Тема: «Ручные работы»
Урок №2: «Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ»
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ;
- Формировать представления о приёмах безопасной работы;
- Ознакомить с инструментами и приспособлениями для её выполнения;
- Воспитывать аккуратность и внимательность при выполнении работ;
- Развивать интерес к профессии «портной».
Материально-техническое оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, набор игл, напёрстки, булавки, портновский мел, колышек, манекен, резец, нитковдеватель, ножницы, сантиметровая лента, чёрный ящик
Дидактика: учебник «Изготовление мужских и детских сорочек», тетрадь, карточки – задания по теме «Безопасные приёмы работы», контрольные листы с таблицей.
Презентация: Приложение 1.
ХОД УРОКА
Учитель |
Ученики |
|||||||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Добрый день, я рада вас видеть. На прошлом уроке мы с вами познакомились с правильной организацией рабочего места при выполнении портным ручных работ. Обратите внимание на мой рабочий стол. |
|
|||||||||
Здесь две группы предметов. Что вы здесь видите? |
Называют знакомые им инструменты (ножницы, иглы, булавки и т. п.) |
|||||||||
Правильно. А как можно все эти предметы назвать общими понятиями? |
- Инструменты и приспособления. |
|||||||||
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ – тема нашего сегодняшнего урока. Нам предстоит узнать о каждом из них более подробно. |
|
|||||||||
- А для чего инструменты и приспособления нужны портному? Верно. Но прежде чем приступить к работе с этими инструментами и приспособлениями, нам необходимо вспомнить правильную организацию рабочего места и безопасные приёмы работы. |
- Для изготовления одежды. |
|||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС: |
|
|||||||||
- На что влияет правильная организация рабочего места? |
- На производительность труда и качество выполняемой работы. |
|||||||||
- Какими могут быть размеры рабочего стола швеи – ручницы? |
- Длина – 120 см, ширина – 70 см, высота – 80 см. |
|||||||||
- Каким требованиям должна отвечать поверхность стола? |
- Гладкий, без заусенец. |
|||||||||
- Как должна быть освещена рабочая зона? |
- Хорошо. Свет должен падать на рабочую поверхность сверху слева. |
|||||||||
- Чем должно быть снабжено рабочее место портного при выполнении ручных работ? |
- Винтовой стул, подставка для ног, бобинодержатель, магнит для ножниц, подушечка для игл и булавок, мусоросборник и т.д. |
|||||||||
- Каким должно быть расстояние от глаз работающего до изделия? |
- Не менее 30 см |
|||||||||
ИГРА «Я ЗНАЮ». Сейчас вы разделитесь на две команды. Вам будут предложены заготовки частей предложений, которые нужно соединить по смыслу, чем быстрее, тем лучше. (Приложение 2) |
|
|||||||||
Например: При работе с иглой … обязательно надевать напёрсток. |
Попеременное озвучивание правильных ответов двумя командами. |
|||||||||
Вы хорошо знаете, как правильно организовать своё рабочее место. А как в народе говорят о труде портного? Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается об «орудиях» труда портного. |
«Семь раз отмерь – один отрежь», «По одёжке встречают - по уму провожают», «Куда иголка – туда и нитка»….. |
|||||||||
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Хорошо. Вы правы. А знаете ли вы, что в старину говорили «шить одежду – это иголками колодец копать». Как вы понимаете это? |
- Работа портного трудная. |
|||||||||
Действительно, работа портного требует старания и терпения, она очень трудоёмкая и кропотливая. Множество мелких предметов даны портному в помощь, чтобы облегчить и обезопасить его работу. Пришло время познакомить вас с инструментами и приспособлениями, которыми вы будете работать на практике. |
|
|||||||||
(Учитель, рассказывая, демонстрирует инструменты и приспособления, а также показывает приёмы работы ими.) |
Заполняют таблицу:
|
|||||||||
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА На ваших столах лежат проверочные листы с таблицей: «Инструменты для ручных работ» (Приложение 4)
|
|
|||||||||
Вы должны пользуясь учебником стр.. 82-84 заполнить колонки в этой таблице. За выполненную работу выставляется оценка в журнал. На выполнение работы предоставляется 15 минут. (Через 15 минут учитель собирает работы). |
Самостоятельная работа с учебником «Изготовление мужских и детских сорочек» Е. Ч. Макарова, А. В. Корнеева Москва «Высшая школа» 1992 |
|||||||||
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|
|||||||||
- Ребята, какую тему мы сегодня с вами изучили? |
- Инструменты и приспособления. |
|||||||||
Я предлагаю вам, угадать какой предмет лежит в чёрном ящике! Узнать это можно только с помощью ваших наводящих вопросов. На которые ответ может быть «ДА» или «НЕТ». |
Задают вопросы. Например: - Это острое? |
|||||||||
(В чёрном ящике, например, лежит сантиметровая лента.) |
- Сантиметровая лента. |
|||||||||
- Вы правильно угадали. А для чего она нужна портному? |
- Для измерения фигуры человека, ткани… |
|||||||||
- Какие требования к ней предъявляются? |
- Должна быть из прочного нерастяжимого материала, с металлическими заклёпками на концах. |
|||||||||
- А какие ещё инструменты вы теперь знаете? |
- Ножницы, ручные иглы… |
|||||||||
- Чем отличаются инструменты от приспособлений? |
- Приспособления облегчают определённые виды ручных работ портному, а инструментами портной непосредственно работает. |
|||||||||
Тему вы усвоили. Активность на уроке была высокой. За работу на уроке (называет фамилии учащихся) получают следующие оценки. Урок окончен. |
|
Используемая литература
- Амирова К.Э., Труханова А.Т. «Технология швейного производства», М: Издательский центр «Академия», 2004 г.
- Макарова Е. Ч., Корнеева А. В. «Изготовление мужских и детских сорочек». М: «Высшая школа» 1992 г.
- Перевод с английского А. Юрасовской «Как шить красиво», М: Издательство «Мир» 1990 г.
- Составитель Березин Н. «Мудрость тысячелетий. Энциклопедия», М: «Олма-пресс», 2006 г.