может показать любую реку от истока к устью? (Дети показывают на карте задание с.88 Реки: Нил, Инд, Волга, Обь).

Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек. Посмотрите на нашу схему. (Дети рассматривают схему, называют главную реку и притоки, подписывают).

Пример: Так, река Москва - это левый приток Оки, а Ока – правый приток Волги. Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река – правым или левым – нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа – он правый приток, если слева – левый. (Работа с картой. Определите, каким притоком – правым или левым – является Кама для Волги, Иртыш для Оби, Ангара для Енисея).

Работа со схемой: Сколько притоков получилось на схеме? (три).

Как мы их будем различать? (правый, левый I и II порядка).

Притоки делят главную реку на верхнее, среднее и нижнее течения. (Обозначают на схеме).

5. Речная система. (Работа по компьютером). С притоками связано понятие речная система, т.е. главная река со всеми притоками образует речную систему. Поработаем в учебнике с. 89 Найдите р. Лена. Давайте опишем речную систему по плану:

  1. Главная река. (Лена).
  2. Исток главной реки, устье главной реки. (Исток г. Байкальский хребет. Устье – море Лаптевых).
  3. Левые и правые притоки. (Левые притоки – Вилюй, Муна. Правые притоки – Алдан, Витим, Олёкма.)
  4. Притоки I,II, III порядков. (Приток 1 порядка – Витим, 2 порядка – Олёкма, 3 порядка – Алдан, 4 порядка – Вилюй, 5 порядка - Муна).

6. Бассейн реки, водораздел.

- От речной системы надо отличать бассейн реки – это участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Свой бассейн имеет каждая река, даже маленькая. Бассейн главной реки включает бассейны всех её притоков. Самый большой бассейн – у Амазонки (показ на карте). Его площадь – 7 млн. км2 – лишь немного уступает площади Австралии.

(Работа с диском – показ бассейнов рек).

Работа со схемой: - Посмотрите на рисунок в учебнике.

Здесь показаны 4 реки. (Учитель обводит бассейн реки одной, второй, третьей).

- А теперь другим цветом обвожу следующее понятие – водораздел – это граница, разделяющая соседние речные бассейны. Действительно, по одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. (Работа с картой- Водоразделы каких речных бассейнов проходят по уральскому хребту)

Физминутка.

7. Питание и режим рек.

- Чтобы поддерживать свой организм мы питаемся. Чем? Кто, что любит?
- Так и реки, чтобы поддержать свое течение ,а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается, река питается. Откуда берется вода, за счет чего питается она, т.е. пополняет свои воды (ответы детей).

А питает речку подземный запас
А еще питает дождь, воды снега и льда.
И характер питания зависит от климата.

Немало рек, питающихся исключительно дождевой водой. Среди них – самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Уровень воды в этих реках почти не изменяется, так как дожди выпадают в их бассейнах весь год. (Показ рек).

Талыми водами горных ледников питаются протекающие по пустыне реки, истоки которых находятся высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках – летом. Почему? Чем жарче лето, тем выше их уровень. К таким рекам относится, например, Амударья. (Показ рек).

Большинство равнинных рек в нашей стране имеет смешанное питание. Весной – талым снегом. Летом – дождем. Зимой, когда они покрыты льдом, единственный источник питания – выходы грунтовых вод в руслах рек. Если бы не подземное питание, реки зимой подо льдом могли бы вообще иссякнуть.

- Мы люди стараемся жить по режиму. Что такое режим? Слово вам это знакомо? (Вставать, кушать, ложится в одно и тоже время).

Так и у реки есть режим, который зависит от питания (работа с диском).

Режимом рек называют изменение уровня воды в реке в течение года.

Наступает в природе зима,
А на реках ледостав.
Покрывается река льдом,
Но под ним вода течет своим путем.

Реки замерзают в разное время. Об этом расскажет картосхема. (Работа с картосхемой “Водный режим рек”, “Ледовый режим рек”).

Вспомните произведение Н.Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

Весной в реки стекает вода
От растаявшего снега и льда.
Они переполняют и заливают водой
Часть речной долины, называемой поймой
А воды в реке подъем
Всяк половодьем назовет.

Весной в реку стекает талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Это весеннее половодье. Репродукции картин Исаака Ильича Левитана, Николая Михайловича Ромадина.

Летом становится тепло,
И очень сильно реки мелеют.
И межень наступает в это время.
Но тает снег далеко в горах,
И летом разливается Амударья.
Осенью часто идут дожди.
Подъем воды в реке, то есть паводок жди.

Летом происходит сильное испарение воды из реки и поверхности её бассейна. И хотя выпадают дожди, главным становится снова подземное питание. Уровень реки понижается. Называется это явление межень. Осенью испарение меньше, чаще идут затяжные дожди. Вода в реке прибывает, уровень ее повышается. Обильные дожди могут вызывать сильные кратковременные подъемы – паводки.

8. Реки равнинные и горные. (Две картинки)

- Скажите мне, пожалуйста, мы люди имеем все одинаковый характер? (Нет. Примеры)
- Давайте сейчас с вами поменяемся местами: вы учителя, а я - ученица.

На картины посмотрите
И скорее вы решите,
Где здесь горная река,
Где равнинная.
Объясните - почему?
Может быть, и я пойму.

(дети размышляют по таблице, я открываю её).

Таблица:

Реки Сравнения рек
Характер течения Рельеф Скорость течения
Горные Бурлят, пенятся Горный Быстрая
Равнинные Медленная Равнинный Спокойная

Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах Скорость – 1 м/с. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной. У М.Ю.Лермонтова:

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…

9. Реки Зарайского района.

- А теперь все, что мы сегодня узнали давайте посмотрим на нашей реке.

Выбегает ручеек из-под горки меловой,
Звонко песенку поет, а зовется он рекой.

- Какая у нас течет река? (Осетр)
- Кто знает, чьим притоком является она? (Правым притоком Оки).

Выступление учащихся с использованием карты Зарайского района.

Осетр - речка, правый приток Оки. Начинается у село Мелеховка Тульской области, и затем на протяжении 70 км течет в пределах Зарайского района, вбирая в себя 45 притоков. Ширина русла от 15 до 40 м, глубина от 0,5 до 4 м. Зимой толщина льда от 30 до 50 см. Весной во время половодья уровень воды поднимается в среднем на 6,5 м. Общая протяженность реки 237 км. Водятся следующие породы рыб: окунь, щука, линь, язь, голавль, судак, карась, плотва, карп, толстолобик, лещ.

- Какое питание у нашей реки? (Смешанное)

10. Использование рек и их охрана.

У воды нет ни вкуса, ни цвета,
И запаха тоже нет.
Но без нее на свете
Не может жить человек!
Куда используют воду рек?
Вы должны мне дать ответ.

(Ответы учащихся).

Чтение и обсуждение стихотворения Николая Дудина “Притихла речка”.

- Какую работу выполняют реки?

Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
А возле леса на опушке
Грибы уже и не растут.
Завалена страшнейшей кучей,
И все везут, везут, везут!

(Ответы детей на вопрос: как надо беречь воду).

Как с водою поступать,
Очень важно дети знать!

IV. Закрепление пройденного: Отгадаем кроссворд.

Вопросы:

  1. Площадь – та, с которой собирает воду река.
  2. Ежегодно повторяющийся весенний подъем воды.
  3. Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
  4. Форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.
  5. Реки, скорость которых быстрая, характер течения бурлящий, пенящийся.
  6. Река, впадающая в главную реку.
  7. Место – финал, где река впадает в море или океан.
  8. Граница не навек, разделяющая бассейны двух рек.
  9. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
  10. Как называется самый низкий уровень воды в реке, чаще летом.
  11. Внезапный подъем воды в реке во время дождей.
  12. Место это очень мало, где река начало берет.

V. Итог урока:

Реки как люди: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди”.

Вот и к концу пришел урок,
Нам подводить пора итог.
Спасибо за работу детки,
А я поставлю вам отметки.

VI. Домашнее задание.

& 30, в “Словарь” записать все новые слова и выучить.

Дополнительно: Написать ваши размышления на слова льва Николаевича Толстого.