Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
- познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;
- развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;
- продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
- рассматривать сказку как систему отношений;
- формировать интерес детей к чтению,
Микроумения:
- самостоятельно находить отрывки из текста;
- ориентироваться в смысловом содержании текста;
- формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).
Оборудование:
- музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;
- иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».
Структура урока:
- Оргмомент.
- Повторение пройденного.
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях
- Самостоятельная работа. - Сообщение темы и цели урока
- Первичное восприятие текста
- Изучение нового материала - Работа над названием сказки
- Физкультминутка
- Вторичное чтение сказки
- Словарная работа
- Разбор сказки по вопросам - Подведение итогов
- Обобщение и систематизация - Информация о д/з
Рефлексия.
Ход урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ.
(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями и получите вкусный приз. Согласны? Тогда начинаем
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Слайд 1 (Урок чтения, сказочная иллюстрация )
1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.
ЗАГАДКА 1. (из кузовка)
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)
- А что за литературный жанр - сказка?
(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)
- Чем же сказка отличается от другого произведения?
(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)
Приложение 1. Слайд 2 (портрет А.С. Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-Прочитайте слова, написанные на доске.
- Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)
- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)
- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)
- А как называются сказки, которые сочинил народ?
(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)
- А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)
- Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.
2. Задание
ЗАГАДКА 2.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)
Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»
- Старик, старуха, горшок, кафтан. ( «Кому горшок мыть» - народная).
- Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)
Приложение 1. Слайд 3
3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.
- А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?
(составление таблицы на карточках лежащих на столах)
Приложение 1. Слайд 4 (вопросы)
- Кто является создателем народной сказки; литературной?
- Форма создания сказки?
- Можно ли вносить изменения в сказку?
- Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
- Какие жанры используются в сказках?
Проверка.
Приложение 1. Слайд 5 (таблица)
СКАЗКА |
|
НАРОДНАЯ |
ЛИТЕРАТУРНАЯ |
1.Автор - народ |
1.Автор – конкретное лицо. |
2.Существует в устной форме. |
2.Создается в письменной форме. |
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения) |
3. Внесение изменений не допускается |
4.Время создания сказки определить невозможно. |
4.Время создания сказки известно. |
5. Народная сказка ограничивается определенным жанром - волшебная, |
5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. |
Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.
Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)
1. Чтение сказки учителем.
- А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)
- Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)
-Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)
- Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:
ЗАГАДКА 4.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)
Приложение1. Слайд 6 (иллюстрации название сказки , яблоко)
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Работа над названием сказки.
- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку откройте учебники на странице 82.
- Прочитайте название сказки.
- Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2. Вторичное чтение сказки по учебнику
(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.
3. Словарная работа:
- В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.
Мультимедиа. Слайд 7 (слова из текста)
- Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
- Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
- Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
- Указ- распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
- Великая печаль - большое чувство грусти.
- Небылица- это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
- Вельможи - знатные богатые люди.
4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.
- Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)
- Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)
- Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)
- Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)
- Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)
- А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.
- Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)
- Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)
- Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.
1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?
По плану:
Приложение1. Слайд 8. (план)
- Название
- Автор.
- Жанр (какая?). Почему?
- Главная мысль
- Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?
Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая
2 .У вас на столе есть листок с пословицей. Прочитайте эту пословицу про себя. Тот, у кого пословица подходит к нашей сказке, пусть встанет и прочитает ее вслух и докажет Что означает выбранная вами пословица?
(Дети выполняют задание)
Примеры пословиц и поговорок.
- Семь раз примерь, один — отрежь.
- Без дела жить - только небо коптить.
- В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
- Во всяком мудреце довольно простоты.
- Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
- Был пирог, найдется и едок.
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Всяк своим умом живет.
- Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
- Уговор дороже денег.
- Худ солдат, который не надеется быть генералом.
- Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
- По заслуге и плата.
- Соврет – глазом не моргнёт.
- Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
- Делу время, потехе час.
- Всяк человек своего счастья кузнец.
VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Самооценка работы.
Приложение1. Слайд 8. (критерии)
Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:
«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;
«4» - на уроке были затруднения , не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;
« » - не очень понравилась моя работа на уроке,
- встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу не поставил себе оценку;
- теперь те, кто поставил оценку «4»;
- теперь те, кто поставил оценку «5».
2. Домашнее задание.
Перечитать сказку ещё раз, подготовить ответ на вопрос №2 стр.84; выполнить задание тетради на печатной основе стр. 19.
3. Рефлексия.
Бабушка-Загадушка приготовила для вас листок «Пушистик настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите всем и друг другу.
Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой.
Я ставлю всем пятерки. А Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки.
Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.
Спасибо за урок!